Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №8/2008

УРОК ИЗО

УРОК ИЗО

 

Татьяна ПАНКРАТОВА,
кандидат исторических наук,
сотрудник Центра эстетического
образования МИРОС
Ольга СКУРАТОВА,
учитель ИЗО школы № 199, Москва

 

Семь чудес света

Цикл занятий для учащихся 4–5-х классов

ПИРАМИДЫ ЕГИПТА

Продолжение. См. № 3/2008.

Первые два занятия из цикла «Семь чудес света» посвящены пирамидам Египта. По праву первой заслуживает внимание Большая пирамида фараона Хеопса в Гизе, за ней ее «соседки» — пирамиды Хефрена и Микерина. Пирамиды интересны нам не только как древнейшие и самые большие сооружения, но и как единственные из «семи чудес света», сохранившиеся до наших дней.

В 4–5-х классах мы ставим перед учащимися, вооруженными знаниями, полученными на уроках истории и МХК, задачу не простого изготовления макета пирамид, а воссоздания их первоначального художественного облика. Это очень важно, так как пирамиды сегодня предстают перед нами не такими, какими они были задуманы своими создателями.

Мы предлагаем ребятам сначала сделать копию пирамиды Хеопса, уменьшенную в 2000 раз (смотри расчеты в приложении 1). Для поддержания интереса к работе мы еще предлагаем учащимся сделать макеты пирамид Хефрена и Микерина, но их размеры будут уже приблизительными. Все три пирамиды могут составить очень изящную и красочную композицию. Размещение макетов пирамид относительно друг друга должно соответствовать истинному.

Оборудование для занятий: фотографии или другие изображения пирамид, бумага для черчения формата A3, простой карандаш, линейка, клей ПВА, кисть, тряпочка, гуашь, банка для воды, чистый сухой песок.

УРОК 1
Изготовление чертежа-развертки пирамид Хеопса, Хефрена, Микерина

Небольшая беседа о пирамидах. Ребята вспоминают о том, когда, кем, как, зачем были сооружены пирамиды. Преподаватель дополняет эти сведения.

До сравнительно недавнего времени пирамида Хеопса (Хуфу) была самым большим сооружением на земле, созданным человеческими руками. Высота Великой пирамиды достигала 146,6 м (из-за разрушения вершины сейчас ее высота равна 137 м), а длина каждой стороны – 230 м. Этот каменный гигант был построен в XXVIII веке до н.э., строительство заняло около двадцати лет (не считая времени строительства дорог до каменоломен).

Схема сравнения двух построек

Пирамида сложена из двух миллионов трехсот тысяч огромных известковых глыб, обтесанных и пригнанных друг к другу так, что в щель между ними нельзя воткнуть лезвие ножа. Камни, примыкающие друг к другу так плотно, держались собственной тяжестью. Первоначально в процессе строительства пирамида представляла собой ступенчатую гору, ярусы которой затем были заложены камнем. Сооружение было облицовано известковыми плитами белого цвета, отполированными так, что гробница под лучами солнца и в свете луны ослепительно и загадочно сияла. Вершина пирамиды, по преданию, была покрыта золотом.

Пирамиды Хефрена и Микерина, возведенные подобным же образом, имели облицовку из желтого и розоватого известняка.

В период арабского завоевания Египта в XII веке отношение новых владык к культуре страны было пренебрежительным. Прекрасные плиты известняка содрали с пирамид и использовали для других построек: дворцов и мечетей арабов. Полагают, что в это время была разрушена и золотая вершина пирамиды Хеопса.

Пирамида Джосера. Реконструкция

Пирамида Джосера. Реконструкция

Предназначение пирамид — быть вечной усыпальницей фараона. На их строительстве использовался труд не только рабов, но и свободных граждан, считавших, что через участие в работах и они смогут получить частичку бессмертия богоподобного владыки. Свободные строители имели заработок, еду и кров, участвуя в строительстве с июня по ноябрь, когда после разлива Нила прекращались все сельскохозяйственные работы в Египте.

