Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №5/2008

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

ОФОРМЛЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА

НА ПРИМЕРЕ РОСПИСЕЙ
УСПЕНСКОГО СОБОРА В КРЕМЛЕ

В стенах православной церкви, мечети или костела верующий должен почувствовать себя ближе к Богу, ощутить его присутствие, а потому любой храм — это не просто архитектурное сооружение, но образ Царствия Небесного. Христианский храм, и в особенности православный, заключает в себе сложную систему символов, которые нелегко постичь, не будучи знакомым с христианской символикой.

Прообразом храма стала ветхозаветная скиния, воплощавшая идею мирового устройства. Об этом писал, в частности, Иосиф Флавий: «Внутренность скинии разделена была в длину на три части. Сие троечастное разделение… представляло некоторым образом вид всего мира». Одна часть, куда мог входить только первосвященник, — святое святых, вторая часть — святилище, а третья — двор для молящихся. В подобном делении уже можно усмотреть предпосылки появления собора христианской эпохи, для которого тоже будет характерно выделение нескольких зон.

Основные принципы построения храма, его устройство и система оформления начали складываться еще в незапамятные времена. Первые разъяснения церковной символики встречаются в сочинениях IV в., в дальнейшем эта тема развивается и совершенствуется на протяжении нескольких столетий — в трудах Максима Исповеднника, Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Симеона Солунского и др. К Х в. принципы храмовой декорации окончательно выстроились в ясную и четкую систему, где нет ни одного случайного элемента, каждая деталь значима и может быть истолкована в соответствии со Священным Писанием.

Храм представлялся символом Вселенной, а потому в нем присутствовали небесная (божественная) и земная сферы. Купол и своды представлялись подобием небесной тверди, стены при этом соответствовали четырем сторонам света. В зависимости от этого располагались и сюжеты росписи. Кроме того, их размещение напрямую зависело от архитектурного членения здания, так как старые мастера не мыслили живопись в отрыве от архитектуры.

Итак, для каждого события божественной истории отводилось строго определенное место. Конечно же, это не значит, что все храмы декорировались абсолютно одинаково, но все же существуют некие каноны, обязательные для всех.

Оформление собора начиналось сверху, с куполов и барабанов, затем роспись переходила на своды и верхние части стен, и так, постепенно, она опоясывала стены по периметру до самого низа. Самое важное символическое значение отводилось сводам и куполу — небесной зоне. Именно здесь и размещались самые значительные сюжеты. По установившейся традиции, в куполе чаще всего мы видим изображение Христа Пантократора (Вседержителя), олицетворяющего Бога Творящего и Спасающего, следящего за всеми земными делами. Обычно это поясная композиция, в одной руке Господь держит Евангелие, а другой посылает в мир свое благословение. Часто Христос осенен сиянием славы и окружен сонмом небесных сил: архангелов, херувимов, серафимов, предстоящих перед Небесным престолом. Однако в самых древних церквях мы можем встретить в куполе сцену Вознесения, и это тоже вполне логично, ведь, напомним, купол ассоциировался с небом. В крайне редких случаях здесь помещалось также изображение Крещения.

Ниже, в барабане, как правило, помещаются пророки — люди, услышавшие глас Божий и на протяжении всей своей жизни старающиеся донести его до остальных, прозябающих пока в грехе и незнании.

Для перехода от цилиндрического барабана, поддерживающего купол, к основной, кубической части храма зодчие использовали так называемые паруса (архитектурные элементы полусферической формы). Разумеется, паруса тоже имеют символический смысл. Поскольку находятся они как бы на стыке земной и небесной сфер, здесь оказалось самое подходящее место для размещения фигур евангелистов, которые тоже, можно сказать, соединяли небо и землю, подарив миру свои писания, повествующие о Боге. Функцию своеобразных мостов между мирами выполняют и арки, где изображены апостолы, посланные Господом в мир на проповедь.

Купол поддерживается четырьмя столпами — это важные конструктивные элементы, без которых собор просто разрушился бы. Но как храм без опор, так и церковь не могла бы существовать без тех, кто нес слово Божие, кто утверждал своими духовными подвигами христианскую веру. Святые воины, мученики, подвижники — вот истинная опора церкви. Им по праву отводится место на подкупольных столпах (1, 2).

