Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №24/2007

УРОК ИЗО

УРОК ИЗО

 

Ирина ПОЛЯКОВА
Татьяна САПОЖНИКОВА

Особенности обучения школьников
по программе Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство
и художественный труд»

СТАТЬЯ ЧЕТВЕРТАЯ
Часть I. Теоретическая

Продолжение. См. № 17, 19, 20, №21/07

 

Система изобразительно-выразительных средств

К изобразительно-выразительным средствам искусства относятся: линия, пятно, форма, пропорции, свет и тон, цвет, объем, фактура материала, пространство, композиция. В каждом виде, часто даже жанре искусства эти первоэлементы языка складываются в разные образные системы. Без обучения профессиональному мастерству, без овладения основами изобразительной грамоты невозможно говорить об обучении искусству. Знание системы изобразительно-выразительных средств является твердой почвой, которая позволяет грамотно сформулировать учебную задачу, выстроить содержание урока, а также определить условия, требования, ограничения и критерии оценки конечного результата.

Понятие «художественный образ»

Понятию «художественный образ» будет посвящена вся IV четверть 7-го класса — «Реальность жизни и художественный образ».

Художественный образ есть оригинальная поэтическая форма воплощения, опредмечивания всем известного смысла (например, три богатыря — образ земли русской; тонкая рябина — образ женского одиночества). С помощью художественного образа искусство передает многозначную информацию о мире. Собственно говоря, искусство мыслит образами. Мышление художника ассоциативно, эмоционально насыщенно. В его воображении сначала рождается некая идеальная модель того духовного содержания, которое он хочет вложить в создаваемое произведение.

Искусство не просто отражает жизнь, как бездушное зеркало, а воплощает ее так, как видит, чувствует, понимает человек. Человек каждый предмет или явление рассматривает с точки зрения его значения для собственной жизни, жизни других людей и окружающего мира. В художественном образе действительность преображается, и один и тот же смысл может быть воплощен в самых разных образах. Можно рассматривать художественный образ как единство объективного и субъективного, поскольку он одновременно и отражает жизнь, и субъективно ее преломляет.

Проиллюстрируем сказанное следующим примером. Рассмотрим портрет Федора Ивановича Шаляпина, выполненный Б.М. Кустодиевым (1). Фигура певца изображена на фоне русской зимы, ярмарки. Шаляпин здесь — русский человек, барин, купец (Кустодиев сам попросил певца позировать в шубе). Другой портрет Шаляпина, исполненный А.Я. Головиным (2), показывает не столько человека вообще, сколько артиста в роли Олоферна в опере А.Н. Серова «Юдифь». Головин передает красоту именно сценического образа. Зрителю представлен образ артиста, который сам играет роль, то есть находится в образе Олоферна: мы видим как бы двойной художественный образ.

Соединение в художественном образе субъективного и объективного элементов связано не только с деятельностью художника, но и с особенностями зрительского восприятия, когда зритель как бы воссоздает в своем сознании то, что заключено в художественном произведении, то есть когда происходит процесс сотворчества.

Кроме того, разные эпохи представляют различные трактовки того или иного произведения искусства.

Художественный образ характеризуется сочетанием эмоционального и рационального. Искусству необходимы эмоции, и художник знает, как передать их зрителю. Однако его труд заключается также в предугадывании степени воздействия художественного произведения. Причем художник здесь часто не только полагается на свою интуицию, на природу своего таланта, но и сознательно организует свое произведение так, чтобы наиболее оптимально, целостно воздействовать на человека. «Поэт знает, что он мог написать иначе, — замечает Ю.М. Лотман, — для читателя в тексте, воспринимаемом как художественный, случайного нет. Читателю же свойственно считать, что иначе не могло быть написано...»

Художественный образ — единство типического, обобщенного и индивидуального.

Художник выступает чутким наблюдателем, для того чтобы найти тот тип, который выразит сущность интересующих его явлений и раскроет художественный замысел произведения искусства.

Обобщая, обозначим составляющие художественного образа:

1) самодвижение, саморазвитие;

2) многозначность, недосказанность;

3) единство единичного и общего;

4) единство мысли и чувства;

5) единство объективного и субъективного;

6) неповторимость, оригинальность.

Художественный образ — весьма многогранное понятие. Художественным образом может быть как отдельный кадр в кинофильме, отдельный эпизод в книге или отдельная сцена в спектакле, так и все произведение в целом. Бытие художественного образа проявляется на двух уровнях: один из них связан с его материалом, поскольку обобщенный смысл отраженной действительности воплощен в красках, камне, дереве, кинокадре и пр.; другой уровень можно определить как художественную форму, то есть композиционное устройство художественного образа. Художественный образ создается в единстве формы и материала.

