Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №5/2008

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ

 

Татьяна САПОЖНИКОВА,
учитель изобразительного искусства
школы № 235, методист ЦНХО, Москва

НАСЛЕДИЕ ВЕКОВ

Образ православного храма
на уроках изо в начальной школе

Кто видел Кремль в час утра золотой,
Когда лежит над городом туман,
Когда меж храмов с гордой простотой,
Как царь, белеет башня-великан?

М.Ю. Лермонтов

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» уже с 1-го класса начинает знакомить детей с архитектурой, но, с учетом возрастных особенностей, это знакомство происходит пока в игровой форме. Одним из заданий третьей четверти (тема «Ты строишь») является изображение родного города, и, чтобы все дети могли выполнить задание, учитель должен немного рассказать о наиболее примечательных местах родного города, показать фотографии памятников архитектуры и объяснить, как их можно нарисовать. Естественно, что от детей этого возраста не требуется знания особенностей архитектуры и умения точно передавать пропорции построек. Главное, чтобы ребята в рисунках смогли передать свое впечатление о родном городе.

На уроках изобразительного искусства дети уже с 1-го класса приучаются не только рисовать на заданную тему, но и получать интересную и необходимую для выполнения задания информацию, и с каждым годом объем этой информации постепенно увеличивается и усложняется (1). Во 2-м классе дети входят в мир искусства, связанный с миром их личных наблюдений, и во II четверти, продолжая знакомство с архитектурой, изучают природные сооружения и постройки, созданные человеком, учатся фантазировать и создавать макеты фантастических зданий.

Тема II четверти 3-го класса «Искусство на улицах твоего города» дает возможность приобщить детей к культуре своего народа через познание окружающего их мира начиная «от порога родного дома». Ребята знакомятся с памятниками архитектуры, с парками, скверами и бульварами; изображают пейзажи с храмами (работы Ани Лапшевой (2) и Юли Рязанцевой (3)), создают ажурные ограды и фонари; изучают роль художника в создании витрин и рекламы на улицах города. Они много работают с клеем, цветной и белой бумагой, графическим материалом. Результатом четверти может стать коллективное панно «На улицах твоего города», собранное из небольших индивидуальных работ.

Вместо коллективной работы дети могут создать индивидуальную работу — диптих (если у них один урок ИЗО в неделю) (работы Дианы Бединой (4) и Насти Прусаковой (5)) или триптих (если два урока в неделю) на тему «Город». Работая над диптихом (триптихом), ребята в течение всей четверти постепенно врисовывают в заранее подготовленный фон фрагменты городского пейзажа, превращаясь одновременно и в архитекторов, создающих образ своего города, в котором они хотели бы жить, и в пейзажистов, любующихся окружающим их миром.

Работая над темой «Памятники архитектуры — наследие веков», третьеклассники изучают и изображают один из архитектурных памятников своего родного города гуашью или в технике аппликации на основе геометрических фигур: прямоугольников, треугольников, кругов. Изучая памятники архитектуры, учащиеся стараются наиболее точно изобразить один из них, но нельзя забывать, что девятилетние дети еще не владеют достаточными навыками в изображении архитектурного пейзажа. Работы могут быть не всегда аккуратно выполнены и хорошо скомпонованы (работы Ивана Савина (6), Антона Еременко (7)), пропорции храма показаны не всегда верно (очень длинные окна на рисунке Лены Кузнецовой (8)).

В 3-м классе дети создают образ памятника архитектуры, показывая его место в городе и свое отношение к нему. Нельзя требовать от них запоминания названий памятников архитектуры и дат постройки, так как запоминание происходит постепенно, в течение всего курса обучения. Учитель помогает ребенку увидеть свой родной город, научиться читать его, как книгу, соблюдать его традиции и понять, чем город может быть интересен. Только с пониманием может прийти любовь и бережное отношение, а также желание сохранить красоту своего города для будущих поколений.

В каждом городе есть памятные места, которые дороги людям благодаря каким-то важным событиям, — это храмы, старинные дома, театры, торговые ряды и другие интересные сооружения. В древности существовала традиция в честь самых важных событий строить храмы, поэтому, изображая православный храм в практической работе «Город», дети прежде всего рассказывают о древних традициях.

В начальной школе рассказ учителя или беседа могут длиться не более десяти минут, поэтому, ориентируясь на уровень развития детей, учитель должен сам решить: историю каких храмов следует рассказать более подробно, а что можно просто показать на фотографиях или репродукциях. Естественно, детям сложно изучать и воспринимать архитектуру по слайдам и фотографиям. В том случае если учитель не имеет возможности вывести детей на экскурсию, он должен подобрать такой зрительный ряд, который произвел бы на ребенка сильное впечатление. Фотографий и репродукций храмов не надо показывать много, но они должны быть крупными, яркими (фотографии на классной доске) (9), а еще лучше — хорошо знакомыми, о которых ребенку захочется рассказать самому.

