Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №2/2008

УРОК ИЗО

УРОК ИЗО

 

Ирина ПОЛЯКОВА,
Татьяна САПОЖНИКОВА

 

Особенности обучения школьников
по программе Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство
и художественный труд»

СТАТЬЯ ПЯТАЯ
Часть II. Материалы к уроку

Продолжение. См. №17, 19, 20, 21, 24/07;
№01/08

7-й КЛАСС
Урок-образ «Бал в Средневековье и в эпоху Возрождения»

Работа на тему «Бал» является для семиклассников одной из итоговых, в которой они должны применить полученные знания: умение раскрывать тему, компоновать рисунок на листе, показывать фигуры в движении, подбирать цвет, изображать мелкие детали, завершать работу.

К седьмому классу на уроках истории ребята уже познакомились со Средневековьем и эпохой Возрождения, поэтому учителю изобразительного искусства можно опереться на знания, полученные ранее. Необходимо только рассказать детям о танцах той эпохи, об особенностях средневекового интерьера и костюма, подобрать наглядный материал и, естественно, дать послушать танцевальную музыку этого времени. Учителю надо подготовить репродукции картин художников эпохи Возрождения (Франческа дель Коса. «Апрель». Палаццо Скифанойя, фрагмент (1), Витторе Карпаччо. «Возвращение послов к английскому двору» (2); миниатюры XV века (3–5)), эскизы декораций и костюмов Н.К. Рериха к спектаклю по пьесе М. Метерлинка «Принцесса Мален» (6–8)), фрагменты художественных фильмов, например «Ромео и Джульетта» режиссера Дзеффирелли. Черно-белые рисунки деталей мебели и изображения английского интерьера учитель может использовать в качестве раздаточного материала.


ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН УРОКА-ОБРАЗА

1. Идея: театр теней.

2. Замысел: создание образа танца эпохи Возрождения, передача движения.

3. Завязка. В классе натянуто полотно-экран, установлен свет (хорошо бы использовать цветные фильтры) — все готово к представлению в театре теней. Актеры приготовили костюмы и парики из бумаги.

4. Конфликт. Артисты театра теней представляют танцы и костюмы под музыку. Учащиеся вместе с учителем рассуждают и сравнивают формы, силуэты, движения бального танца эпохи Возрождения и, например, танца фламенко. По ходу урока дети делают зарисовки. Каждый ученик работает над эскизами и зарисовками композиции, занимается поисками основной идеи своего будущего произведения, образов героев. Для получения сведений о танцах, моде, этикете того времени используются специально подготовленные к уроку материалы (см. ниже).

5. Кульминация. Складывается замысел будущей работы: выбор композиции, техники (гуашь, акварель, силуэтные вырезки).

6. Развязка: представление готовых работ учащихся.

7. Концовка: обсуждение работ.

ТЕКСТЫ К УРОКУ

Интерьер. «В камине на ложе из раскаленных углей пылала целая сосна. Сквозь зеленоватые стекла в свинцовых переплетах просачивался мартовский свет. На высоком дубовом кресле, спинку которого украшали три резных льва — символ английского могущества, — сидела королева Изабелла, супруга Эдуарда II…» (Морис Дрюон. «Железный король» из серии «Проклятые короли»).

Ни один из древних интерьеров не сохранился до нашего времени в нетронутом виде, поэтому главным источником информации являются картины и книжные миниатюры, особенно те, на которых художники изображали религиозные сюжеты в современном им бытовом окружении.

Средневековые замки были прочны и защищены высокими стенами, но, несмотря на это, требовали постоянного наблюдения, потому что посещались хозяевами от случая к случаю. «кочевой» образ жизни препятствовал появлению постоянного интерьера, в замке присутствовали лишь немногочисленные предметы обстановки (фрагменты ковра из Байе «Обоз Вильгельма» (9)). Характерны для средневекового интерьера занавеси, висящие на шнурах, которые привязывались к столбам между арок; свисающие полотнища, закрученные или завязанные вокруг колонн; светильники, подвешенные к потолку на цепях, складные стулья (10–13).

