Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №10/2008

УРОК ИЗО

УРОК ИЗО

 

Татьяна ПАНКРАТОВА,
кандидат исторических наук,
сотрудник Центра эстетического
образования МИРОС
Ольга СКУРАТОВА,
учитель ИЗО школы № 199, Москва

 

Семь чудес света

Цикл занятий для учащихся 4–5-х классов

ХРАМ АРТЕМИДЫ В ЭФЕСЕ

Продолжение. См. № 3, 8, 9/2008.

Четвертым чудом света считался построенный в середине V века до н.э. храм богини Артемиды в Эфесе — греческом городе на побережье Малой Азии. По словам античных историков, это был «самый большой, изысканный и впечатляющий храм на свете» (Ампелий), «поистине удивительный памятник греческой культуры, поражающий своим великолепием» (Плиний).

Восхищение вызывала не только величина и прекрасная архитектура здания, но и обилие скульптур, картин, мозаик внутри и снаружи храма. Можно сказать, что это был один из первых музеев изобразительного искусства.

Храм Артемиды. Реконструкция

Храм Артемиды. Реконструкция

Храм Артемиды в Эфесе, как и большинство греческих храмов, являлся не только местом поклонения божеству. Это был общественно-политический и экономический центр: место встреч, переговоров, заключения соглашений и сделок, скрепляемых клятвой. Здесь хранились пожертвованные сокровища, а также государственная казна, средства и товары частных лиц. Жрецы давали ссуды под проценты, что делает храм и первым в истории банком.

Храм служил убежищем для гонимых, так как на его территории не действовали городские законы и прибегавшие к защите Артемиды обычно властям не выдавались. Храм был и госпиталем, где больные ожидали исцеления, а жрецы, помогая богине, лечили их сами.

Храм привлекал в город множество паломников. Строительство храма и потребность в его украшении привели к появлению в городе скульптурных и живописных школ, к расцвету художественных ремесел, что увеличивало славу города и его богатство.

На занятиях, посвященных храму Артемиды в Эфесе, ученикам дается возможность применить свои знания по истории древних веков, получить представление об ордерной системе, в частности об ионическом ордере.

Учащимся 3–5-х классов предлагается сделать открытку-панораму с изображением храма в средиземноморском ландшафте.

Оборудование: графические или живописные изображения храма Артемиды в Эфесе или другого греческого храма, картины или фотографии природы Средиземноморья, чертежная или акварельная бумага формата A3, простой карандаш, линейка, кисти, гуашь, тряпочка, банка для воды, нож для резки бумаги.

УРОКИ 1–2
ИЗОБРАЖЕНИЕ ХРАМА АРТЕМИДЫ В ЭФЕСЕ

1. Беседа об истории храма

Ученики с помощью учителя должны вспомнить значение понятий «греческий полис» и «греческий мир». Греческий полис — город-государство со сравнительно небольшой территорией, ведущий самостоятельную политическую и экономическую жизнь в окружении таких же городов-полисов. Древняя Греция не была похожа в этом смысле на восточные государства, где власть одного владыки (деспота) распространялась подчас на огромную территорию.

План

План

Греческий мир не только города-государства самой Греции, но и организованные ими многочисленные колонии в других странах. Бедные сельскохозяйственными землями города-полисы не могли прокормить свое растущее население, поэтому почти каждый из них искал возможность организовать новое поселение. Так как мореплавание было значительно развито, греческие колонии появились на территории нынешних Испании, Южной Франции, Италии, о. Сицилия, в северной Африке, в Египте, на побережье Малой Азии, на берегах Черного и Азовского морей. По образному выражению, «греки осели по берегам Средиземного моря, как лягушки возле пруда». Несмотря на самостоятельную политическую и экономическую жизнь, все поселения, сохраняя общий язык и религию, образовали единое культурное пространство, в котором были общие для всех каноны прекрасного.

Из семи чудес света пять объектов были созданы греками. Из них только один — статуя Зевса Олимпийского — находился собственно в Греции. Остальные четыре «чуда» — детища греческих колоний. Храм Артемиды в Эфесе — один из них.

Греческими поселенцами в Эфесе были ионийцы, населявшие Аттику и острова Эгейского моря. В поисках жизненного пространства они осели в Малой Азии у впадения в море реки Каистры. По греческим мифам, недалеко отсюда было расположено легендарное царство амазонок — женщин-воительниц, не знавших замужества, находившихся под покровительством богини-девственницы Артемиды. Артемиду стали почитать своей покровительницей и греки-колонисты.

Местное население, с которым смешались колонисты, издавна имело торговые связи с Месопотамией и почитало богиню Иштар (Астарту), могучую воительницу, богиню красоты и любви, от которой зависело плодородие земли и урожай, а значит — богатство и счастье. Богиня Иштар, так же как и Артемида, ведала охотой, и культы двух богинь в Эфесе соединились. Каждый год, в весеннем месяце Артемисионе, горожане устраивали в честь Артемиды праздники, совпадавшие по времени с празднованием возвращения к Иштар ее супруга Думузи (Таммуза) из царства мертвых.

