Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №12/2008

ТЕТ-А-ТЕТ

НАЧИНАЯ С XX ВЕКА

 

Елена КНЯЗЕВА

 

Музыка цвета:
Шёнберг и Кандинский

"А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб?» В этих строках 1913 г. Маяковский выразил смысл эстетики начала XX в. — соединение порой совсем несоединимого.

Вслушивались ли вы, какого цвета звук трубы, скрипки или фагота? Недавние исследования выявили идентичные звукоцветовые ассоциации у разных людей. Начиная с XX века психология творчества значительно расширила свои границы за счет синестезии (греч. — соощущение). Это явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств, например «цветной слух» — звуковые переживания при восприятии цвета. «Цвет — это клавиша, глаз — молоточек, душа — многострунный рояль» — так определил новую концепцию творчества художник Василий Кандинский в работе «О духовном в искусстве» (1910).

На концерте в Мюнхене в 1911 г. русский живописец Василий Кандинский услышал струнные квартеты и пьесы для фортепиано немецкого композитора Арнольда Шёнберга. Под впечатлением от этой необычной додекафонной музыки Кандинский создал картину «Впечатление III (Концерт)».

В. Кандинский. Впечатление III. Концерт. 1911. Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен

В. Кандинский. Впечатление III. Концерт.
1911. Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен

 

Так встретились мастера возрожденческого типа: Кандинский писал стихи, играл на виолончели и фортепиано, Шёнберг занимался живописью, тоже сочинял стихи и писал либретто для своих сочинений. Сформировавшиеся в разных условиях, принадлежащие к разным национальным культурам, художник и музыкант, они провели синестетические параллели между зримым и слышимым, сопоставили музыкальные тембры с красками, хотя шли к синтезу искусств по-разному.

В результате творческой эволюции Шёнберг стал автором «беспредметной» музыки, в которой нет звуков привычного музыкального окружения человека, потому что нет объединяющего соотношения тонов с главным центром лада — тоникой. Додекафонная музыка — аморфная, диссонансная, не сразу постигается слухом, что затрудняет ее восприятие. Возникает необходимость видеть нотный текст, привлекать глаз как аналитический орган. Интересовавшийся живописью Шёнберг говорил о художниках: «В. Кандинский и О. Кокошка пишут картины, для которых материальный мир не более чем импульс к фантазии в красках и формах. Когда они выражают себя так, как до сих пор выражал себя лишь музыкант, то все это симптомы постепенно распространяющегося познания истинной сути искусства».

А. Шёнберг. Красный взгляд. 1910

А. Шёнберг. Красный взгляд. 1910
Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен

 

По словам создателя абстрактной живописи Василия Кандинского, «музыка всегда была искусством, не употреблявшим своих средств на обманное воспроизведение явлений природы, но делавшим из них средство выражения душевной жизни художника». В докладе «Основные элементы живописи. Их сущность и ценность» на заседании секции монументального искусства Инхука (Института художественной культуры) в 1920 г. Кандинский представил аудитории таблицу «Параллели цвета и звука».

В монодраме Шёнберга «Счастливая рука» (1924) особая световая сценография, подчиненная музыке. В сцене бури логика соотношения художественных приемов близка изысканиям Кандинского: «буря в природе, накал человеческих эмоций сопровождается звуковым и световым crescendo. В тембрах движение идет от скрипок и гобоев через кларнет, фагот, бубен, арфу к торжеству тромбонов и труб. Заканчивает эпизод умиротворяющий английский рожок. Соответственно в цвете — от черного и коричневого через грязно-зеленый, фиолетовый, красный к оранжевому и желтому. Завершает световое crescendo мягкий голубой цвет».

 

желтый — высокое громкое звучание трубы

синий светлый — флейта

синий темный — виолончель

все темное — контрабас, орган (низкие тона)

зеленый — спокойные, растянутые тона скрипки

зеленый в желтое — повышающиеся тона скрипки

зеленый в синее — альт с сурдинкой

красный сатурн — упрямый, сильный звук фанфары

киноварь — сильные звуки трубы, удары барабана

красный холодный — средние и низкие тона виолончели

красный к розовому — свирель

оранжевый — альт (инструмент и голос), средний колокол

фиолетовый — английский рожок

фиолетовый глубокий — гобой, низкие тона фагота

 

Подробнее о взаимопроникновении разных видов искусства Василий Кандинский и Арнольд Шёнберг, а также русский композитор Александр Скрябин (в изложении Л. Сабанеева) высказались в альманахе «Синий всадник» («Der Blaue Reiter»), вышедшем в Мюнхене в 1912 г. под редакцией В.Кандинского и Ф.Марка, где опубликованы и другие статьи художников и музыкантов по теории и практике искусства XX века.