В домах, предназначенных для постоянного проживания, стены, покрытые светлой краской или побелкой, сделанной из толченого мела и воды, часто были расписаны. Слой краски на стенах иногда дополнялся тонкими линиями красного цвета, имитирующими каменную кладку. В странах Средиземноморья было принято украшать стены фресками. В эпоху Возрождения стенные росписи покрывали практически все плоские поверхности интерьера. В Сала деи Паппагалли в палаццо Даванцати во Флоренции (14) геометрические узоры на стенах нанесены красной, зеленой и белой красками, а другие комнаты расписаны под ткани.

 

Зимой для сохранения тепла стены комнат завешивали настоящими тканями из крашеной шерсти. В интерьере Сала ди Руджеро дворца Норманнов в Палермо (15) мраморная облицовка сочетается с мозаиками, расположенными в верхней части стен и на сводах. На мозаиках в основном изображены деревья и животные. Камеру дельи Спози (комнату супругов) в палаццо Дукале в Мантуе Андреа Мантенья (1431–1506) декорировал таким образом, как будто за арками поднят занавес, а за ним на фоне пейзажей виден двор герцогов Гонзага.

Протопить огромные помещения было довольно трудно, даже если в одном зале устраивали три камина. Зола из камина вычищалась редко, так как и она давала много тепла. Рядом с камином находилась балка, на которую вешали повседневную одежду.

Мебель была простой: стулья, похожие на церковные, столы на козлах, сундуки для хранения ценных вещей, простые скамьи дополняли скудную меблировку, пол устилали тростником. Окна — узкие и незастекленные, так как стекла были редкостью, их можно было увидеть только в королевском дворце или богатых монастырях. С внешней стороны окна закрывали железными прутьями, а изнутри ночью или во время плохой погоды — деревянными ставнями. В XV в. в английских замках появились зимние гостиные, которыми семья пользовалась как столовой в холодную погоду.

Стены парадных залов дворцов были украшены коврами, гербами, холодным оружием и военными трофеями. Там собирались советы, вершились суды, здесь принимали посетителей и иностранных послов и там же придворные ели, а иногда и спали. Внутрь зала часто вел спиралевидный пандус, позволявший рыцарям въезжать внутрь на лошадях и даже устраивать там турниры, если плохая погода мешала состязаться под открытым небом. Победитель турнира получал награду из рук дамы, а заканчивался турнир балом.

Танцы. Бал (фр. bal) — танцевальный вечер. Большую роль в распространении танцев играли средневековые бродячие актеры, танцы которых включали в себя и элементы народных танцев, и акробатику, и сложные движения рук. О танцах раннего Средневековья, которые простой народ танцевал на городских и сельских площадях, рассказали художники Питер Брейгель Старший (ок.1525–1569) («Свадебный танец под открытым небом», «Крестьянский танец» (16) и Питер Брейгель Младший (1564–1638), создавший вариации на тему работ своего отца («Танцы на крестьянской свадьбе», 1607). Танцы в то время сопровождались пением самих танцующих или исполнялись под аккомпанемент рожка или даже оркестра. (Симоне Мартини. «Посвящение Святого Мартина в рыцари», фрагмент «Музыканты» (17)). Исполнители образовывали закрытый круг (хоровод), держась за руки, или выстраивались в цепочку. Хороводы могли быть мужскими, женскими или смешанными, танцевальные движения были примитивными и состояли из шагов и прыжков. Руки танцующие держали на бедрах или подавали друг другу, женщины свободной рукой поддерживали юбку. В позднем Средневековье появился парный танец, а танцевальные движения усложнились.

Придворная жизнь в эпоху Средневековья была полна блестящих церемоний и торжеств. На придворные балы приглашалось только избранное общество. Владельцы замка занимали кресла, а остальные гости размещались на скамьях и табуретах, покрытых дорогими тканями. Дамы были одеты в роскошные платья, их руки украшали кольца и браслеты, на поясе висело зеркальце, а мужчины были при оружии. На балы и маскарады было принято являться в необычных костюмах и масках. Ни один придворный бал не обходился без танцев-шествий. Они носили торжественный характер и были несложны по исполнению. Смысл танца заключался в том, что собравшиеся, выстроившись в колонну парами, проходили перед хозяином, как бы демонстрируя свои наряды. В первой паре, которая вела колонну и выбирала фигуры и направление движения танцующих, шел рыцарь — победитель турнира.

