Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №9/2008

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

 

ДУША МОНМАРТРА

Искусство Анри де Тулуз-Лотрека (1864–1901) погружает в феерическую атмосферу Монмартра. В графических работах художника достигнут удивительный синтез рисунка и цвета. Темпераментными цветными мазками он подчеркивает характер формы, передает световые эффекты. Обведенные экспрессивным контуром фигуры кажутся плоскими и монументальными.

Мулен Руж. Ла Гулю и Ла Мом Фромаж. 1892

Мулен Руж. Ла Гулю и Ла Мом Фромаж. 1892

На выставке в ГТГ «Тулуз-Лотрек. Парижские удовольствия. Графика», несмотря на легенду о воле к саморазрушению, стремлении к пороку, возникает образ художника, привязанного к жизни и влюбленного в нее, наполненного витальной силой и огромной энергией. У московского зрителя появилась редкая возможность увидеть 83 работы из Фонда Пьера Джанадды и Национального института истории искусства (коллекция Жака Дусе).

В этих работах развенчивается миф о веселом и беззаботном Париже. Иронически и безжалостно рисует художник причудливую и жутковатую жизнь ночного города, с его заведениями, кафешантанами, притонами. Никто не умел так блистательно и дерзко высмеивать духовную и физическую проституцию разных слоев общества, деградацию личности (листы «Месье Буало» — воплощение торжества потребительства). Его персонажи принадлежат «дну общества», полусвету.

Старые истории. 1893

Старые истории. 1893

Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа родился в фамильном замке в Альби от брака графа Альфонса и графини Адели, кузенов первой степени родства. Генетическая патология, травмы помешали ему заняться верховой ездой, о чем он страстно мечтал, вести подходящий его положению образ жизни, а потому он стал завсегдатаем кафешантанов и ночных баров, другом танцовщиц и проституток. Рисование помогало ему преодолевать физические страдания.

В 1884 г. Лотрек поселился на Монмартре, рядом с мастерской Эдгара Дега, чье влияние особенно ощущается в листах с изображением женщин, совершающих туалет. В мастерской академического живописца Ф. Кормона он познакомился с Ван Гогом и Гогеном, делал зарисовки из жизни парижской богемы конца XIX века. Его называли «душой Монмартра».

Большая ложа. 1897

Большая ложа. 1897

Именно в графике проявился его монументальный дар. Материалом для афиш, литографий стали зарисовки, которые художник делал повсюду. Лотрек дал новую жизнь литографии, мастерски овладел ею, экспериментировал, изобретал новые техники, вдохновляясь японской гравюрой. Часто он не пользовался ни калькой, ни предварительными набросками, а делал рисунки прямо на камне. И добивался поразительного эффекта. Некоторые листы на выставке напоминают акварели или пастели.

Лотрек бесконечно изображал двух женщин: Иветт Гильбер, певицу, и Луизу Вебер, эксцентричную танцовщицу, более известную как «Ла Гулю». Он создал их яркие незабываемые образы. На заказанной Лотреку афише 1892 года «Мулен Руж. Ла Гулю и Ла Мом Фромаж», имевшей большой успех, изображена Луиза Вебер.

 На концерте. 1896

На концерте. 1896

Афиши Лотрека притягивают взгляд фрагментарностью композиции, яркостью красок, контрастирующих с резкими черными контурами. Федерико Феллини так характеризует Лотрека: «Он мог бы стать выдающимся оператором, ибо в своих композициях он руководствовался прежде всего интуицией и эмоцией, художественные задачи были вторичными. Он обладал интуицией режиссера».

Сила творчества Тулуз-Лотрека — в умении с блеском передать образ женщины, подчеркнуть уважение к ней. Его женщины, по его собственным словам, «часто порнографические, но всегда отчаянно грустные». Он остро подмечал хитрости женщин, их ужимки, механистичность повседневных жестов. Любопытно, что на показанных на выставке фотографиях его модели выглядят милыми, однако весьма прозаическими, скучными, неинтересными, но как он умел преображать их!

Эльза по прозвищу «Девушка из Вены». 1897

Эльза по прозвищу
«Девушка из Вены».
1897

Гениальный художник умер в 37 лет. Он прожил полную жизнь, имел многочисленных друзей и оставил огромное творческое наследие: картины, рисунки, гравюры, литографии, афиши. Большую часть его произведений после смерти Лотрека его мать, которую он нежно любил, подарила городу Альби для создания музея. Сегодня в музее Альби хранятся 737 картин, 275 акварелей, 369 листов, включая афиши, около 5 тысяч рисунков.