Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №5/2008

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ

 

Алла БОРОДИНА,
кандидат культурологии

ХРАМЫ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

«Он алтарь России», — сказал Михаил Юрьевич Лермонтов о Московском Кремле. Что это значит? Понятно, что Кремль является религиозным центром России. А может ли современный школьник понять, что имел в виду поэт, прочувствовать сегодня духовное объединяющее значение древней колыбели русской национальной культуры и могущества великой державы? Или Московский Кремль всего лишь величественный древний ансамбль и крупнейшая крепость Европы?

Схема расположения храмов:

1.Успенский собор; 2. Благовещенский собор; 3. Архангельский собор; 4. Колокольня Ивана Великого; 5. Церковь Двенадцати апостолов; 6. Церковь Ризположения

Знакомство с Соборной площадью Московского Кремля (1), даже заочное, позволяет понять, что богатырская слава его связана в первую очередь не с крепостью стен, а с духовной силой высшей правды и красоты святости.

Соборная площадь и сейчас живет своей жизнью, сохраняя священные реликвии и главное — православное богослужение. Храмы Соборной площади Московского Кремля, открытые для всех, продолжают соединять далекие трагические и радостные события из жизни наших предков с современностью, вызывать восхищение искусством мастеров, создавших эти шедевры.

Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы

Успенский собор (2) в течение пяти столетий является главным собором Российского государства, первым престолом России, который дал Москве одну из важнейших ее характеристик — «первопрестольная».

Собор Пресвятой Богородицы стал местом важнейших государственных церемоний: поставления на престол московских великих князей, а с XVI века — венчания на царство (Соборная площадь Московского Кремля. Миниатюра «Книги избрания и венчания на царство царя и великого князя Михаила Федоровича». 1672–1678 гг.) (3), интронизации и погребения московских митрополитов и патриархов всея Руси.

Собор имеет четыре престола: главный освящен в честь Успения Богородицы, другие — в честь великомученика Димитрия Солунского, Похвалы Богородицы и апостолов Петра и Павла. Здесь пребывала древнейшая святыня и покровительница России — чудотворная Владимирская икона Божией Матери (теперь – в храме святителя Николая в Толмачах на территории Третьяковской галереи). На ее месте сейчас находится список (копия) начала XVI в. Одна из главнейших сохранившихся до наших дней святынь Успенского собора — Гвоздь Господень, одно из орудий казни Иисуса Христа.

В соборе находятся гробницы десяти московских митрополитов и девяти патриархов.

Храм является древнейшим памятником Кремля. Все остальные постройки здесь появились позднее, их возводили, ориентируясь именно на Успенский собор, находящийся в глубине Соборной площади.

Со времен основания города здесь стоял деревянный храм Успения Богородицы, в XIII в. на его месте построили каменный. В 1326–1327 гг. при великом князе Иване Калите был возведен новый каменный собор. После пожара 1470 г. здание разобрали и начали строить заново, но в 1474 г., недостроенный собор рухнул. Под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти было предпринято новое строительство. За образец взяли собор Успения Богородицы во Владимире. Новый храм был освящен 12 августа 1479 г.

Величественный белокаменный собор в плане имеет правильный прямоугольник. Высота его с крестом — 45 м. Центральный большой купол с четырьмя меньшими по углам символизирует Спасителя и евангелистов. Свод опирается на четыре колонны, каждая толщиной более 2 м. Стены собора сооружены из белого камня, а своды и остальные части — из кирпича.

В росписях собора представлено 249 сюжетов и 2066 изображений отдельных фигур. Храм освещается двадцатью двумя огромными паникадилами.

При обстреле Кремля в октябре 1917 г. здание собора значительно пострадало, в 1918 г. храм был закрыт, а ризница «реквизирована». Часть сокровищ пошла на нужды советского государства, остальное передали в Оружейную палату и другие музеи. 13 октября 1989 г. святейший патриарх Пимен отслужил в Успенском соборе первый после долгого перерыва молебен, а 23 сентября 1990 г. святейший патриарх Алексий II совершил здесь первую литургию.