В эпоху Возрождения большое значение приобретают бытовые танцы, без которых не обходятся ни пышные уличные празднества, ни балы. Театрализованные представления с песнями и танцами устраивают и во дворцовых залах. (Беноццо Гоццоли. «Танец Саломеи» (18)). Много новых танцев возникает в Италии, Франции, Англии и Испании. У различных слоев общества существуют свои танцы, отличающиеся по манере исполнения и правилам поведения. Танцы эпохи Возрождения сложнее, чем танцы Средневековья, поэтому при дворах появились учителя танцев, преподаватели изящных манер.

Танцевальные движения, а часто и вся танцевальная композиция, переработанные и видоизмененные согласно правилам этикета, были заимствованы у народных танцев. Женщина должна была танцевать скромно, легко, нежно, опустив глаза, лишь выполняя реверанс (19), дама устремляла взгляд на кавалера.

Различные церемониальные шествия проходили под музыку паваны, а во Франции и в Италии она стала придворным танцем (20), который исполнялся под аккомпанемент тамбурина, флейты и деревянных инструментов. У французской паваны шаги были плавные, медленные, скользящие, а у итальянской — оживленные, с маленькими прыжками. Название «павана», вероятно, произошло от латинского слова pavo, что означает «павлин», и танцующие как будто подражали павлину, важно шествующему с красиво распушенным хвостом. Павану начинали король и королева, за которой приближенные несли шлейф, затем в танец вступал дофин со знатной дамой, затем принцы. Перед началом танца полагалось обходить зал, а в конце танца пары с поклонами и реверансами обходили зал еще раз.

В XVI в. во всех европейских странах и особенно при французском дворе имела успех вольта (21) — парный танец итальянского происхождения. Название его происходит от итальянского voltare, что означает «поворачиваться». Кавалер во время танца резко и высоко поднимал и поворачивал в воздухе танцующую с ним даму, что требовало большой силы и ловкости.

От формы и покроя одежды зависел характер почтительного поклона — реверанса. Особое внимание уделялось умению кавалера обращаться со своим головным убором: он снимал шляпу перед поклоном и приветствовал даму, при этом должен был красиво положить руку на эфес шпаги. Перед королем и королевой реверанс делали особенно почтительный и глубокий. Покрой придворной одежды сковывал движения: у дам были платья из тяжелой материи с длинными шлейфами (Пьеро делла Франческа (1415(20)–1492) «Царица Савская поклоняется Священному древу» (22)), а у мужчин — кафтаны, трико, обтягивающее ноги, и узкие башмаки с длинными носами.

Костюм. В раннем Средневековье одежду шили из льняных и шерстяных тканей, которые изготавливали крестьяне для феодала и его семьи, а также для самих себя. Шелк был предметом роскоши, его покупали у византийских купцов, из-за дороговизны он был доступен только людям высших сословий. Покрой одежды был простым. Костюмы простонародья шились из тканей темных расцветок: серых, коричневых, а костюмы высшего сословия — из тканей ярких цветов: синих, зеленых и пурпурных. Каждому цвету придавался особый смысл: желтый считался цветом измены и ненависти, поэтому желтую одежду обычно не носили; белый символизировал чистоту, а черный — скорбь и верность; одежду целиком красного цвета — «цвета крови» — носили палачи.

Мужская одежда состояла из двух туник, надетых друг на друга: нижней — камизы с длинными цельнокроеными рукавами и верхней — котты без рукавов или с короткими широкими рукавами, из-под которых виднелись рукава камизы. Туника всегда подпоясывалась. Молодежь носила короткие туники, туника короля могла быть до пола. Пожилые люди слишком короткую и яркую одежду не носили.

Силуэт женского костюма напоминал трапецию: одежда была узкой в плечах и расширялась книзу, а линия талии была завышена. С XI в. юбку стали драпировать на животе. Появление этой моды было связано с тем, что в тот период велись опустошительные войны и много людей погибало во время эпидемий, поэтому большим почетом пользовались беременные женщины. Женский костюм, так же как и мужской, состоял из двух туник. Они были длиной до щиколотки, рукава котты — узкие и часто такие длинные, что касались земли, а пояс спускался на бедра (Англия (1300–1400): костюм принца, женский придворный костюм, костюмы короля и королевы (23); костюмы знатных дам (24); Италия (1400–1500): нарядная одежда молодых итальянцев (25); английская средневековая одежда: воина, горожанина, знати, рыцаря и его жены (26)).

Детям можно предложить сравнить средневековый костюм с современным, чтобы увидеть, каким образом модельеры используют сегодня детали давно забытого костюма.