 

Своды и стены предназначены для сюжетов из Ветхого и Нового Завета, а также из Священного Предания. Это может быть житие Богородицы или различных святых или же сцены, иллюстрирующие историю церкви, — в зависимости от того, чему храм посвящен. Каждая стена соответствует одной из сторон света и в то же время — разным областям церковной жизни.

Восточная часть, например, посвящена Христу и Богородице, и это не случайно, ведь с востоком в христианской символике связано очень многое. Именно на востоке находится эдемский сад, откуда когда-то были изгнаны первые люди. Пришествие Царства Божьего связывается с восходом солнца, а стало быть, с востоком. Недаром в восточной стороне находится алтарь — самая важная часть храма, его святыня. Алтарь символизирует «селение Божие», место, где восседает на престоле сам Иисус Христос. Здесь, на восточной стороне, в конхе (полукуполе) центральной апсиды традиционно изображают Богоматерь с младенцем, а на алтарных столбах — Благовещение: слева — Дева Мария, справа — архангел Гавриил.

Западная часть собора воплощает «страну мертвых», поэтому все захоронения обычно сосредоточены на западе. Сюжеты, расположенные на этой стороне, как правило, представляют собой сцены Страшного суда или Шестоднева. В некоторых случаях, например в Софии Киевской, на западной стене изображались развлечения или игрища — как напоминание о том, что мирские забавы неизбежно ведут к гибели. Уходя из храма, верующий должен был задуматься над бренностью своего бытия и ответственностью перед Богом и перед собой (прорисовка крыльца западного фасада) (3).

Средняя часть храма олицетворяет земное пространство, в котором существует вселенская Церковь Христова. Ее иконография весьма обширна и охватывает фактически всю историю христианства, с момента зарождения и до Страшного суда, включая все основные церковные события. Фресковые циклы ярусами окутывают стены собора, перед взорами зрителей предстает непрерывное повествование, и всегда в соответствии с определенной иерархией сюжетов.

В верхних частях стен помещаются сцены из жизни Христа и Богородицы, второй ярус традиционно предназначен для Ветхого Завета, или житийных сцен, а нижний ярус обычно заполняют одиночные фигуры. Это могут быть, например, святые воины, святые князья, столпники или же святые отцы — как олицетворение «фундамента», на котором держится Вселенская Церковь. Иногда здесь развертываются композиции, посвященные Вселенским соборам — собраниям пастырей и учителей Церкви.

В самом низу, около пола, весь храм по периметру бывает опоясан «полотенцами» с декоративным узором, что должно напоминать верующим об иерусалимской горнице, в которой Христос и ученики его находились во время Тайной вечери.

Очень часто на стенах храмов отражалось отношение их создателей к событиям, происходящим в церковном мире, к изменениям в культурной и бытовой жизни. Следует отметить также, что церковные росписи порой превращались в своеобразную «Библию для неграмотных» — таким образом, люди, не умеющие читать, все же имели возможность довольно подробно познакомиться со Священным Писанием.

Традиционную систему росписи храма мы можем наблюдать на примере Успенского собора Московского Кремля (1475–1479), на протяжении многих веков являвшегося главным кафедральным собором государства Российского (продольный разрез) (4). Его декоративное оформление отличается четкостью и ясностью построения. В его куполах находятся изображения различных образов Бога: Христа Вседержителя — в центральном куполе, в четырех других — Саваоф, Спас Нерукотворный (5), Спас Эммануил и Богоматерь Знамение. Между окнами барабанов — пророки и праотцы, а на сводах — основные евангельские сюжеты. Сцена Вознесения, которая иногда занимала место в куполе, в Успенском соборе размещается на центральном своде, на остальных же представлены Рождество, Сретение, Введение во храм, Преображение, Воскрешение Лазаря и Сошествие во ад.

На круглых колоннах, поддерживающих своды, находятся изображения 135 мучеников, а на алтарной преграде сохранилось изображение двадцати фигур преподобных — все они просветители и подвижники христианской церкви (Преподобный Арсений великий) (6).

