Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №5/2008

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ

 

Ольга СКУРАТОВА,
учитель ИЗО школы № 199, Москва

СИНИЕ КУПОЛА ГЖЕЛИ

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» в 4-м классе на уроке по теме «Древние соборы» (II четверть, «Древние города нашей земли») предполагает знакомство учащихся с архитектурой древнерусского каменного храма, особенностями конструкции, символики и смыслового значения его частей.

Изображение белокаменных построек у некоторых учащихся может вызвать определенные трудности, поэтому появилась идея предложить детям выполнить работу в сине-белой гамме, традиционно присущей гжельской росписи. Таким образом учитель получает возможность объединить в одном уроке две темы: архитектуру православного храма и продолжение традиций современными мастерами Гжели. Данный материал также может быть использован при изучении темы «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла» в 5-м классе.

Оборудование: фотографии одноглавых и многоглавых православных храмов с куполами разной формы, фотографии гжельских изделий с изображениями храмов, гуашь, кисти, бумага для рисования.

Учитель. Православный храм своим силуэтом напоминает горящую свечу, символизируя пламенность молитвы человека, обращенной к Богу. Строение храма выражает единство мира земного (кубическое основание) и небесного (купола, взмывшие на барабанах).

Издавна в России строительным материалом служил лес, из него возводились все жилые и хозяйственные постройки, оборонительные сооружения. В древности и храмы были деревянными, но потом по традиции, перенятой у Византии, их стали строить из камня, который был намного прочнее и долговечнее дерева, не боялся пожаров, бывших в те времена обычным явлением.

Камень всегда добывался в той местности, где шло строительство храма. В Москве и ее окрестностях это был известняк. Но не каждый камень подходил для строительных работ, его, как в сказке, испытывали на прочность три раза: водой, огнем и молотом. На несколько дней камень опускали в реку; если он незначительно увеличивался в весе из-за впитавшейся воды, то считался пригодным для строительства. Затем камень нагревали и смотрели, не распадется ли он на части, не превратится ли в пыль. Наконец, по камню ударяли молотом. Хороший камень должен был издавать высокий звон и не раскалываться на куски.

Несмотря на всю тяжеловесность строительного материала, зодчие православных храмов добивались удивительной легкости своих творений, устремленных ввысь. Стены обычно заканчивались полукруглыми закомарами или нарядными кокошниками, разделялись по вертикали выпуклыми лопатками, что делало их зрительно выше. Прямоугольные или округлые окна храмов были узкими, что диктовалось технологией строительства того времени. Чтобы пропускать больше света, окна могли располагаться в несколько рядов.

Украшались храмы резьбой по камню, которая напоминала настоящее кружево. Она могла опоясывать барабаны, обрамлять наличники, тянуться вдоль стен аркатурно-колончатым поясом.

Особое внимание всегда привлекают купола. Главный купол по размеру больше остальных, их количество нечетное. Несмотря на изобилие купольных форм (полусфера, шлем, луковица, маковка), на одном храме все купола, независимо от размера, должны быть одинаковой формы.

Образ храма издавна являлся излюбленным не только у живописцев, не обошли его своим вниманием и художники народных промыслов. Всему миру известна гжель — подмосковный фарфор, расписанный в синих тонах по белому полю. Издавна всем знакома гжельская посуда и мелкая пластика (фигурки людей и животных). Но современные мастера, храня традиции, ищут новые формы. Посмотрите на фотографии шкатулки-храма, шкатулки-колокольни, подсвечника-колокольни (1, 2, 3). Образ храма включается и в роспись готовых изделий — тулова настольной лампы, квасников, кружек, каркасов часов и др.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Тонкой кистью синим или фиолетовым цветом ребята наносят разметку храма — стены (с закомарами, плоской крышей или кокошниками), барабаны и купола разной формы. Затем на палитре смешивается голубой цвет разной насыщенности — от почти белого до темно-голубого. Дети делают подмалевок фона картины: синим или фиолетовым закрашивают небо, белым покрывают «снежную» землю. Голубые тона разной насыщенности наносятся на стены, барабаны и купола.

2. Изображаются окна (темным — неосвещенные, светлым — освещенные), наносятся лопатки, аркатурный пояс, оформляются наличники окон — рисуются декоративными решетками. Можно показать учащимся несколько приемов выполнения бордюров и решеток в манере гжельской росписи.

ЛИТЕРАТУРА

Горелова Н.А. Город чудный, город древний… — М.: МИРОС, Новая школа, 1996.

Русский фарфор / Сост. Г. Агаркова, Т. Астраханцева, Н. Петрова. — М.: Планета, 1993.