Расположение пирамид на плоской поверхности пустыни относительно друг друга не было случайным. Это книга, написанная на песке и содержавшая зашифрованные «герметические» знания (герметичность — полная закрытость, от имени бога Гермеса, покровителя тайных знаний). Современные ученые только начали расшифровку этой огромной «шпаргалки» египетских жрецов, содержащей информацию астрономического и календарного характера. Например, о количестве дней в лунном и солнечном календарях, количестве дней от начала года до разлива Нила, длительности разлива, о датах летнего и зимнего равноденствия и др.

Строительство пирамиды. Реконструкция

Строительство пирамиды. Реконструкция

Оказалось, что именно эти числа зашифрованы в расстояниях между различными точками пирамид, их высотах, площадях, радиусах проведенных вокруг них окружностей, квадратах, построенных на их высотах, гранях, сторонах, и даже в длине падающих от них в определенный час теней.

Пирамиды не только удивляли своей грандиозностью, но и производили глубокое эстетическое впечатление. Солнце, отражаясь в полированных гранях, окружало их сиянием. Вечерами косые лучи закатного солнца падали параллельно граням пирамид, подчеркивая их совершенную форму. По цвету пирамиды гармонировали между собой, с окружающим их изжелта-красным песком пустыни и голубым небом.

План архитектурных построек Гизы

План архитектурных построек Гизы

Пирамиды сооружались, чтобы внушить египтянам мысль о бессмертии их великих фараонов. Они выполнили свою задачу — стали символом вечности для всех народов земли. Все по-прежнему восхищаются их долговечностью и грандиозностью, техникой строительства и формой. Но свой первоначальный эстетический облик пирамиды потеряли. Они стоят без «кожи». Лишь пирамида Хефрена сохранила небольшой фрагмент облицовки возле своей крутой вершины, труднодоступной для разрушителей.

ЗАДАНИЕ

Выполнить макет, реконструирующий былую красоту комплекса Больших пирамид в Гизе. Тем самым мы будем помогать людям не забывать, как же выглядели пирамиды в древности, чем восхищали взоры паломников. Будем надеяться, что, если когда-нибудь пирамиды начнут реставрировать, мы сможем в них поучаствовать своим трудом или пожертвованиями.

1. Изготовление чертежа выкройки каждой из трех пирамид. Учитель на доске при помощи линейки строит одну грань каждой из пирамид по основанию и высоте (см. приложение 2).

2. Самостоятельная работа учащихся. Дети выбирают себе пирамиду и строят ее грань. Затем выкройка вырезается и обводится четыре раза на листе бумаги (см. приложение 3). Делаются припуски на швы. Если уровень подготовки детей не позволяет им самостоятельно выполнить эту работу, то можно предложить уже готовые выкройки или готовые развертки, которые надо только вырезать.

3. Сгибание и склеивание развертки. Показать детям, что развертку следует сгибать начерченной стороной вверх строго по карандашным линиям. Когда сгибы уже намечены, развертка перегибается начерченной стороной наизнанку. Пирамида склеивается и соединяется с основанием.

4. Итог урока. У каждого ученика должен быть макет одной из пирамид. Желающим можно поставить задачу: дома сделать еще две пирамиды. Дети разбиваются на группы, чтобы в каждой были макеты всех трех пирамид в Гизе (см. приложение 4).

УРОК 2
Окрашивание макета

1. Завершение сборки макета. Необходимо завершить склеивание макетов и укрепление их на основании. Надо заметить, что основание лучше сделать квадратной формы отдельно для каждой пирамиды, затем разместить и приклеить макеты. На общем основании необходимо сделать геометрическую разметку и вырезать пазы для вставки пирамид.

2. Подбор цветов для окрашивания пирамид. Известно, что пирамида Хеопса была облицована белым мрамором и имела позолоченную вершину. Пирамиды Хефрена и Микерина были цветными. Пирамида Хефрена была бежевая (палевая, желтоватая), а пирамида Микерина имела красивый розовый оттенок. Вместе с детьми на палитрах подобрать цвета, которые могли бы подойти для покраски пирамид.

