Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2008

УРОК ИЗО

УРОК ИЗО

 

Татьяна ПАНКРАТОВА,
кандидат исторических наук,
сотрудник Центра эстетического
образования МИРОС
Ольга СКУРАТОВА,
учитель ИЗО школы № 199, Москва

Семь чудес света

Цикл занятий для учащихся 4–5-х классов

Предлагаемое учебное пособие разработано в школе-лаборатории № 199 Юго-Западного учебного округа города Москвы, являющейся экспериментальной базовой площадкой мироса.

В 2001 году Государственный комитет по образованию Российской Федерации в числе приоритетных направлений по совершенствованию образования в начальной и средней школе одним из первых назвал увеличение в учебно-образовательном процессе доли гуманитарных и художественных дисциплин. Предмет «Мировая художественная культура» на экспериментальной основе вводят в учебный план и начальной школы. Начата подготовка учебников и методического основания этого предмета применительно к воспитанию младших школьников.

Наши занятия можно рассматривать как вклад авторов в этот эксперимент, так как они могут быть использованы и как оснащение программ по МХК в начальных классах, и как пособие для преподавания ИЗО и художественного труда в начальных и средних классах.

Предлагаемый цикл занятий по изобразительному искусству и художественному труду объединен названием «Семь чудес света», так как в его основу положено самостоятельное изготовление учащимися макетов и рисунков этих выдающихся памятников культуры древности. Макеты выполняются с соблюдением масштабов и стилистического оформления подлинников, что позволяет говорить о них как о проектах научной реконструкции данных объектов.

Цикл дает возможность поставить и решить в ходе учебного процесса целый ряд педагогических задач. Во-первых, соблюсти принцип межпредметных связей, который постоянно рекомендуется выдерживать, но на практике это бывает трудновыполнимо. Наши занятия позволяют учащимся применять на уроках ИЗО и труда знания, полученные на уроках истории или на занятиях-факультативах дополнительного образования (например, по программе «Введение в историю», «Музей и культура», «Мировая художественная культура»).

На занятиях цикла учащиеся не только повторяют, но и дополняют свои знания по культуре древнего мира. Это касается древней архитектуры, техники строительства, декоративных элементов оформления, монументальной скульптуры, садово-паркового искусства, научно-технических достижений и др. Углубляются знания об исторических событиях, мифах и легендах древности, которые связывались с теми или иными знаменитыми личностями или сооружениями; изучаются ритуалы, празднества, бытовая жизнь далеких эпох, их связь с настоящим. Все это расширяет кругозор детей, дает им базу для понимания произведений литературы и искусства последующих эпох. На столь подробную проработку этого материала на уроках истории в 5-х классах часто не хватает времени. Таким образом, цикл решает задачу и общекультурного, и эстетического развития учащихся.

Элементом гражданского воспитания является приобщение детей к проблеме не только изучения, но и сохранения культурного наследия. Анализ на уроках причин гибели памятников истории и культуры, попытки выполнить самостоятельно их научную реконструкцию является способом воспитания будущих защитников как мирового, так и отечественного культурного наследия, воспитания людей, уважающих «чужую» культуру.

Приобщение к решению «взрослых» задач поднимает самоуважение ребенка, повышает его психологическую комфортность.

Задачами цикла непосредственно по предмету ИЗО является знакомство детей с различными техниками художественного творчества, а именно с рисованием, живописью, элементами черчения, лепкой из пластилина и соленого теста, с макетированием из бумаги, с техникой коллажа и аппликации. Владение, даже на начальном уровне, всем разнообразием этих приемов даст детям возможность выбора направления для самостоятельного творчества и самовыражения. А не это ли является самой главной задачей уроков ИЗО в школе?

Ряд заданий, которые дети выполняют на занятиях цикла «Семь чудес света», предполагает групповую работу. Это помогает решать еще одну педагогическую задачу — учить работать в коллективе, воспитывать ответственность перед товарищами.

В цикле присутствуют важные элементы музейной педагогики, внедрение которой в учебный процесс является на сегодняшний день инновацией. Суть музейной педагогики в школе не только и не столько в обращении к изучению культурного наследия, сколько — и именно это самое важное — в использовании специфических приемов в преподавании и усвоении знаний, в постановке перед ребенком определенных задач, в выработке у него соответствующих мотивировок и навыков. Основные из этих приемов:

• эмоциональное восприятие детьми учебного материала;

• самостоятельное применение на практике своих знаний;

• стимуляция самостоятельной работы по получению дополнительных знаний и эмоциональных ощущений;

• выполнение творческих заданий;

• выработка навыка постижения через предмет (вещь, сооружение) сути и духа эпохи;

• выработка навыка пристального разглядывания предмета или сооружения, вчитывания в текст мифа или легенды, вдумчивое отношение к элементам ритуалов и др.;

• выработка мотивировок для самостоятельной работы в музеях, для самостоятельной творческой и научной деятельности;

• постановка перед ребенком важной «взрослой» задачи, привлечение к ее решению, что стимулирует выбор им жизненного пути и духовных ориентиров.