Приемы обучения

К приемам обучения изобразительному искусству можно отнести: упражнение, рассказ, беседу, игру.

Выполнение упражнений позволяет учащимся вырабатывать графические и живописные умения и навыки. К умениям и навыкам, формируемым на уроках изобразительного искусства, относятся также умения определять элементы прекрасного в предметах и явлениях действительности и передавать в рисунках эмоционально-эстетическое отношение к ним.

Рассказ — необходимый прием обучения искусству. Современные технические средства обучения, всевозможные пособия на основе новых информационных технологий позволяют превратить рассказ в настоящее художественное произведение и предоставляют широкие возможности для его применения на разных этапах урока.

В беседах об искусстве учащиеся знакомятся с выдающимися произведениями русского и зарубежного искусства, учатся адекватно выражать свое отношение к ним, выделять наиболее важные особенности формы, содержания, средств художественной выразительности в творчестве художников и др.

Дидактическая игра способствует активизации познавательной деятельности и творческого воображения учащихся, облегчает понимание материала, способствует применению знаний на практике.

Рассмотрим приемы обучения в практическом блоке заданий.

(Дидактические игры рассмотрены в № 20/2007.)

 

Часть II. Материалы к урокам

2-й КЛАСС
Линия как средство выражения.
Ритм линий. Ритм пятен как средство выражения

Изучение изобразительного искусства как особого языка ничинается во 2-м классе. В I четверти дети, изучая красоту и выразительность линии, рисуют на белом листе деревья и пейзажи тушью или черной ручкой (3, 5). В III четверти они учатся видеть красоту в природе и создают эскизы кружевных узоров (4, 6, 7). В IV, знакомясь с характером линий, изображают ветки с определенным характером и настроением.

В IV четверти, изучая тему «Ритм пятен как средство выражения», дети в игровой форме получают элементарные знания о композиции, узнают, как от изменения положения на листе одинаковых пятен может измениться и содержание композиции (А.А. Рылов. В голубом просторе) (8).

В технике аппликации они создают ритмическую композицию «Полет птиц». Задание может быть выполнено в технике аппликации, но можно предложить ребятам приклеить птиц в ранее нарисованный гуашью пейзаж. В подготовленном пейзаже небо должно занимать большую часть листа, а деревья изображаются таким образом, чтобы на небе осталось место для летящих птиц. Учитель на доске показывает, как можно по-разному расположить птиц на листе, и объясняет, как вырезать птицу из сложенного пополам кусочка черной (темной) бумаги. Перед тем как приклеить вырезанных птиц, дети должны поиграть с ними, двигая их по листу, и таким образом найти наиболее удачный вариант композиции (9, 10).

6-й КЛАСС
Линия и ее выразительные возможности.
Пятно как средство выражения

В 6-м классе учащиеся знакомятся с искусством изображения как средством художественного познания мира и изучают особый язык изобразительного искусства. В начале учебного года ребята вспоминают, с какими видами изобразительного искусства они уже знакомы (живопись, графика, скульптура) и какими художественными материалами пользуются художники, а затем выполняют простейшие задания-упражнения, используя различные материалы.

В начале учебного года школьники вспоминают выразительные возможности графических материалов и создают рисунок гелевой ручкой или тонкими фломастерами с использованием разнообразных штрихов. Эти упражнения могут также стать частью коллективной работы.

В первом задании штриховку наносят на обведенную на листе ладонь (с таким заданием справится даже самый слабый ученик). Из таких вырезанных ладошек можно потом составить коллективную работу «Дерево класса» или «Букет класса» к Дню учителя (11). Таким же способом могут быть нарисованы фантастические деревья (12, 13), из которых можно собрать коллективную работу «Заколдованный лес». Дети должны понять, что любое, даже самое незначительное на первый взгляд задание может превратиться в интересную творческую работу.

Второе задание выполняется черной гелевой ручкой на листе формата А4. Используя линии и штрихи, ученики зарисовывают с натуры травянистые растения или веточки (14). Работа выполняется без простого карандаша, сразу ручкой или черной тушью, что заставляет детей быть более наблюдательными и внимательными при выполнении задания. У современных детей почти отсутствует умение замечать красоту того, что не двигается на экране. Зарисовка растений дает возможность увидеть неброскую прелесть засушенной травинки, учит восхищаться неповторимой красотой природы, результатами своего труда и труда всего класса. Из отдельных рисунков может быть собрана коллективная работа (15), но каждая индивидуальная графическая работа уже представляет собой небольшое произведение искусства, и задача учителя — объяснить это детям.