С XII века в одежде стали часто использовать цвета фамильного герба, она, как герб, даже делилась по вертикали на две половины. Такой стиль назывался мипарти. К XIV веку наряды стали более разнообразными, в этот период появился нарамник — тип плаща, состоящего из куска ткани, согнутого пополам, с отверстием для головы, по бокам нарамник не сшивался и мог быть украшен мехом (Ян ван Эйк. «Чета Арнольфини»). Нарамники могли быть короткими и длинными и иногда подпоясывались. Обувь носили без каблуков, сшитую из кожи или бархата, а обувь феодалов — пулены — имела удлиненный носок, который порой достигал пятидесяти сантиметров.

К концу XV века длинные одежды носили лишь старики и должностные лица (Фра Анджелико. «Св. Николай спасает приговоренных к казни» (27)). Новой модной мужской одеждой стал короткий распашной жакет, полы которого расходились пышной юбочкой от узкой, стянутой поясом талии, рукава имели буф у плеча и сильно сужались к кисти руки (Андреа Мантенья. «Двор Гонзага» (28)). В рукавах часто делали разрез, в который продевали руку, а сами рукава в этом случае играли декоративную роль и спускались вдоль туловища. Жакет имел стоячий воротник и иногда был опушен мехом. Чулки-штаны кроили по форме ноги, а если она была недостаточно стройной, то подшивали изнутри подкладку из пакли. Юноши носили узкие куртки, на узких рукавах ее делались разрезы, в которые виднелась нижняя рубашка. Иногда рукава отрезали и прикрепляли к куртке при помощи шнурков, что позволяло к одному и тому же костюму надевать различные рукава. Верхней одеждой служил плащ, пристегивающийся к плечам куртки. Дополнения к костюму: поясные карманы, кошельки, цепи, перстни и перчатки. Перчатки или надевали, или закладывали за пояс. На ногах носили мягкие туфли или высокие ботинки, застегивающиеся на пуговички.

Модные костюмы эпохи Возрождения изготавливали из дорогих материй: шелка, бархата, покрытых орнаментом и вышивкой.

Женское платье должно было быть со шлейфом, длина которого строго регламентировалась и зависела от положения женщины в обществе. На платье спереди и сзади делали треугольный вырез до пояса, спереди его прикрывали вставкой из другой ткани, край выреза обрамляли мехом. Спереди лиф часто шнуровали. Узкие, немного расширенные к плечу рукава обычно разрезали вдоль или поперек и скрепляли пуговицами, лентами или шнуровкой. Молодые девушки носили платья из более легких тканей, подпоясанные под грудью, а на парадные платья прикрепляли полотнище дорогой ткани, собранное в мелкую складку. Костюм дополнялся массой украшений: поясами, драгоценными камнями, мехом, жемчужными нитями.

С головными уборами и прическами учащиеся уже познакомились на уроках изобразительного искусства в шестом классе, рисуя исторические портреты. Время урока, к сожалению, не позволяет учителю более подробно рассказать о костюмах Италии, Франции, Испании, Англии и Германии, но общие сведения о костюмах Средневековья и эпохи Возрождения уже достаточны для создания образа эпохи в композициях. Чтобы информация, данная учителем на уроке, не забывалась, можно начиная с пятого класса вести тетрадь, в которую кратко записывать и быстро зарисовывать все то, что пригодится во время практической работы.

Практическая работа выполняется поэтапно в следующей последовательности: интерьер, фигуры в движении, завершение работы в цвете. Перед каждым этапом учитель проводит небольшую беседу, помогающую детям выполнить определенную часть работы. Завершить работу помогут репродукции картин «Слава герою» (29) и «Тени прошлого» (30) Н.К. Рериха, выполненные им по мотивам пьесы Мориса Метерлинка «Принцесса Мален».

8-й КЛАСС
Урок «Макетирование в полиграфическом дизайне.
Текст и изображение как элементы композиции.
Рекламная листовка. Календарь»

РАЗРАБОТКА УРОКА

Общая идея: единство воспитания, обучения и развития.

Общая функция: целостное формирование личности на основе воспитывающего и развивающего обучения.

Цель: увлечь учащихся творческой природой искусства, предоставить возможность для творческого эксперимента и нестандартного решения при использовании СНИТ (средств новых информационных технологий).

Задачи:

1. Практическое осуществление тезиса «Искусство — средство общения между людьми».