В VI веке до н.э., когда город достиг особого процветания, жители решили возвести покровительнице Артемиде храм, превосходящий величиной все существующие. Работа была доверена архитектору Херсифрону, проект которого представлял собой классический для греческого храма прямоугольный объем площадью 105 x 51 м, с двумя портиками, опоясанный двумя рядами колонн. Такой храм называли «диптер», что значит «дважды окрыленный».

Колоннада храма. Реконструкция

Колоннада храма. Реконструкция

Так как в стране были нередки землетрясения, храм решили строить в болотистой долине реки Каистры, а для смягчения возможных колебаний почвы котлован, вырытый под фундамент, заполнили еще и подушкой из шерсти, смешанной с золой. Мрамор для строительства решили купить самый дорогой — с острова Парос. Но пастухи нашли вблизи Эфеса целую мраморную гору, и это посчитали даром самой Артемиды.

Храм строили 120 лет (сначала Херсифрон, затем его сын Метаген, затем еще два архитектора из Эфеса – Деметрий и Пеоний). Он получился величественным и прекрасным. Белоснежный мрамор сиял под солнцем, и даже тени светились.

Храм имел отличительную особенность — уникальные колонны главного восточного фасада, подаренные городу и храму легендарным богачом царем Крёзом. Эти колонны были опоясаны у основания скульптурными барельефами в человеческий рост. Барельефы изображали сцены из мифов о богах.

Фрагменты барабана колонны храма Артемиды

Фрагменты барабана колонны храма Артемиды

Скульптуры для фронтонов и алтаря заказали прославленным мастерам Фидию, Поликлету и другим. Вскоре храм и территория возле него наполнились прекрасными произведениями искусства. Иметь в собрании храма свое произведение стало честью для скульпторов.

Храм с его сокровищами вызывал восхищение античного мира и был центром паломничества и международного культурного туризма вплоть до 356 года до н.э.

В 356 году до н.э. весь греческий мир был потрясен известием о гибели храма. Житель Эфеса Герострат, желая прославить свое имя в веках каким-либо деянием, поджег храм. В течение ночи сгорели деревянные двери и балки крыши, расплавилась золотая и бронзовая утварь, растрескались и обратились в пыль мраморные колонны и стены. Остался лишь фундамент и несколько святынь, вынесенные жителями. После казни Герострата произносить его имя было запрещено, но оно все же сохранилось в памяти людей как символ позорной и ложной, «геростратовой», славы.

Разрушение храма, конечно, породило много легенд. Особенно часто обыгрывалось совпадение дня пожара с днем рождения Александра Македонского. Когда этот великий завоеватель через двадцать лет вторгся в земли Малой Азии и уничтожил независимость греческих колоний, жрецы говорили, что гибель храма Артемиды была предсказанием будущей гибели этой свободы.

Обыгрывалось в легендах и имя Герострата (в переводе — «воин Геры»). Александра Македонского считали (и он сам верил в это) сыном Зевса. По легенде, супруга Зевса Гера, покровительница счастливых родов, отказалась из ревности помогать матери Александра Олимпиаде. Место Геры по просьбе Зевса заняла Артемида — покровительница родов у животных. Гера отомстила Артемиде руками «своего воина», которому Артемида, занятая этой ночью помощью при рождении Александра, не смогла помешать.

Жители Эфеса в течение двадцати лет отстроили храм заново. Архитектор Хейрократ сделал его чуть выше, использовав в качестве основы для ступенчатой базы обломки старого храма. Здание стало и чуть больше площадью — 110 x 55 м (по другим данным — 125 x 65). Внутри храма архитектор все сделал из мрамора, совершенно исключив дерево. Ему удалось по одной из сохранившихся колонн Крёза сделать 36 новых.

Барельефы для них заказали выдающимся скульпторам. Одним из них был прославленный Скопас. В храм вернули старую двухметровую статую Артемиды-Иштар, спасенную из огня, но установили ее в глубине храма, за алтарем. В центре же поставили новую пятиметровую Артемиду, также выполненную из дерева и золота. Внутренность храма украсили скульптуры, стоявшие ранее вокруг него и потому уцелевшие.

Новые произведения были заказаны новым выдающимся мастерам: Праксителю, Скопасу и другим. Вокруг храма появились скульптуры, выполненные в новой для греков технике: не из мрамора, а отлитые из металла. Храм прославился также картинами художников Апеллеса и Полигнота, которые по стоимости равнялись совокупному состоянию всех богатых жителей Эфеса. Таким образом, храм вновь стал и выдающимся произведением архитектуры, и крупнейшим художественным музеем своего времени.

