Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №12/2008

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Вера СОБКО

 

Отец русского
неоэкспрессионизма

В апреле–мае в выставочном зале «Ростокино» экспонировались картины Виктора Семеновича Казарина. В отечественной живописи Казарину выпало сделать то, что редко кому удается, — он стал основоположником нового направления. С конца восьмидесятых годов ХХ века его называют «отцом русского неоэкспрессионизма». В 2008 году мэтру советского андеграунда исполняется шестьдесят лет, и все его выставки этого года проходят под знаком юбилея.

Виктор Казарин

Виктор Казарин

 

Виктор Казарин родился в рабочей семье. С пятнадцати лет работал на заводе шлифовальщиком. О том, что он будет художником, Виктор знал с детства – в двенадцать лет он пришел в изостудию Дома пионеров, которой руководил замечательный мастер и педагог Сергей Николаевич Соколов. Соколов был учеником знаменитого Константина Коровина и, можно сказать, вырос на традициях русского импрессионизма и авангарда Серебряного века. В этом смысле Казарину необычайно повезло с педагогом, привившим одаренному подростку подлинный вкус, интерес к культуре и умение работать.

Оса

Оса

 

После занятий с таким мастером Казарину несложно было поступить на художественно-графическое отделение МГПИ. После института он два года отслужил в армии и лишь в 1973 г. наконец занялся самостоятельным творчеством. Рабочая закалка, умение целенаправленно, сосредоточенно работать очень пригодились ему в вольном, на первый взгляд, существовании свободного художника. Чтобы найти себя в творчестве, выйти на свою тему, художнику требуются годы и годы труда.

«Как художник я складывался долго и сложно, — говорит Казарин. — В юности мне показалось, что писать надо так же легко и свободно, как дышать, чтобы живопись сама лилась из тебя. И это оказалось самым трудным — прийти к такому языку. Мне понадобилось около двадцати лет, чтобы добиться этого в той мере, в какой я владею им сейчас». По словам художника, он «перелопатил всю историю искусств, учился всю свою жизнь». В институте увлекался Шагалом, Малявиным, Врубелем, Сутиным, Сезанном. Затем всерьез «заболел» Ван Гогом, Эль Греко. «Ван Гога я почувствовал физически — судорогой, пробежавшей по спине», — вспоминал позднее художник. Казарин много экспериментировал с цветом, фактурой полотна. В искусстве он очень ценит искренность и непосредственность творчества. В этом смысле непревзойденными художниками считает Руссо и Пиросмани.

Музыка ночи

Музыка ночи

 

С середины семидесятых годов Казарин становится постоянным участником выставок на Малой Грузинской. Атмосфера независимости, поиска нового художественного языка соответствовала натуре самого Казарина. И хотя, как утверждал Малевич, после «Черного квадрата» искусство кончилось, достигнув своей высшей точки — супрематизма, Виктор Казарин всем своим творчеством старается доказать, что, пока жизнь продолжается, искусство будет развиваться. Творчески переработав прежние стили, талантливый художник обязательно внесет в искусство свое видение, создаст собственный индивидуально преображенный образ мира. Стиль художника, его живописная манера — это отражение его внутренней сути. Сам Казарин так же экспрессивен, как его стиль.

Дон Кихот

Дон Кихот

 

«Когда однажды в словаре я прочел: «экспрессионизм — это выражение души», тогда я понял, что экспрессионизм — мой путь», — говорит художник. В своих поисках он шел от фигуративной живописи к абстракции, от ташизма к супрематизму, от трансавангарда — к минимализму и снова возвращался к уже найденному. И каждый раз это был, по существу, экспрессионизм, но каждый раз с новым качеством. Славянская душа Казарина, в отличие от родоначальников экспрессионизма Отто Дикса, Эдварда Мунка, Джеймса Энсора, Эмиля Нольде и др., более мягка и лирична. В его живописи нет напряженности и трагизма предшественников, нет обреченности и безнадежности. Главное в ней — цвет, ритм, динамика красочных пятен. «Мои чувства окрашены цветом. Я говорю красным, я говорю зеленым. Я говорю черным, когда этого требует душа». Как утверждает художник, передавать радость и восторг гораздо сложнее, чем горе.

Казарин любит работать на большой поверхности. Предпочитает раскатывать холст прямо на полу мастерской, чтобы не растекалась краска. Картина рождается тут же, на глазах, из-под стремительных, нервных взмахов кисти. В сущности, это даже не картина в традиционном понимании, а мощный выплеск эмоционального состояния. Краски живут и движутся на холсте, принимая образ парящей птицы, бегущей лошади или корабля с надутыми парусами. Художник стремится вырваться из замкнутых рамок обыденного существования. Циклы его картин носят символические названия: «Преодоление пространства», «Поиски иных миров», «Аккорды неба». Казарин называет себя «художником Вселенной», и это не красивая фраза, а ощущение вселенской причастности ко всем проявлениям бытия. Насыщенные, глубокие цвета его картин ассоциируются с поистине космическими просторами.

Взгляд в будущее

Взгляд в будущее

 

Ищущая натура художника не может удовлетвориться уже найденным. От увлечения японским и китайским искусством родилась серия картин «Знаковые абстракции», навеянная иероглифическим письмом. Летом Казарин и его жена Лида подолгу живут в деревне Ферапонтово, где находится знаменитый Ферапонтов монастырь с фресками Дионисия. Это вдохновило художника на серьезное изучение древнерусской и византийской живописи. Одним из величайших экспрессионистов, можно сказать предшественником, он называет Феофана Грека: «Его живопись — это страсть, это вдохновение, его цвет выражает страдания и любовь, его линия — это мощная энергия».

В Ферапонтово художник предпочитает переключать сознание на другой изобразительный язык. Занимается в основном графикой. Пишет на бумаге тушью, гуашью, акварелью. Там он создал целую портретную галерею современников. Рисует портреты местных жителей, а также московских художников, облюбовавших здешние места и образовавших настоящую творческую колонию. В постперестроечное время работы Казарина пользовались огромным спросом на Западе. Все вырученные деньги Виктор отдал на строительство моста через речку Паску. Так что теперь можно спокойно добраться до Ферапонтова монастыря, чтобы посмотреть фрески Дионисия.

Виктор Казарин — художник с поистине мировой известностью. Благодаря поразительной работоспособности он создал несколько тысяч картин. Большая часть из них находится за рубежом в музеях, галереях и частных коллекциях тридцати с лишним стран. О нем снят фильм, который наглядно демонстрирует работу художника.

На октябрь запланирована ретроспективная выставка Казарина в Малом Манеже. Это один из немногих залов, где могут поместиться монументальные полотна мастера размером 2 х 3 м. Основоположник русского неоэкспрессионизма находится в постоянном поиске, не позволяет себе эксплуатировать ранее найденные приемы, поэтому можно не сомневаться, что к следующему юбилею зрители увидят нового, неожиданного Виктора Казарина.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «РемСтройСервис». Компания «РемСтройСервис» предлагает по выгодной цене купить кресла для конференц зала, соответствующие самым высоким стандартам качества и надежности. Узнать больше о предлагаемых услугах и ознакомиться с ассортиментом предлагаемых кресел можно на официальном сайте компании «РемСтройСервис», который располагается по адресу http://profkresla.ru