2. Создать условия для применения усвоенных знаний по теме, их закрепления. (Актуализировать знания по законам, правилам, приемам композиции, подтверждая, что законы композиции едины для любого изображения.)

3. Развивать навыки решения творческой задачи в графических редакторах при помощи разнообразных инструментов и приемов.

4. Создание конкретного художественного продукта — рекламной листовки к школьному спектаклю на английском языке «Adventures of the little monkey».

Тип урока: Урок-восхождение.

Особенность урока: интеграция изобразительного искусства, информатики, английского языка.

Оборудование: видеопроектор, компьютеры, цифровые фотоаппараты; инструкции по работе в графическом редакторе, оформленный стенд «К уроку» — правила и приемы композиции (композиции учащихся), стенды с работами учеников.

ПЛАН УРОКА

I. Оргмомент (полминуты).

II. Установочная беседа по теме урока (4 мин.).

Учитель. Создадим рекламную листовку для детского спектакля. Актеры представят вам небольшой фрагмент. Ваша задача — отснять наиболее выразительные моменты представления. Ваши фотографии будут размещены на диске D ваших компьютеров в папке «К уроку». Выполните рекламную листовку в любом графическом редакторе.

Задания для съемки: выбрать яркие моменты спектакля, уловить выразительные приемы представления актерами своих героев, грамотно выстроить кадр, использовать возможности света, мизансцены.

III. Представление отрывка из спектакля (6 мин.).

IV. Цифровая фотосъемка. Введение полученных фотографий в базу данных. Обсуждение. Правила работы на компьютере (5 мин.).

Создание папки с удачными фотографиями и пересылка их по Сети производится учеником. Учитель напоминает правила графического дизайна, определяет порядок работы:

• Книги, журналы, плакаты, афиши — образцы плоскостной композиции. Исходными «кирпичиками» плоскостной композиции являются: пятна и линии (правильных и свободных форм).

• В макете рекламной листовки решается задача композиционного и смыслового соединения изображения (пятна) и текста (линии) — кто «главный» или они «равноправны».

• Стиль рекламной листовки требует краткого и выразительного оформления. Длинный текст скорее всего читать никто не будет. Для привлечения внимания используются декоративные шрифты.

• Фон должен не спорить с изображением и текстом, а оттенять их. В эскизе выбираются нужные композиционно-выразительные средства.

• Дорожите свободным пространством.

• В соединении изображения и текста должен возникнуть образ, раскрывающий тему листовки.

• Композиция может быть глубинная и фронтальная.

V. Работа за компьютером по заданному алгоритму (15 мин.)

Помощь учащимся. Процесс работы выводится на общий экран через видеопроектор. Пошаговая инструкция лежит перед каждым компьютером.

Композиционные этапы выполнения работы:

1. Выбрать фон — открыть готовое изображение или создать картинку в Paint.

2. Продумать место изображения и текста. Для получения в композиции динамичности, стремительности, надо выбрать разомкнутую асимметричную композицию.

3. Найти место тексту. По желанию обозначить героев.

4. Вставить в работу фрагменты фотографий — портреты или фигуры героев спектакля.

VI. Физминутка. Гимнастика для глаз (1 мин.).

VII. Работа за компьютером по заданному алгоритму (9 мин.).

VIII. Подведение итогов (5 мин.).

Учащиеся рассказывают о том, что получилось, что было задумано (детские афиши). Показ и представление своих работ.

IX. Домашнее задание (полминуты).

Уроку предшествует блок упражнений, посвященных закономерностям композиционных построений: баланс, симметрия, динамика, асимметрия, ритм, контраст. Далее следует выполнить упражнения, объединяющие в себе изображения и текст — геометрические фигуры становятся изображением, а линии — текстом. Упражнения с текстом представляют собой «рыбу» — нечитаемый набор букв нужного размера, цвета, направления. При выполнении таких упражнений необходимо решить, как расположить изображение и текст на листе. Текст может находиться на фоне изображения.

При создании композиции полиграфического издания необходимо учитывать следующие требования:

• Графический дизайн — это средство передачи информации, а не просто украшательство.

• Сообщение должно соответствовать выбранной аудитории: афиша детского спектакля, афиша научной конференции, афиша рок-концерта и др.