Черной гелевой ручкой можно рисовать и по акварельному фону. Простейшая монотипия (вид печатной графики, в котором с каждой пластины получается только один отпечаток) «Морское дно» выполняется за два урока, причем справиться с таким заданием может любой ученик, тем более что похожее задание выполнялось уже в 1-м классе. Во II четверти 1-го класса дети знакомились с техникой монотипии, изображая рыбок гуашью и украшая их. На листе формата А4 получались необычные отпечатки, которые затем дорисовывались черным фломастером (16). Для получения отпечатка можно использовать валик, дощечку из пластмассы, линолеум и типографскую краску. А можно нанести краску обычной кистью на плотный лист бумаги, затем, положив сверху второй лист, хорошо прогладить его ладонью. Такой процесс получения изображения доставляет много радости и малышам, и ученикам 6-го класса, но если первоклассники рисовали только рыбку, то теперь они выполняют более сложное задание, изучая форму водорослей и ракушек, более тщательно прорисовывая рыб и рассказывая при помощи штриховки об обитателях морского дна (17).

В 6-м классе уроки ИЗО посвящены подробному изучению изобразительного искусства в жизни человека. Дети должны узнать о жанрах изобразительного искусства; об основных средствах художественной выразительности и о разных художественных техниках. В I четверти, изучая тему «Виды изобразительного искусства и основы образного языка», ребята знакомятся с ролью пятна в изображении и его выразительными возможностями, а также рассматривают композицию как ритм пятен. Это позволяет не только повторить тему, уже изученную в начальной школе, но и выполнить более сложное и интересное задание, связанное с изучением истории искусства.

Перед началом практической работы на тему «Первобытная фреска» учитель рассказывает об особенностях искусства каменного века, об истории открытия рисунков древнего человека, о наскальных изображениях в Европе, Африке и России.

Первобытное искусство

История изобразительного искусства началась в каменном веке с изображения животных. Рисуя на стенах пещер, древние люди изучали и осмысливали мир природы, поклонялись ему, показывали свое отношение к природе. Искусство первобытных людей имело магическое значение и было неотделимо от обрядов. Древний человек был охотником и поэтому изображал прежде всего тот мир, который был ему хорошо знаком — мир животных. Изображения оленей, диких лошадей, зубров, носорогов, оставленные древними художниками на стенах пещер Южной Франции и Северной Испании, считаются лучшими произведениями анималистического искусства.

Первые рисунки времен палеолита (древний каменный век, 35–10 тыс. до н.э.) были обнаружены в 1879 г. испанским археологом-любителем графом Марселино де Саутуолой в трех километрах от его родового поместья, в пещере Альтамира. Интерес к археологии возник у Саутуолы в 1878 г. на Всемирной выставке в Париже, где была представлена коллекция гравюр и скульптур древнекаменного века. Саутуолу удивила высокая степень мастерства первобытных художников, ведь учебники истории начинались с Древнего Египта, а о существовании искусства у дикарей никто в то время не мог и предположить.

Саутуола решил в своей родной провинции на севере Испании заняться поисками изделий, выполненных древними людьми. Пещеру Альтамира никто из местных археологов никогда не обследовал, и Саутуоле удалось обнаружить там древние инструменты из костей и рогов животных, наконечники для дротиков, каменный брелок с отверстием, подвески, изготовленные из раковин, и костяную иглу, говорящую о том, что люди каменного века умели шить.

Вместе с отцом пещеру осматривала семилетняя Мария, которая любила бродить с лампой по галереям пещеры. Саутуола в поисках древних изделий смотрел под ноги, а Мария разглядывала стены и потолок пещеры. Вдруг Саутуола услышал крик дочери: «Папа, смотри, быки!» На неровном низком потолке пещеры было изображено целое стадо крупных, готовых ринуться в бой животных. В основном это были бизоны с характерными горбатыми загривками (18). Еще на потолке были нарисованы лани, лошади и разъяренный кабан, несущийся на врага — всего 23 фигуры, не считая тех, от которых остались лишь контуры. Фигуры были обведены темным контуром и раскрашены красной краской, а ноги, голова, грудь, шерсть на загривке и рога — черной или коричневой краской. В раскрытой пасти бизона был виден буро-красный язык, а черный зрачок глаза пристально смотрел на зрителя. Создавая объемное изображение, древний художник использовал неровности рельефа свода пещеры, размещая рисунки на выпуклостях и впадинах, благодаря чему они выглядели как раскрашенные барельефы, а оттенки и плотность краски менялись в зависмости от места.