Статья опубликована при поддержке сетевой версии энциклопедии "Москва" издания 1980 года. Этот проект для всех тех, кто любит этот город, интересуется его прошлым, хочет больше узнать о нем, поближе познакомиться с его улицами, площадями и парками, с его зданиями и памятниками, с его реликвиями. Безусловно, с момента издания печатной версии этой энциклопедии прошло уже немало времени, и часть фактического материала устарела, однако, это совершенно не значит, что материалы, представленные на сайте mos80.ru, не очень интересны. Перелистывая интернет-страницы, начинаешь понимать, что есть вещи вне времени. Успенский собор в Кремле и Храм Василия Блаженного - это было, есть и, надеемся, будет всегда, останутся Зарядье и Китай-город, Варварка и Ордынка, невозможно представить Москву без Бульварного кольца и Лужников, без Нескучного сада и Девичьего поля, без Новодевичьего и Донского монастырей. В то же время многие символы брежневской эпохи, казавшиеся незыблемыми и вечными, уже безвозвратно канули в Лету, и нынешняя молодежь и будущие поколения смогут узнать о них только из исторических источников и из проектов, подобных интернет-энциклопедии "Москва".

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы

Благовещенский собор (4), девятиглавый (в честь девяти ангельских чинов), златокупольный, белокаменный, располагается в юго-западной части Соборной площади, своей западной стеной он обращен к Большому Кремлевскому дворцу.

Собор был задуман как домовый храм русских государей, таковым и являлся с XIV до середины XVII века, но утратил функции домового храма после того, как царь Алексей Михайлович построил в 1655 г. в Теремном дворце Верхоспасский собор. Но еще долгое время, вплоть до 1917 г., назывался «первой из церквей московского государя». Даже когда императорская резиденция переместилась в северную столицу, духовник императора (или императрицы), живя в Санкт-Петербурге, числился протоиереем Благовещенского собора.

Главный престол храма освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, приделы — в честь Собора архангела Гавриила, Собора Пресвятой Богородицы, Входа Господня в Иерусалим, святого благоверного князя Александра Невского и святителя Николая Чудотворца. В Благовещенском соборе находилось 107 частиц мощей святых древней церкви и русских святых.

Собор построен в 1484–1489 гг. псковскими мастерами на подклете старой церкви XIV века. 9 августа 1489 г. освящен митрополитом Геронтием. Пол в храме выложен из редкой твердой агатовидной яшмы.

В 1563–1566 гг. по приказу Ивана Грозного были возведены четыре одноглавых придела и на крыше основного храма надстроены еще две главы.

В 1917 г. при обстреле Кремля здание было повреждено, в начале 1918 г. собор был закрыт, а часть святынь из ризницы передана в музеи. В 1992 г. на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы состоялось первое после длительного перерыва богослужение. В 2000 г. святейший патриарх Алексий II благословил здесь вступившего в должность президента России в.В. Путина.

В Благовещенском соборе сохранился один из древнейших иконостасов России.

Архангельский собор

Собор архистратига Михаила (5) находится в юго-восточной части Соборной площади и хорошо виден со стороны Москвы-реки.

В 1333 г., при Иване Калите, в Кремле впервые была воздвигнута каменная церковь во имя архангела Михаила. Нынешнее здание построено в 1505–1508 гг. зодчим Алевизом Новым. Главный престол освящен в честь архангела Михаила, приделы — в честь зачатия Иоанна Предтечи, мученика Уара и Покрова Пресвятой Богородицы. Пять глав Архангельского собора символизируют Спасителя и четырех евангелистов.

Со времен постройки в 1333 г. до конца XVIII в. собор был великокняжеской и царской усыпальницей. Первым был похоронен здесь Иван Калита. Всего же насчитывается 54 захоронения, из которых 52 находятся под плитами пола, а две раки стоят на полу. В соборе, кроме Ивана Калиты, покоятся великие князья и цари династии Рюриковичей: сын Ивана Калиты Симеон Гордый, Иван Грозный с сыновьями, Василий Шуйский; цари династии Романовых: Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич и Иван Алексеевич.

При сносе Вознесенского монастыря в 1929–1930 гг. в подклет Архангельского собора были перенесены белокаменные гробы с останками цариц и великих княжон. 28 мая 1991 г., в день памяти святого царевича Димитрия, перед ракой с его святыми мощами состоялось первое после долгого перерыва богослужение.

Храм Преподобного Иоанна Лествичника с колокольней Ивана Великого

Первый каменный (из белого камня) храм с колокольней в честь преподобного Иоанна Лествичника (святого VI в.) был построен по приказу Ивана Калиты в 1329 г. Его стали называть храмом «Иоанна Лествичника иже под колоколы».

Через 176 лет обветшавшая церковь была разобрана, а на этом месте в 1505–1508 гг. Боном Фрязиным был построен новый храм и высокая колокольня. Это двухъярусный столп с церковью Иоанна Лествичника в нижнем ярусе.

