Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №1/2008

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

МОГИЛА НА ВОЛГЕ.
ОКРЕСТНОСТИ ЯРОСЛАВЛЯ

МОГИЛА НА ВОЛГЕ. ОКРЕСТНОСТИ ЯРОСЛАВЛЯ

Алексей САВРАСОВ
МОГИЛА НА ВОЛГЕ. ОКРЕСТНОСТИ ЯРОСЛАВЛЯ
1874. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В конце 1870 г. Саврасов получил от Третьякова заказ на серию рисунков и картин зимнего пейзажа на Волге. До этого он все лето провел в Поволжье и был глубоко тронут неброской красотой этих мест, поэтому с удовольствием отправился с семьей в Ярославль. Там семья сняла квартиру и какое-то время жила счастливо и спокойно, пока не случилось несчастье — умерла новорожденная дочь, а после этого тяжело заболела жена. Прежняя «тихая и сосредоточенная» жизнь рушилась на глазах. Душевные переживания художника проявились, естественно, в его картинах. В них зазвучала тема беды (например, в «Разливе Волги под Ярославлем»), появились изображения могил… Но в этом потоке горестей искусство Саврасова как бы очищается, наполняется новой силой и несвойственным ему прежде глубоким драматизмом.

Одно из самых сильных произведений этого периода — «Могила на Волге. Окрестности Ярославля». Долгое время эта картина считалась утраченной, и сотрудники Третьяковской галереи тщетно пытались ее найти. Обнаружилось же полотно совершенно случайно — в частном собрании московского коллекционера в 1972 г. Теперь оно хранится в Государственном художественном музее Алтайского края.

Перед нами пологий берег реки. Пасмурный день, ветер гонит по небу тяжелые облака… А на первом плане — заброшенная, поросшая травой и бурьяном одинокая могила с покосившимся крестом, рядом с ней тонкая беззащитная березка, склоняющаяся под яростными порывами ветра. Печальный образ… Но удивительно — ощущения тоски, безысходности не возникает. Ведь ослепительные лучи солнца заливают горизонт, синеет высь неба, а вдали на реке виднеется лодка с белым парусом. Вспомним — парус издавна являлся символом надежды, и его появление тоже вносит жизнеутверждающую ноту в общее настроение. Победу жизни над смертью, преодоление собственного отчаяния, очищение через страдание, катарсис, если угодно, — вот что символизирует эта картина.

«Широкая, уходящая вдаль могучая река с нависшей над ней тучей; впереди огромный крест и облетевшая березка — вот и все; но в этой простоте целый мир высокой поэзии» — так высказывался о «Могиле на Волге» Исаак Левитан, и эти слова полностью выражают суть картины Саврасова. В одном из лучших произведений Левитана — «Над вечным покоем» — мы заметим отголоски настроений пейзажа его великого учителя.