3. Работа гуашью. Дети раскрашивают пирамиды, не забывая о песчаном цвете основания. Если нет возможности приобрести золотую или бронзовую гуашь, верхушку пирамиды Хеопса можно закрасить желтой краской, а затем покрыть золотым лаком для ногтей или золотым гелем.

4. Покрытие макета песком. Очень интересно создать иллюзию пустыни, в которой построены пирамиды. Для этого необходимо заранее приготовить чистый песок и хорошо его просушить. Когда пирамиды немного просохнут, основание покрывается ровным тонким слоем клея ПВА и посыпается песком. Дети работают небольшими группами по 4–5 человек, размещая свои макеты в больших конфетных коробках или на листах газеты, чтобы не намусорить в классе. Лишний песок необходимо стряхнуть в коробки или на газету.

5. Итог урока. Обсуждение результатов работы групп по созданию композиций из нескольких пирамид.

Если есть необходимость, предложенные задания можно дать детям не на двух, а на трех и более занятиях, задействовать не только урок изобразительного искусства, но и уроки труда. Главное, чтобы учащиеся работали спокойно, с удовольствием, аккуратно и чтобы в результате у каждого был готовый макет выбранной им пирамиды, вставленный в коллективную работу. Это позволит ощутить свой вклад в общее дело, а также сравнить точность и аккуратность работы как собственной, так и своей группы, понять, что допущенная кем-либо небрежность снижает эстетическое впечатление и от работы товарищей. Это учит серьезному отношению к делу и ответственности, что немаловажно именно на первых занятиях цикла, так как в следующих работах принцип групповой деятельности будет использоваться неоднократно.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Расчет размеров пирамиды Хеопса

d = 233 м, b = 146 м,

a = 1/2 d = 116,5

Сторона пирамиды Хеопса

d = 233 м, c = 186,8 м

Уменьшаем данные размеры в 2000 раз.

233 м = 2330 см

23 300 : 2000 = 11,65 (см)

186,8 м = 18680 см

18 680 : 2000 = 9,34 (см)

Округляем результаты: d равно приблизительно 12 см, с равно приблизительно 10 см

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Размеры пирамид Хефрена и Микерина взяты приблизительно относительно размеров пирамиды Хеопса.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

 

ВИСЯЧИЕ САДЫ ВАВИЛОНА

Блок занятий по теме «Висячие сады Вавилона» — попытка создания макета второго чуда света.

Перед детьми ставится задача: произвести научную реконструкцию объекта, не сохранившегося до наших дней, информация о котором дошла до нас только в письменных источниках и благодаря находкам археологов. Задача педагога — развитие детской фантазии, пространственного воображения, но одновременно воспитание чувства меры, уважения к исторической реальности, так как именно максимальное соответствие этой реальности – главное в научной реконструкции. Ребята продолжают учиться работать группой.

Висячие сады Семирамиды. Общий вид. Реконструкция

Висячие сады Семирамиды. Общий вид. Реконструкция

Оборудование для занятий: графические изображения научных реконструкций садов, выполненные учеными и художниками разных стран, готовый макет, папка бумаги для черчения формата A3, простой карандаш, линейка, ножницы, клей ПВА, кисть, тряпочка, пластилин, стека и пустой стержень от шариковой ручки для графической проработки лепных деталей, гуашь, банка для воды.

УРОКИ 1–2
Изготовление развертки садов и ее склеивание

1. Организационный момент. Весь класс разбивается на группы по 3–4 человека. Парты составляются по две, и каждая группа занимает свое место. Детей необходимо предупредить, что такая организация работы будет сохраняться до окончания темы.

Фрагменты украшения городских ворот Вавилона, посвященных богине Иштар

Фрагменты украшения городских ворот Вавилона, посвященных богине Иштар

 

2. Небольшая беседа о Висячих садах. Ребята вспоминают о том, когда, кем, для чего были построены эти сады, как они были спроектированы, как обслуживались и почему это гениальное сооружение не было сохранено.