Самый известный храм-памятник Москвы находится на Красной площади — это Покровский собор. Детям больше знакомо его другое название — собор Василия Блаженного (см. с. 14. — Ред.). С именем Ивана Грозного связан также знаменитый памятник архитектуры — церковь Вознесения в Коломенском. Есть предание: когда 25 августа 1530 года в дворцовом селе Коломенском великая княгиня Елена родила сына, прогремел страшный гром, засверкала молния и вздрогнула земля. Чтобы отблагодарить Бога за рождение долгожданного сына (будущего царя Ивана IV), великий князь Василий III велел построить прекрасную церковь. Огромный столп, покрытый каменным шатром, как бы вырастая из земли, возносится вверх над Москвой-рекой.

Еще один исторический памятник, определяющий архитектурный облик Москвы, — это храм Христа Спасителя, построенный в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Деньги на его постройку собирали по всей России. Строительство завершилось в 1854 г., в 1855 г. над ним водрузили крест, а потом целую четверть века занимались его скульптурной и живописной отделкой. На 117 досках, укрепленных на стенах внутренней галереи храма, были описаны сражения, перечислены отличившиеся воинские соединения, написаны имена героев. Галерея стала первым музеем Отечественной войны 1812 года. В 1931 г. храм был взорван, предполагалось на его месте построить Дворец советов. Но это не удалось, и на месте храма открыли плавательный бассейн, один из крупнейших в мире. В 1990 г. Священный синод обратился к правительству с просьбой разрешить восстановить храм Христа Спасителя на прежнем месте и начать сбор средств для этого. Храм был восстановлен в 1999 году.

Детям надо рассказать и о других всемирно известных шедеврах древнерусской архитектуры — храмах Владимиро-Суздальского княжества: церкви Покрова на Нерли (1165) и Дмитриевском соборе в городе Владимире (1194–1197). В том месте, где река Нерль впадает в реку Клязьму, Андрей Боголюбский велел поставить церковь в память о юном сыне Изяславе, павшем в бою с волжскими булгарами. Небольшая белокаменная одноглавая церковь Покрова на Нерли считается шедевром древнерусской архитектуры. Однокупольный Дмитриевский собор, возведенный Всеволодом Большое Гнездо в честь своего покровителя святого Дмитрия Солунского (христианское имя Всеволода было Дмитрий), имеет величественный и торжественный вид. Так же как и у церкви Покрова на Нерли, стены Дмитриевского собора украшены резьбой. Изображения святых, растений, похожих на полевые цветы, фантастических птиц и зверей сплошь покрывают прясла между лопатками и напоминают народную деревянную резьбу.

Практическая работа в 3-м классе

Пейзаж с храмом может стать или частью диптиха (городской пейзаж, пейзаж парка) (работы Алексея Красноярова (10)), или самостоятельной работой (Юли Зябликовой (11), Маши Павленко (12), Петра Хоменко (13), Кристины Папазян (14), Кирилла Фельде (15), Федора Соловьева (16)). Во время выполнения практической работы дети рисуют сразу гуашью, без предварительного рисунка простым карандашом.

На первом уроке на двух (или трех, мы об этом уже говорили) листах формата А3 ребята изображают мазками небо и землю. Краски надо смешивать без палитры сразу на листе, тогда фон получится более живым и интересным. Учитель ограничивает палитру двумя-тремя красками с добавлением белой (небо) и черной (земля, деревья). На одном из листов на линии горизонта изображается силуэтом современный город. На домах прорисовываются более темным (синим или черным) цветом крыши, окна и мелкие детали. Если дети захотят изобразить свет в окнах домов, то можно использовать желтую гуашь.

На втором уроке в городской пейзаж (на основе геометрических фигур: прямоугольников, треугольников) врисовывается храм. Проще всего изобразить белокаменный храм, так как белый цвет будет смотреться ярко на подготовленном фоне, и в то же время краска с фона, немного перемешавшись с белым цветом, создаст красивый оттенок стен храма. Детали храма — лопатки, окна, крыша — прорисовываются тонкой кистью черной краской. Во время практической работы на доске должны находиться фотографии различных храмов, а для того чтобы детям было проще создавать свою живописную композицию на тему «Город», учитель может познакомить учеников с работами художников (репродукции картин С.В. Герасимова, И.В. Ткаченко, А.С. Ставровского). Репродукции после показа надо убрать, чтобы дети не повторяли уже нарисованные картины, а создавали собственную творческую работу.

Во время рассказа о последовательности изображения храма учителю приходится использовать мало знакомые детям термины: глава (купольное или шатровое перекрытие храма, установленное на барабане); лопатка (вертикальный выступ на поверхности стены, разделяющий ее на части). Термины необходимо написать на доске и, естественно, объяснить их, показав на фотографиях.

Купол храма можно нарисовать желтым или темно-зеленым, а затем прорисовать черным цветом тень под куполом и белый блик на нем. Учитель может объяснить, как надо изображать постепенный переход от света к тени, но требовать выполнения этой сложной задачи от всех учеников не следует. Дети этого возраста часто не могут правильно и ровно нарисовать купол, поэтому последовательность изображения купола учитель должен показать на доске (17):

1. Наметить тонкой кистью почти без краски ось симметрии.