В 1600 г. по велению царя Бориса Годунова колокольня была надстроена и завершена позолоченным куполом, поднявшимся на 81 метр. Надпись под куполом золотыми буквами по черному фону увековечила это событие: «Изволением Святыя Троицы, повелением Великого Государя, Царя и Великого князя Бориса Феодоровича, всея Руси самодержца и сына его благоверного Великого Государя Царевича и Великого князя Феодора Борисовича всея Руси храм совершен и позлащен во второе лето Государства их 108 года» — то есть в 7108 году от сотворения мира, или в 1600 году по Рождестве Христовом.

Борис Годунов приказал строить колокольню, чтобы дать работу стекавшемуся в Москву во время голода люду. Есть предположение, что годуновская надстройка осуществлена зодчим Федором Конем. По смерти Годунова надпись эта была залеплена, но по приказу Петра I вновь открыта.

В течение трех с половиной веков, до середины XX столетия, Иван Великий был самым высоким сооружением Москвы (6). Он использовался и как дозорная башня — не идут ли к Москве неприятельские войска, не начинается ли где пожар. Существовал царский указ, воспрещавший строительство в России зданий, превышающих колокольню Ивана Великого. Но в 1707 г. этот указ был нарушен при возведении церкви Архангела Гавриила близ Чистых прудов, называемой также Меншиковой башней.

К колокольне примыкали две звонницы: Успенская и Филаретовская. В Филаретовской звоннице находится отдельный храм Св. Николая. В 1812 г. эта звонница была взорвана французами, но уже в 1814–1815 гг. ее восстановил архитектор И. Жилярди по проекту И. Еготова и Л. Руско.

На колокольне было 34 колокола, самый большой — Успенский — весом четыре тысячи пудов. К семидесятым годам XX века осталось 18 колоколов, в том числе и Успенский.

Вновь зазвонили колокола Ивановской звонницы на Пасху 1992 года.

Храм Двунадесяти (Двенадцати) апостолов

Храм (7) был построен в 1656 г. и посвящен первоначально апостолу Филиппу, но в 1681 г. переосвящен в честь Двенадцати апостолов, а на третьем этаже при кельях патриарха был устроен домовый храм в честь апостола Филиппа. Собор с Патриаршими палатами соединен в единое здание. Храм строили зодчие Д. Охлебинин, А. Константинов и А. Макеев.

В 1917 г. церковь Двенадцати апостолов и расположенный под нею храм апостола Филиппа пострадали от обстрела большевиками Кремля. Иконостас церкви Двенадцати апостолов не сохранился. Находящийся сейчас в храме иконостас перенесен из разрушенного в 1929–1930 гг. собора Вознесенского монастыря.

Храм Положения Ризы Божией Матери

Это домашний храм московских митрополитов (8). Он был построен в 1450 г. в память избавления Москвы от нашествия татарского царевича Мазовши, которое произошло в праздник Положения Ризы Божией Матери во Влахерне. После пожара 1473 г. храм был отстроен заново. После постройки Теремного дворца в середине XVII в. храм соединен с его теремами.

Учебный материал о Москве, Московском Кремле позволяет воспитывать у школьников патриотизм, чувство духовного и исторического единства народов России. Московский Кремль — исторический центр Москвы, сердце нашей столицы. Здесь проходили соборы русской православной церкви, решались вопросы престолонаследия, находились царские палаты, заседала боярская дума. Коронации русских монархов проходили в Успенском соборе Московского Кремля, в сокровищнице Кремля хранились символы государственной власти — царские венцы, скипетры, державы, бармы, короны, мантии.

В XX столетии кремлевские храмы переживали трагические события. В 1918 г., после переезда в Кремль советского правительства, они были закрыты или превращены в музеи. К 1917 г. в Кремле действовали два монастыря: Чудов и Вознесенский, 31 храм, пять часовен. Было разрушено 17 церквей с 25 престолами, остальные закрыты. Последний раз служба совершалась на Пасху 1918 г. в Успенском соборе. А вскоре вся территория Кремля вообще была закрыта для свободного посещения. В 1956 г. доступ в Кремль был открыт, но соборы так и остались музеями.

А 13 октября 1989 г., после долгого перерыва, в Кремле, в Успенском соборе, состоялось первое богослужение — молебен.

В настоящее время храмы Московского Кремля переданы Русской православной церкви в постоянное безвозмездное пользование. По благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II в них совершаются богослужения. По графику, согласованному с московской патриархией, в храмы допускаются экскурсионные группы.

Московский Кремль был и остается центром духовной жизни нашего Отечества.