Исторические сведения в помощь учителю

Висячие сады были сооружены в Вавилоне по приказу царя Навуходоносора II (605–562 гг. до н.э.). В этот период Вавилон достиг вершины своего расцвета. Кривые улочки уступили место прямым и широким. Была построена знаменитая Вавилонская башня (зиккурат) высотой 91 метр, которая представляла собой шестиступенчатое многоцветное сооружение с золотым храмом бога Мардука на вершине. Город опоясался двумя оборонительными стенами шириной 6–7 метров. Главные ворота города, посвященные богине Иштар, были чудом архитектуры. Они охранялись двумя зубчатыми башнями, были облицованы темно-синей плиткой, покрытой глазурью, и украшены изображениями священных быков, львов и фантастических животных, призванных отпугивать от города злых духов.

Стены Вавилона и его знаменитая башня заняли свое место в списке Семи чудес одними из первых, но достойное место получили в нем новые, изумившие весь мир сооружения — сады на террасах, выращенные с применением уникальной инженерно-технической системы подачи воды. Царские сады, украшавшие северо-западную часть дворца, в равнинной и безлесной Вавилонии казались чудом, несущим тень, прохладу и аромат диковинных растений.

Приспособление для поднятия воды. Реконструкция

Приспособление для поднятия воды. Реконструкция

Эти сады стали подарком Навуходоносора любимой жене — мидийской царевне Амиитис, скучающей по лесистым холмам своей родины.

Сады, созданные строителями Вавилона, были четырехъярусными. По площади они были невелики: являющаяся частью нижней террасы крыша дворца была почти вровень со стенами города и имела высоту 8 м и площадь 45 x 40 м. Вторая платформа высотой 13 м имела площадь 40 x 30 м. Общая высота садов над уровнем стен составляла 22 м.

Платформы ярусов, сложенные из плоских каменных плит, были устланы слоем камыша, залитого асфальтом и покрытого листами свинца, чтобы вода не просочилась в нижний ярус. Поверх этого был насыпан слой земли, достаточный для того, чтобы здесь могли расти большие деревья.

На верхних ярусах росли кустарники, лианы. В террасах были устроены аркады и гроты для отдыха в знойные часы. В них также скрывались слуги и музыканты. На верхней террасе находился водоем, вода из которого мелкими водопадами стекала вниз по уступам. Целыми днями множество рабов при помощи водоподъемных колес, зачерпывавших кожаными ведрами воду из Евфрата и из глубоких колодцев, вырытых под первым ярусом садов, орошали самый первый в истории ботанический сад.

Перекрытия. Реконструкция

Перекрытия. Реконструкция

Дело в том, что царь приказал своим подданным из дальних странствий, военных походов и торговых поездок привозить все диковинные растения, которые встретятся им на пути.

По террасам деревья и кусты как бы взбирались на небо, возможно, поэтому все сооружение и назвали «Висячими садами». Греки называли их «Садами Семирамиды». Но почему? Ведь любимую жену Навуходоносора звали по-иному. Возможно, чужеземцы по ошибке приписали постройку садов знаменитой ассирийской царице Шаммурамат, правившей Вавилоном за 200 лет до Навуходоносора, когда Вавилон еще находился под властью Ассирии. Шаммурамат по-гречески звучит как Семирамида.

Во всем великолепии висячие сады просуществовали недолго. Уже при наследниках Навуходоносора Вавилон захватили и разграбили персы во главе с Киром Великим. Через двести лет город вновь подвергся захвату и разграблению – на этот раз греками во главе с Александром Македонским.

Захватчики истребили специалистов, поддерживавших в действии уникальную систему орошения садов. Они не имели средств и желания содержать массу рабов для ручного полива, ухода, посадки новых растений. Увяли цветы и травы, засохли и стояли с голыми сучьями на своих высоких платформах большие деревья. Время разрушало и террасные опоры платформ. При новом, третьем захвате Вавилона – парфянами – обожженные кирпичи облицовки с платформ сняли и использовали на новое строительство. Сырцовый кирпич растащили жители Вавилона, смыли дожди и паводки, развеял ветер.