• Важно учитывать стилистическую целостность, которая создается единообразием оформления. Единство стиля держится на деталях — выборе гарнитуры и размеров шрифтов, единообразии в распределении свободного пространства внутри листа, выборе подчеркиваний и др.

Необходимо определить графическую доминанту (текст или картинка), выявить главные и второстепенные элементы композиции.

9-й КЛАСС
Урок «Фотография — искусство светописи. Натюрморт»

РАЗРАБОТКА УРОКА

Цель: развивать у учащихся способности к самостоятельному общению и личной трактовке современного искусства.

Задачи:

1. Моделирование ситуаций, в которых необходимо умение общаться, делать выбор, осмысливать и объяснять его, защищать свою точку зрения.

2. Развитие способностей к обобщению, проблемному мышлению на основе переосмысления знакомых произведений.

3. Знакомство с «аналитической» и «синтетической» школой фотографии.

4. Обобщение знаний о композиции, цвете и свете.

5. Создание художественного продукта — постановка и фотографирование натюрмортов.

Тип урока: урок-восхождение.

Оборудование: видеопроектор, компьютеры; репродукции, фотографии мастеров, видеофрагменты, тексты стихов, презентации, музыкальные диски.

Ход урока. В начале урока сравниваем язык художника-живописца с языком художественной фотографии. Общее и различия. Цвет и свет. Рассматриваем живописные натюрморты «малых голландцев». Обращаемся к творчеству фотохудожников — Анри Картье-Брессона и Йозефа Судека.

Практическая работа. Учащиеся выполняют упражнения по постановке света. Попарно или по группам ученики выбирают любой предмет — кувшин, стеклянную вазу с водой, химическую колбу, яблоко, перец — и, используя настольные лампы, выполняют серию фотографий на виды освещения. Далее — натюрморт. Предметы, освещение, тему ученики выбирают сами, ориентируясь на объяснение учителя.

В конце урока — подведение итогов.

ТЕКСТ К УРОКУ

История фотографии. Фотографические школы. Среди великих изобретений человечества фотография занимает особое место. Без нее невозможно представить современную жизнь. Достижения фундаментальных наук находили мгновенный отклик в фотографии, открывая ее новые возможности. Судьба открытия Дагера с самого начала складывалась счастливо. Сам термин «фотография» введен в 1839 г. английским астрономом Гершелем, но официально узаконен в 1878 г., когда он вошел в Словарь французской академии. Научное применение фотографии сразу стало основным направлением ее развития.

Первое публичное сообщение о новом изобретении 7 января 1839 г. сделал Доминик Франсуа Араго, секретарь парижской Академии наук, физик и астроном, член Палаты депутатов. Он же предложил воспользоваться фотографией для составления подробной карты лунной поверхности, для регистрации линий поглощения в солнечном спектре, для исследования звездного неба.

В фотографии проявляется единство научного (аналитического) и художественного восприятия действительности. Ценность фотографии для научного познания мира очевидна, но долгое время фотография боролась за то, чтобы быть признанной как вид искусства.

Фотографии иногда называют обрывками визуальной памяти. Альбомные фотографии означали не только то, что показывали. Видимое и хранимое в душе сплеталось, происходило их взаимопроникновение. Маленький портретик на картоне стал прародителем современных фотокарточек в документах.

С одной стороны, фотография вторгается в быт, связывает себя с обыденными представлениями и настроениями. С другой — светопись обращается к вечным ценностям. Системой ценностей стала для фотографии живопись. В современной школе фотографии есть два ярких фотохудожника — Анри Картье-Брессон (31, 32) и Йозеф Судек (33).

Французский фотограф, основатель аналитической школы фотографии, Анри Картье-Брессон настаивал, что экспрессия кадра создается в момент съемки, когда событие может быть подано с наибольшей выразительностью. Для камеры Картье-Брессона важно, чтобы люди оставались «на своих местах» — были естественными, а не позировали. Камера неподвижна, а жизнь вокруг дарит художнику неисчерпаемое число сюжетов. Не каждый момент движения жизни достоин быть сюжетом, а только тот, где сложилось «взаимодействие поверхностей, линий, света и тени». Основное внимание фотограф уделяет именно организации изображения, построению кадра. На снимке могут быть и актуальное событие, и значащая деталь, но ценность его определяется не переданной информацией, а тем, как выстроено изображение, и тем, что выражает изображение кроме фиксации события, момента или детали. Детали и фигуры людей в кадре рассматриваются как отвлеченные геометрические формы.