В верхних частях стен мы можем следить за продолжением развития евангельской истории, причем последовательность сюжетов соответствует последовательности богослужений на протяжении года. Собор посвящен Богородице, поэтому в следующем ярусе размещаются эпизоды из жития Девы Марии, заимствованные, в частности, из протоевангелия и апокрифических сказаний (в том числе и история жизни ее родителей, Иоакима и Анны). Тема почитания Богоматери получает развитие и в третьем ярусе, где авторы росписи обращаются к сценам из акафиста.

Это торжественное песнопение в честь Богородицы, созданное еще в VII в., довольно часто использовалось как источник, откуда художники черпали сюжеты для росписей. Состоит он из двадцати пяти строф — кондаков и икосов, – в каждой из которых Мария прославляется как заступница рода человеческого, посредница между Богом и людьми. В данном случае акафистный цикл состоит из восемнадцати сцен. Самый нижний ряд отведен изображениям Семи Вселенских соборов — тема, особенно распространенная в XVI в., во времена острой борьбы между «официальной» церковью и еретическими течениями. На Семи Вселенских соборах получили утверждение истины вероучения и определились правила, обязательные к исполнению во всех церквах.

Особое место отводится сцене Успения Богоматери, которой, собственно, и посвящен собор (7). Она была помещена в тимпане над конхой центральной апсиды и сразу же привлекала к себе внимание, пока в XVI в. не установили новый высокий иконостас, частично заслонивший величественную фреску.

В конхе центральной апсиды, где в большинстве случаев находилось изображение Богоматери с младенцем, в Успенском соборе мы видим впечатляющую фреску «Великий вход» (8). Здесь представлен кульминационный момент литургической службы, когда к престолу, за которым служат создатели чина литургии Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, направляются диаконы и священники. Первые несут светильник и жертвенного агнца (большую просфору). Вторые — потир, крест и покровцы.

На западной стене Успенского собора, согласно обычаю, находится огромное изображение Страшного суда. Это пирамидальная композиция, написанная в соответствии с традиционной иконографией: на вершине Христос во Славе, ниже — престол с орудиями Страстей Господних. К престолу припадают первые люди Адам и Ева, а к ногам Адама подползает змей, на теле которого кольца с обозначением семи смертных грехов. По сторонам от престола восседают апостолы, а ниже — предстоящие праведники и грешники. Интересно, что в данном случае в виде грешников выступают также и иноземцы, которые представляют еретиков (их можно отличить по европейским костюмам).

Дополнительную смысловую нагрузку несла в себе роспись трех приделов Успенского собора. Фрески Дмитровского придела представляют историю жизни Дмитрия Солунского, святого ревнителя христианской веры. Идея прославления стойкости, борьбы за чистоту веры нашла отражение в росписи Петропавловского придела «Семь спящих юношей эфесских» (фрагмент) (9), «Три отрока в пещи огненной», «Сорок севастийских мучеников». А в Похвальском приделе мы снова встречаемся с богородичной тематикой — «Похвала Богоматери» (фрагмент) (10), «Поклонение волхвов», а также можем видеть фреску «Рождество Иоанна Предтечи».

Наружная сторона Успенского собора также украшена фресками, что было нередким явлением. Правда, в данном случае сюжет росписи не совсем обычен — так, для оформления восточного фасада использована тема Софии Премудрости Божьей. В самом центре изображена Новозаветная Троица, справа в нише — святая София в виде восседающего на престоле огненного Ангела с царскими регалиями и свитком (огонь очищает душу, огненные крылья помогут уберечься от дьявола, свиток — божественные тайны, а венец и скипетр означают сан; впрочем, о символике этого образа до сих пор спорят). По сторонам от нее — Богоматерь и Иоанн Предтеча (11). Зато фреска, помещенная над вратами Южного крыльца — образ Владимирской Божьей Матери (12), — уже не вызывает никаких сомнений, она связана с одноименной иконой, хранившейся в стенах собора.

Итак, внимательно изучив роспись Успенского собора, мы можем отметить, что в его оформлении главенствующее место отведено сюжетам из жизни Богоматери и святых воинов, подвижников, отдавших свои жизни за утверждение на земле Закона Божьего. Таким образом, на первый план выходит тема «заступничества» русской земли и православной церкви от сил зла, что во многом было связано с церковно-политической борьбой, которая велась на рубеже XV–XVI вв.