Сто лет назад при раскопках древнего города археологи нашли глубокие колодцы и остатки мощных террасных конструкций, что подтвердило существование висячих садов — чуда света, не пережившего войн, нашествий, небрежного к себе отношения.

3. Изготовление чертежа развертки. Учитель на доске чертит выкройки трех ярусов сооружения, одновременно давая необходимые пояснения: начало работы на листе, условные обозначения, припуски на швы и пр.

Отсчет ярусов идет снизу.

(1) — первый ярус. Здесь необходимо сделать шаблон арок (2) и обвести их на развертке первого яруса. (3) — второй ярус, на нем арки не вырезаются, а отмечаются и закрашиваются. (4) — третий, верхний ярус.

4. Самостоятельная работа учащихся. Каждый член ученической группы начинает работу над одним из ярусов. Учитель отвечает на вопросы и помогает при необходимости. (Если класс не подготовлен к самостоятельному выполнению чертежа по образцу или данный вид работы учителю кажется сложным для конкретного класса, можно предложить ребятам уже готовые чертежи или шаблоны.)

5. Вырезание и склеивание развертки. Сборка каркаса макета. Основание для макета выполняется из картона, ему необходимо придать круглую или неправильную форму без углов.

6. Подведение итогов.

УРОКИ 3–4
Раскрашивание макета. Лепка необходимых деталей

1. Подбор цвета для окрашивания макета. Ученики вспоминают о том, из чего были построены сады.

2. Лепка растений. Ребята предполагают, что могло произрастать в этих садах – какие деревья, кустарники, вьющиеся растения, цветы и др. (высота растений не должна превышать 2,5 см) (5). Необходимо использовать разные оттенки зеленого пластилина. Напомнить детям, что пластилин можно смешивать, как краски.

3. Лепка фигурок. Для оживления композиции в макет добавляются фигурки. Сады построены для царицы, там часто прогуливался сам царь, обслуживали сады рабы с помощью домашних животных. Следовательно, мы можем изготовить фигурки царицы, царя, рабов и осликов. Дети могут дополнить этот ряд — редкие животные, птицы, музыканты, слуги и др. (6). (Размер фигурок до 1,5 см.)

УРОКИ 5–6
Украшение макета лепными деталями

1. Подготовка макета к оформлению. Учитель объясняет, что в начале работы все ступени ярусов должны быть покрыты пластилином для прочного прикрепления деталей. Поэтому необходимо взять маленькие комочки зеленого, желтого или коричневого пластилина и замазать ими ступени ярусов. Это даст имитацию газонов (7).

2. Оформление макета. Работа начинается с самого верхнего яруса. Необходимо вспомнить, что местность была холмистая, поэтому на третьем ярусе надо сделать гору (или несколько холмов), а также не забыть выложить небольшое углубление для озера. На берег водоема можно поместить фигурку царицы, смотрящейся в воду. Здесь же расположить кустарники, цветы и лианы, свисающие вниз.

На втором ярусе мы располагаем цветник, небольшие кусты и лианы. Следует помнить, что все детали должны прикрепляться к основанию не только своей нижней частью, но и одной из сторон.

Первый ярус весь должен быть покрыт парком из пальм, кипарисов, кустов и лиан. В этом парке может наслаждаться уединением и прохладой сам царь.

Под сводами первого яруса трудятся рабы. Они качают воду при помощи больших деревянных колес, переводят дух во время непосильной работы. Здесь же можно поместить фигурки осликов.

Когда все лепные детали размещены на макете, при помощи стеков и пустых стержней от авторучек надо прорисовать и продавить на растениях рельеф листьев, на цветах – сердцевинку и траву на газоне. Это придаст работе рельефность, сделает ее более живой и интересной.

С яруса на ярус должны вести ступеньки или пандусы, также декорированные растениями.

3. Итог урока. Макеты готовы. Можно обсудить итоги работы и обговорить варианты организации выставки в классе, школьной библиотеке и пр. Результаты такой большой творческой работы ребят следует выставить на всеобщее обозрение.