Чешский фотограф Йозеф Судек — основатель синтетической школы фотографии — даже в 50–60-е годы XX века снимал камерой большого формата, созданной в конце XIX. Судек любил длительную экспозицию, много раз возвращался к одному и тому же мотиву. Его фотографии поражают, это настоящие образцы фотографического искусства. Кадр Судека подобен предмету на солнце, аккумулирующему тепло его лучей. Во время длительной экспозиции негатив «накапливает», аккумулирует детали и состояния реальности. Когда снимок висит на стене, он возвращает зрителю накопленный в нем смысл, как нагретый предмет — тепло. Йозеф Судек рассматривал фотографическое изображение с точки зрения его качества. Главное для фотографа — максимальная резкость изображения, особая пластичность объектива, полная иллюзия в передаче фактур и предметов («как живое», говорит зритель, «хочется потрогать»). Огромное внимание уделяется печати, поверхности бумаги, проработке мельчайших деталей. Фотографическое изображение имеет собственную выразительность, это абсолютная точность, достигающая силы зрительной иллюзии.

Постановка света. В искусстве в целом свет занимает ообое место, а в фотографии его роль еще значительнее. Это язык, который помогает показать форму и фактуру предмета, время года и время дня. Как без красок не может работать ни один живописец, так без света не обойтись при создании фотографии. С помощью освещения можно воспроизвести ощущение жаркого дня или хмурого осеннего рассвета. Разнообразные особенности и эффекты освещения помогают творить чудеса. Источником света может быть любой предмет, который сам излучает свет или отражает чужой: солнце, небо, белая стена. Разница только в количестве и характере создаваемого ими освещения.

Различают два основных вида естественного освещения: солнечное — направленное (солнечный свет) — и рассеянное (например, пасмурный день). Необходимо учитывать, что солнечный свет, падающий на объект с разных сторон, придает каждому кадру определенный характер. Большую выразительность можно достичь светом, падающим с противоположной от предмета съемки стороны. Резкий боковой свет хорош при изображении предметов, зданий и памятников. Нежелательно снимать, когда солнце за спиной. При таком освещении изображение будет плоским, необъемным. Лучше пользоваться боковым освещением.

Кроме естественных источников света, существуют искусственные, к которым относятся различные осветительные приборы. Основной задачей при работе с освещением является распределение и установка источников света таким образом, чтобы искусственными средствами передать реальное изображение. Обычно различают пять видов освещения: заполняющий, рисующий, моделирующий, контровой и фоновый (показ учителя). Чтобы подчеркнуть объемность предмета, применяют диагональный, или боковой, свет. Контровой, или контражурный, свет находится позади объекта. Это очень эффектно и выразительно.

Заполняющий свет устанавливается сбоку и сверху, Как правило, это свет рассеянный или отраженный. Он практически не дает теней и отличается от всех других своей равномерностью. Может быть создан двумя источниками — верхним и передним.

Моделирующий свет (от источника резкого света) создает рефлексы и блики на предмете, подправляет общее освещение, подчеркивает отдельные части.

Тональная композиция. Выстроить композицию натюрморта нам помогают различия в яркости главного в сюжете и фона. Светлые предметы, помещенные на темном фоне, а темные — на светлом благодаря контрасту кажутся выступающими вперед и привлекают к себе внимание. Такое выделение композиционного центра за счет контраста очень просто и дает хорошие результаты. Присутствие на изображении беспорядочного множества светлых и темных пятен вносит сумбур в картинку и не позволяет сконцентрироваться на главном. Наоборот, если в кадре не много основных тональных пятен и они уравновешены, то изображение производит значительно лучшее впечатление. Согласование и равновесие темных и светлых частей изображения называется тональной композицией, и ее нельзя не учитывать.

ЛИТЕРАТУРА

Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. — М.: Искусство, 1987.

Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века. — М.: Наука, 1986.

Квиннелл М., Квиннелл Ч. Повседневная жизнь в Англии во времена англосаксов, викингов и норманнов. — СПб.: Евразия, 2002.

Киреева Е.В. История костюма. Европейский костюм от античности до ХХ века. — М.: Просвещение, 1976.

Козлинский В.И., Фрезе Э.П. Художник и театр. — М.: Советский художник, 1975.

Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера. — М.: Искусство, 1990.

Продолжение следует