Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №2/2008

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

Наивное искусство
и современная жизнь

Удивительный «Лев на прогулке» (2004) Е.А. Волковой, с добрыми человечьими глазами, — опознавательный знак московского Международного фестиваля наивного искусства и творчества аутсайдеров «Фестнаив-07» в Московском музее современного искусства, организованный Музеем наивного искусства и Музеем творчества аутсайдеров. Представлено 400 работ 154 авторов из 30 регионов России, а также из Белоруссии, Грузии, Израиля, Италии, Сербии, Латвии, Украины.

Как живется наивным художникам-самоучкам в нашу технологичную эпоху? Не утратили ли эти «очарованные души» своей уникальной способности смотреть на мир чистым, незамутненным взглядом? Участники выставки словно возвращают нас в детство, открывая нечто давно утраченное, вырывая из реальности, ориентируя на иную шкалу ценностей в отношении к природе, жизни, людям, событиям. У каждого автора своя судьба в искусстве и своя неповторимая, несвойственная профессиональным художникам интерпретация избранной темы.

Микаэл Фалк. Авраам, Сарра и ангелы. 2006
Микаэл Фалк. Авраам, Сарра и ангелы. 2006

На картине Г.П. Островской «Вдали от цивилизации» (2004) изображено красивое озеро с плавающими кувшинками, сказочное и реальное, в котором отражаются облака. Картина И.И. Лысова (Новосибирск) «Победы помнят всегда о войне» (2006) взывает к гражданским чувствам зрителя. Это подробный наивный рассказ о войнах, с искусным вкраплением в композицию надписей, лозунгов. В сложной авторской технике, в нежнейших серебристых тонах выполнен рисунок «Деревенские работы» (2001) 28-летнего латыша С. Модриса. Свой вариант библейского мифа, полный юмора, живого и искреннего чувства, дает в картине «Авраам, Сарра и ангелы» (2006) Микаэл Фалк из Израиля. В.П. Еременко из Калуги со смешным псевдонимом «Параход» (так!) с увлечением пишет старинные речные пароходы с водяными колесами, многоэтажные, как на картине «Натюрморт с арбузами» (2001), красочной и оптимистичной.

Иван Кветкин. Посвящение в хлеборобы 2004
Иван Кветкин. Посвящение в хлеборобы. 2004

В нескольких залах показаны огромные, во всю стену, яркие панно с сюжетными композициями в стиле лоскутного шитья А.А. Богдалова (Тверская область). И.М. Кветкин из Воронежа первую картину написал в 64 года. Ему нравятся сюжеты с прославлением труда на земле. На его холсте «Посвящение в хлеборобы» (2004) на заднем плане изображены персонажи с венком колосьев на груди. А над ними надпись: «Хвала рукам, что пахнут хлебом». На первом плане — большая буханка, от которой исходит сияние. Роскошный натюрморт!

Запоминается и отличная работа З.Л. Сибирцевой «Великие художники Пабло Пикассо и Сальвадор Дали» (2004) — остроумная, с сияющими цветовыми сочетаниями.

Зинаида Сибирцева. Великие художники Пабло Пикассо и Сальвадор Дали. 2004
Зинаида Сибирцева. Великие художники Пабло Пикассо и Сальвадор Дали. 2004

В особый раздел на выставке-фестивале выделено творчество аутсайдеров-маргиналов, людей без художественной подготовки, часть из которых имеет психиатрический опыт (так написано в пресс-релизе). В их работах все непривычно: композиционные построения, способ заполнения холста, цветовые решения, стилистика. И абсолютная свобода во всем — никаких табу. В рисунках-коллажах А.П. Лобанова, бывшего пациента психиатрической клиники, парадоксальная фантазия, наивность сочетаются с исключительной продуманностью композиций; удивляет, правда, обилие оружия («Матросы», 1970-е).

Александр Лобанов. Матросы. 1970-е
Александр Лобанов. Матросы. 1970-е

В творчестве аутсайдеров поражает то, что темы, материалы, средства выражения авторы черпают сугубо из внутренних источников. И всегда делают акцент на интенсивности творческого акта, на спонтанности бессознательного («Звезда недостижимая» И. Аскерова, 2001, «Мой мир» А.Л.Заборщикова, 2007).

Захватывающий своей парадоксальностью мир создает П. Фортунин в рисунке цветными карандашами «Тутанхамон сердится» (2004). В причудливых переплетениях образов, деталей явно находившемуся под сильным влиянием Босха автору удалось создать ощущение вслушивания в то, что было в прошлом и что происходит сейчас.

Гвидо Ведовато. Кто идет тихо… 2001
Гвидо Ведовато. Кто идет тихо… 2001

Для одних творчество аутсайдеров — сильный визуальный шок, для других — эстетический вызов, но, безусловно, искусство «иных» позволяет человеку заглянуть вглубь себя и открыть в себе новые возможности.

Особенность «Фестнаива-07» в том, что авторы в оригинальной манере и стилистике затрагивают близкие каждому темы: вера в светлое будущее и прощение, любовь и бережное отношение к природе и ее обитателям, они размышляют о Боге и о человеческом существовании и умеют в фантазии находить поддержку и вдохновение для преобразования окружающего мира и людей.