Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №7/2008

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Елена МЕДКОВА,
научный сотрудник ИХО РАО

 

ПЕЩЕРА
КАК МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ

 

В палеолите миф зверя и миф богини-матери существует в неразрывной связи с культом гор, скал и камня. Пещера предоставляет свою каменную косную вечную плоть для изобразительного звериного космоса.
Древний художник-шаман использует любую каменную форму, подобную натуральному образу зверя, чтобы достроить ее своими средствами.
То же можно сказать о натурных макетах — они вырастают на каменной основе.

Доминанта камня

Главным пластическим средством палеолитического художника является врезанная линия, которая как бы высвобождает уже имеющийся в глубинах камня образ, помогает ему «родиться». В магии рождения/смерти/бессмертия звериного мира участвует вся непостижимая масса камня пещеры, воспринимаемая кроманьонцами как вселенское тело женщины. Доминанта камня дарует вечность и одновременно обусловливает статическую «каменность» пещерного изобразительного мира, изолированную окаменелость «реалистично» изображенных животных.

По мнению Э. Лаевской, «именно в сопоставлении и слитности скальной природы нерукотворного вместилища и плотяной природы животного достигается в палеолитическом ансамбле равновесие неподвижного и подвижного, вечного и моментального, неорганического и органического — всех концов и начал бытия».

К оппозициям, о которых говорилось раньше, добавились еще три. На одном полюсе оказались вечное/неорганичное, а на другом — преходящее/живое. В целом общие законы бытия в картине мироздания кроманьонца остались за вечностью камня.

Непостижимость внутреннего

Камень обусловил магию величия и мощи пещерной живописи, а пещера стала первой всеобъемлющей пространственной моделью вселенной для человечества. Пещера наглядно демонстрирует тезис о невыделенности человека из природной среды в эпоху палеолита.

Пещера внутри земли, и это самое важное в ее семантике. Она воплощает собой некую изначальную мировую внутреннюю полость, понятие внутреннего в чистом виде. Для пещеры нет понятия внешнего проявления или оформления вне ее внутренней сущности. Земля всей своей нерасчлененной массой защищает свои недра, в которых хранятся тайны бытия. Зачастую даже вход в пещеру замаскирован и труднодоступен, что подчеркивает идею того, что связь пещеры с внешним, верхним, миром почти невозможна.

Суть понятия внутреннего в полной сокрытости и защищенности сакрального ядра. Пещера — это сокровенное нутро, животворящее лоно земли, ее чрево, средоточие иного мира, священная зона, в которой, по аналогии с чревом женщины, содержится в потенции все многообразие вещного реального мира, хранится тайна рождения, смерти и возрождения всего живого.

Эта тайна в принципе непостижима, как непостижим мир для первобытного человека. Непредсказуемость расположения в пещере пустот и переходов, провалов и тупиков, запутанность подземных лабиринтов, беспросветная тьма, которая полностью дезориентирует человека, — все это идеально и наглядно отражало представления наших предков о мире и пространстве как о хаотичном и непостижимом порождении стихий природы.

Естественная планировка большинства палеолитических пещер/храмов похожа на запутанный лабиринт, в котором нет структуры, начала и конца. К этому надо добавить отсутствие ориентации по сторонам света, что было связано не только с невозможностью развернуть пещеру в нужную сторону, но и с принципиальным отсутствием связи пещеры с системой координат внешнего, верхнего, мира.

Перед нами сама бездна бесструктурного докосмического Хаоса, символом какового и останется палеолитическая пещера в памяти человечества.

Магическое освоение пространства

Каково же было положение самого человека в этой пространственной модели? Для нас, наследников тех, кто встал и обрел понятие о верхе и низе, об ориентации по сторонам света, мир палеолитической пещеры является, несомненно, моделью «нижнего мира». Тот, кто входит в него, переходит границу миров и вторгается в пугающую зону мира потустороннего. До сих пор мы испытываем некий священный трепет и волнение перед пещерой.

Не меньший трепет испытывал, по-видимому, и древний человек, однако парадокс в том, что палеолитический человек не мыслил себя вне этого лона земли, так как именно в нем заключались главные жизненные блага его бытия. Сколь бы ни было опасно иномирное пространство пещеры, оно для древнего человека в какой-то мере было своим. Палеолитический человек присваивал таинства подземного мира с помощью магии и магических маркеров, всех тех абстрактных и изобразительных знаков, о которых речь шла выше. Дело здесь в верованиях в абсолютную подчиняющую власть слова, знака и правильно осуществленного ритуала.

По мнению А. Леруа-Гурана, люди смогли подчинить себе даже природную данность лабиринта пещеры. С помощью все тех же знаков и изображений они выделили семь зон. I — вход и первое изображение, II — повороты, переходы, сужения, III — входы в уголки альковного мира, IV — заключительное место изображений, V — центральная часть стены залов, VI — периферия той же стены, VII — углы в альковах. Маркеры зон помогали человеку преодолеть путь и связанные с ним испытания, залогом которых были жизнь и смерть.

В пещерах проходили ритуалы инициации, символизировавшие временную смерть в лоне матери-земли. Земля поглощала подростка и возвращала в жизнь зрелого мужа. Можно сказать, что, вторгаясь в мир хаоса, древний человек с помощью магических ритуалов и присвоения благ производил превращение «чужого» в «свое». По существу, это является формулой всего культуротворческого процесса — человечество все время находится в состоянии преобразования хаоса в космос, хаоса повседневности — в структуры культуры и эстетики.

Местонахождение пещеры Драхенлох в Центральных Альпах

Местонахождение пещеры Драхенлох в Центральных Альпах

Воспоминание о сакральной тьме пещеры сохранилось в изолированной целле языческого храма, где хранилась ладья Ра или статуя бога. В потаенных пространствах катакомб разместились святилища первых христиан. Символика апсиды в христианских храмах хранит воспоминание о Вифлеемской пещере. Культ мощей возродил подземные крипты в романской базилике. Своеобразным пещерным миром современности стали лабиринты метрополитена, породившие свою специфическую мифологию (см. «Метро 2032» Дм. Глуховского), а также подземные коммуникации городов, бункеры и другие сооружения.

До сих пор воспоминания об охранительных функциях пещеры как «своего» мира присутствуют в детских играх (накрыть голову одеялом, построить плотное укрытие). Маркировка зон пещеры заложила традицию защитной маркировки жилища и храмов. Образ пещеры как источника благ живет в сказках. Любое путешествие начиная с «Одиссеи» – приращение опыта культуры.

Все эти темы могут стать интересным продолжением урока о палеолите или заданиями для проектных работ.

План пещер Труа Фрер и Тюк д,Одубер, Франция

План пещер Труа Фрер и Тюк д,Одубер, Франция

Условное расположение фигур

А – боковая галерея, композиция на тему бизон-лошадь-олень; В – «Чудища», отмечающие конец части; С – глиняные бизоны в том месте, где пещера Тюк д,Одубер совпадает с пещерой Труа Фрер; D – все травоядные палеолита; E – кошки; F – фигуры галереи Амуан, тема бизон-лошадь; G – бизон и лошадь средней галереи; H – совы; I – бизон-лошадь; J-K-L-M – отдельные фигуры, связь которых с остальными не установлена.

1 – вход в Тюк д,Одубер; 2 – возможный вход в Зал очага; 3 – осыпь, закрывшая возможный вход;
4 – современный вход; 5 – раскоп, вход в пещеру Труа Фрер; 6 – вход в пещеру Анлен.