В деятельности по отделке знаменитого храма хотел принять участие и сам Александр Македонский, который подошел к стенам Эфеса как раз в то время, когда завершались работы по его восстановлению. Александр предложил пожертвовать в сокровищницу храма драгоценности из своей военной добычи. Взамен он просил жрецов увековечить его имя и щедрость, укрепив на самый красивый храм мира мемориальную доску об этом.

Жрецы отказались, не желая терять независимость. Отказ облекли в дипломатическую форму: «Богу не подобает строить храмы другим богам».

Храм простоял еще 500 лет, был непревзойденным по красоте и во времена римского владычества. Знаменитый римский архитектор Витрувий ставил храм Дианы Эфесской (Диана — римское имя богини Артемиды) по красоте на первое место в мире.

Разрушение храма началось в III веке н.э. Сначала он был разграблен варварами, вторгшимися сюда из глубины Азии. Но их интересовала золотая и серебряная утварь. Прекрасные скульптуры разбили христиане византийцы, когда разрушали все «языческие храмы». Довершили разрушение племена турок, осевших здесь на жительство и использовавших мраморные блоки стен храма для строительства своих лачуг. Остатки здания занесло илом реки Каистры и засосало болото.

100 лет назад английский археолог Джон Вуд отыскал место расположения храма — яму, сохранившую в своей глубине мраморные обломки и остатки шерстяной «подушки» перемешанные с золой. Сейчас рядом поставили мраморную колонну, собранную из остатков тех 127 колонн, которые когда-то окружали храм.

2. Особенности ионического ордера

Слово «ордер» означает «порядок». Это один из видов архитектурной композиции. В нем показываются гармоничные соотношения между несущим и несомым: высотой, толщиной и оформлением колонн с размером и оформлением лежащих на них горизонтальных перекрытий. В античной Греции было известно три ордера: дорический, ионический и коринфский. Более всего отличались они друг от друга своими колоннами.

Ионический ордер

Ионический ордер

Колонна обычно делилась на три части: база, ствол и капитель (от слова «капутио» — голова). Перекрытие (антаблемент) — тоже делилось на три части: архитрав, фриз и карниз, лежащие последовательно друг на друге. Колонны и перекрытия поддерживали крышу, в греческих храмах обычно двускатную. Между скатами крыши и перекрытием находился треугольный фронтон, который часто украшали скульптурными композициями.

Ионический ордер имеет свои особенности. Ионические колонны выше и стройнее всех других, чуть заметно суживаются кверху. Они стоят на специальной плите — базе, ствол их прорезан глубокими желобками — каннелюрами. Капитель украшена волютами — двумя симметрично расположенными завитками, напоминающими женскую прическу или стремительный молодой побег, которому не дает расти дальше придавившее его перекрытие, и он под тяжестью его вынужден раздвоиться.

3. Изображение храма Артемиды учащимися

Перед началом работы лист бумаги располагаем вертикально и при помощи карандаша и линейки делим пополам по вертикали и по горизонтали. Начинаем построение храма с основания — стереобата. Для этого от горизонтальной линии отступаем вниз 3 см и начинаем работу, используя симметрию относительно оси (1).

Примечание. Если на уроке останется немного времени, храм можно покрыть слоем белой гуаши.

УРОК 3–4
РОСПИСЬ  ХРАМА АРТЕМИДЫ

1. Известно, что все греческие храмы были украшены скульптурными изображениями и резьбой по камню. У храмов ионического ордера были украшены орнаментом только карнизы и фризы, а архитравы нет. (2) – возможные элементы украшения карнизов.

2. Скульптурные изображения украшали фронтон и основания колонн храма Артемиды, причем изображения на колоннах были выполнены в рост человека. Это были единственные в мире колонны такого рода. С ребятами можно обсудить, какие сцены из мифов могли быть использованы в этих композициях (3).

3. Тонкой кистью серым цветом ребятам предлагается дать общий контур храма, расписать колонны, карниз и фронтон (4). Необходимо показать, что движения кистью должны быть свободными, а изображение схематичным, без мелких деталей. Это позволит создать эффект выпуклости изображения, отбрасывающего тень от солнечных лучей.

 

УРОК 5
НАПИСАНИЕ ПЕЙЗАЖА

При необходимости на этом уроке можно продолжить выполнение предыдущего задания. Основное же время необходимо посвятить написанию пейзажа. С учениками нужно вспомнить: где находился Эфес, какой там климат и ландшафт. Для этого можно предложить детям рассмотреть картины или фотографии с изображением природы Средиземноморья, отметить породы деревьев (кипарисы, оливы, лавр).

К этому занятию изображение храма уже должно быть готово. Остается только вырезать его и сделать открытку-панораму (5).

В заключение можно провести обсуждение работ, обращая особое внимание на историческую и художественную достоверность и аккуратность выполнения. Важно, чтобы дети сформулировали свое общее впечатление от работ, не придираясь к мелочам.

Продолжение следует