2. Наметить тонкими штрихами ширину купола.

3. Сузить, если необходимо, купол над барабаном; наметить штрихами треугольник луковицы.

4. Плавными линиями закончить рисунок и закрасить купол.

Учитель должен обратить внимание детей на то, что купол и крест на нем не должны быть больше самого храма. Девятилетние дети могут настолько увлечься работой, что не обратят внимания на соблюдение пропорций, поэтому учителю необходимо постоянно следить за процессом работы на уроке.

Интересным завершением городского пейзажа может стать изображение в нем человека. Так как третьеклассники еще не умеют рисовать людей, учитель может мелом наметить основные пропорции фигуры (место для фигуры человека ребенок выбирает сам): верх, низ, середину фигуры и величину головы, а остальное дети дорисуют гуашью уже самостоятельно.

В 4-м классе ученики получают первые представления о разнообразии художественных культур разных народов, а начинается это знакомство с изучения культуры своего народа. Осваивая во II четверти тему «Древние города твоей земли», дети знакомятся с русским деревянным зодчеством, с древнерусским городом-крепостью, с древними соборами — деревянными и каменными. В результате появляются индивидуальные творческие работы, выполненные с помощью разных художественных материалов (работа «Крепость» Саши Бортниковой (18)) и коллективные, собранные из небольших индивидуальных работ (детские рис. храмов — 4-й кл.) (19).

В I четверти дети, изучая особенности русского народного костюма, знакомятся с образом красоты человека, а во II четверти эту тему продолжает знакомство с одеждой и оружием древнерусских воинов-защитников. Помогая ребятам создавать образы богатырей, учитель может сравнить их с древними каменными соборами, воплощавшими могущество, красоту и силу государства. Наиболее интересны и понятны детям репродукции картин В.М. Васнецова «Богатыри», «Богатырский скок», М.А. Врубеля «Богатырь» и изображения Успенского собора в Кремле, Дмитриевского собора во Владимире, храма Христа Спасителя в Москве. Для создания образа-портрета «Храм-богатырь» интересно будет сравнить портреты богатырей в шлемах на картинах В.М. Васнецова и купола храма Христа Спасителя, церкви Ризположения, церкви Патриарших палат, Успенского и Архангельского соборов.

В 4-м классе надо больше внимания уделить рассказу о храмах, используя уже знакомые детям термины, а также объясняя новые, такие, которые необходимо знать, чтобы изобразить храм: апсида (примыкающий к основному объему здания пониженный полукруглый выступ); прясло (участок стены древнерусского каменного сооружения, ограниченный двумя лопатками); закомара (полукруглое или килевидное завершение прясел церковного здания).

Чтобы дети понимали значение того, что они изображают, можно немного рассказать о символике православного храма.

Практическая работа в 4-м классе

Во время практической работы ученики должны передать в рисунке свое впечатление о древнерусской архитектуре и попытаться рассказать об образе древнерусского храма-богатыря. Работа выполняется гуашью на листе формата А3. На первом уроке дети изображают (сразу красками, без предварительного рисунка карандашом) портрет богатыря, фон и храм на заднем плане (20). На втором уроке гуашью или пастелью (по выбору учителя) дорисовываются тени и мелкие детали (работы Ани Бортниковой (21), Даши Лапшовой (22), Алены Тихоновой (23), Никиты Афонина (24)). Портреты гуашью и пастелью уже не раз выполнялись на уроках изобразительного искусства с 1-го по 3-й класс, но необходимо еще раз напомнить ребятам и пропорции лица, и последовательность выполнения портрета.

Учитель предлагает детям выбрать любой из показанных храмов и оживить его. Изображая шлем богатыря, дети стараются нарисовать его похожим на купол храма на заднем плане картины. Однако учитель не должен забывать о том, что за один урок в неделю невозможно от всех детей добиться одинаково хороших результатов, что не все смогут в точности передать облик храма и его детали. По-прежнему не всем ученикам удается верно передать пропорции храма: могут быть нарисованы слишком длинные барабаны под куполами или слишком большой купол. Указывать на ошибки необходимо, но при этом нельзя забывать о возрастных особенностях учеников. Главное на уроке — предоставить каждому ребенку возможность почувствовать себя художником, изображающим историческое прошлое своей родины.

ЛИТЕРАТУРА

Зотов А.И. Русское искусство с древних времен до начала ХХ века. — М.: Искусство, 1979.

История русского искусства. — М.: Изд. Академии художеств СССР, 1961.

Кн. Евгений Трубецкой. Три очерка о русской иконе. — М.: ИнфоАрт, 1991.

Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий. — М.: Искусство, 1995.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади (Храм Василия Блаженного). Сост. Патриаршее Подворье храмов в Зарядье и Китай-городе, г. Москва. — М., 2002.

Энциклопедия для детей Аванта+. Т. 7. Искусство. — М., 1998.