Цикл предусматривает тесный контакт учителя ИЗО и учителей истории. Результатом этих контактов могут быть подготовленные учащимися доклады на исторические темы (в частности, об истории создания и причинах разрушения «чудес света»), а также комплекты изображений и макетов «чудес света», которые явятся учебными пособиями и украшением кабинетов истории.

По опыту мы знаем, что в результате отбора лучших работ могут быть скомплектованы 2–3 коллекции, отличающиеся особыми эстетическими достоинствами и тщательностью исполнения. Эти комплекты могут украшать и школьную библиотеку, и кабинет директора и быть представленными на выставках детского творчества.

Предлагаемый цикл занятий разрабатывался, опробовался и корректировался учителем ИЗО школы № 199 Ольгой Борисовной Скуратовой в контакте с преподавателем дополнительного образования этой школы, сотрудником Центра эстетического образования МИРОС, кандидатом исторических наук Татьяной Николаевной Панкратовой. Композиции, конструкции и развертки макетов — авторские разработки О.Б. Скуратовой, в отборе материала для исторических очерков о «чудесах света» принимала участие Т.Н. Панкратова, использовавшая издания, перечисленные в списке литературы. Надеемся, что наше пособие принесет пользу и радость учителям ИЗО, ученикам и тем, кто получит изготовленные макеты в подарок.

Вступительная беседа

Люди привыкли гордиться своими достижениями, сравнивать их с тем, что умели делать предки, и передавать в качестве наследства (культурного наследия) своим потомкам. Изучая то, что считалось самым красивым и лучшим, мы можем многое узнать о жизни наших предков, об их духовном мире.

«Семь чудес света» — это объекты (здания, сооружения и монументы), которые являлись, по утверждению народов, живших в эпоху античности в бассейне Средиземного моря, наивысшими достижениями науки, искусства, техники.

(Учащиеся обычно уже кое-что знают о них: это «проходят» на уроках истории Древнего мира в 5-м классе, читают в многочисленных энциклопедиях и других научно-популярных детских изданиях, которых так много в наши дни, видят в телевизионных передачах и даже воочию, путешествуя с родителями. На первом занятии цикла учащиеся с помощью учителя вспоминают и перечисляют все «чудеса».)

«Семь чудес света»:

• Большие пирамиды Египта;

• Висячие сады Вавилона;

• Храм Артемиды в Эфесе;

• Статуя Зевса в Олимпии;

• Гробница царя Мавсола в Галикарнасе (Мавзолей);

• Колосс (гигантская статуя бога Гелиоса) на острове Родос;

• Александрийский маяк.

Следует подчеркнуть, что этот перечень являлся в свое время первым в мире списком памятников истории и культуры мирового значения. Эти сооружения рекомендовались в качестве объектов мирового туризма. При разрушении колосса Родосского была предпринята первая попытка международного проекта его восстановления — многие страны прислали деньги, металл и мастеров для этой работы.

Список дополнялся и исправлялся. Например, в его первый вариант входили городские стены и ворота Вавилона и его замечательная башня. Вавилонская башня стала первым объектом списка, варварски разрушенным еще современниками. Но появились новые «чудеса»: новая многоярусная башня, на террасах которой цвели сады, как бы висящие в воздухе, два грандиозных маяка — на Родосе и в Александрии Египетской. Восьмым чудом света называли гигантский цирк в Риме — Колизей (от лат. colosseus – громадный, колоссальный).

В список было включено семь объектов, потому что числу семь придавался магический смысл, подсказываемый как будто самой природой (семь цветов радуги, семь видимых планет, семь звезд в созвездии Большой Медведицы и т.д.).

Время разрушило все «чудеса» античного списка, кроме одного — самого древнего и грандиозного, — пирамид Египта. Но и они потеряли свой первоначальный облик. От остальных сооружений остались только следы: сохраняются в подвалах египетской крепости на острове Фарос остатки первого этажа Александрийского маяка, а в стенах турецкой крепости Бодрум — части стен Мавзолея, на старинных монетах мы можем увидеть, как выглядел Колосс Родосский, Зевс Олимпийский, Храм Артемиды Эфесской, Александрийский маяк. Древние рукописи сохранили описания этих объектов, в музеях хранятся обломки колонн, скульптуры, когда-то украшавшие эти сооружения.

По этим данным современные ученые много раз пытались реконструировать облик погибших шедевров хотя бы на бумаге, домысливая те детали, которые невозможно уже возродить. В будущем может наступить время, когда человечество поставит себе цель восстановить часть этих сооружений. Возможно, честь их восстановления достанется уже тем, кто сейчас учится в школе.

На уроках изобразительного искусства можно потренироваться, подготовиться к выполнению этой задачи — реконструкции внешнего облика знаменитых «Семи чудес света».

Продолжение следует