Саутуола растер краску, наложенную толстым слоем, между пальцами, она была настолько яркой и свежей, что создавалось впечатление, будто роспись выполнена всего несколько дней назад. Потолок в пещере был такой низкий, что у дона Марселино не было возможности подняться в полный рост, и он не мог понять, кому понадобилось расписывать потолок труднодоступной темной и сырой пещеры. Горбатые бизоны, покрытые шерстью, были не знакомы европейцам, но тот, кто рисовал быков, хорошо знал, как они выглядят.

Пещера Альтамира стала известной, а на страницах столичных газет появилось фото Марии де Саутуолы. Однако в научном мире находку приняли за подделку, так как считали, что пещерный человек так рисовать не мог. Трудно было поверить в то, что люди каменного века мастерски владели кистью, изготавливали минеральные краски и смешивали цвета. Ученые отвергли доводы Саутуолы в пользу палеолитического возраста живописи пещеры Альтамира. Вспомнили о ней только в 1897 г., когда были обнаружены и исследованы петроглифы на стенах пещеры Ла Мут, а в 1901 г. нашли рисунки бизонов, северных оленей и мамонтов в пещере Фон-де-Гом (19). Ученым пришлось поверить в подлинность росписей Альтамиры. Во Франции и Испании начались исследования, и только во Франции к настоящему времени обнаружено около ста пещер с рисунками древнего человека. Глубокую древность рисунков подтверждает множество сталактитов, покрывающих изображения некоторых животных. Например, доступ к изображениям бизонов на стене одной из пещер во французских Пиренеях закрыт слоем сталактитов, возраст которых превышает десять тысяч лет.

Одно из самых выдающихся открытий было сделано в 1940 г. во Франции. Четыре мальчика, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева, и попали в пещеру. Так была открыта пещера Ласко, которую называют «доисторической сикстинской капеллой» ((20) – лошадь Ласко).

Чтобы увидеть произведения древних художников, приходится иногда ползти или пробираться через темные коридоры. Например, путь к живописным сокровищам пещеры Ласко идет через вертикальную шахту глубиной почти шесть метров. Иногда после завершения работы вход в пещеру заделывался каменной стенкой, чтобы никто не мог попасть в «картинную галерею». Древние люди верили в наличие невидимых связей между живым существом и его образом.

Чаще всего древний художник изображал тех животных, на которых он охотился. Изображая животное, человек создавал двойника живого существа и таким образом заклинал его и получал над ним власть. Крупные животные, такие как мамонт, нарисованные на стенах пещер, могли быть жертвенными, необходимыми для ритуала обитателей подземного мира. Не случайно кости и бивни мамонта находят в древних захоронениях и святилищах. Изображения делались не для зрителей, а для посвященных и для душ умерших. По-видимому, древний художник изображал картины охотничьего рая, в который уходили предки.

Благодаря незаконченным наброскам, найденным в разных пещерах, удалось последовательно проследить технику нанесения изображения. Первобытные росписи были двух видов: иногда контуры рисунка процарапывали или выбивали на камне, а затем подчеркивали его черным, красным или желтым цветом; другие изображения выполнялись только красками и являлись живописными в полном смысле этого слова. Для такого изображения художник сначала примитивной кисточкой или пером наносил контур рисунка, а затем закрашивал его внутреннюю часть. Древние художники рисовали природными минеральными красками — охрой, черным углем и изредка белой известью. В качестве связующего материала использовали животный жир, яичный белок, мед или кровь, которая также могла иметь ритуальное значение.

В эпоху палеолита живопись и петроглифы (изображения, высеченные, выбитые или процарапанные на камне) развивались параллельно. Известны изображения, в которых совмещены обе эти техники. Постепенно размеры петроглифов уменьшаются, а живопись перестает быть объемной.

Рисунки, сделанные в эпоху мезолита (среднекаменный век, переходный период от палеолита к неолиту, 10–6 тыс. до н.э.), чаще всего встречаются на скалах, они небольшого размера и выполнены темно-красной или черной краской сплошным силуэтом. В отличие от палеолита, когда изображения на стенах пещер могли состоять из не связанных между собой фигур животных, в мезолите главное место занимает человек. Древний художник начинает рисовать многофигурные композиции, изображающие различные эпизоды из жизни человека мезолита: охоту, преследование добычи, загон скота, сбор меда, танцы. Фигура человека, в отличие от фигуры животного, изображалась условно, и главным для художника была передача движения (21).

Можно предложить детям создать композицию на тему наскального искусства Сахары, причем работа может быть как индивидуальная, так и групповая.

Памятники наскального искусства сохранились и на территории России. Древние изображения оленей, лосей, песцов, водоплавающих птиц, рыб, выбитые или нарисованные кирпично-красной охрой, обнаружены на отвесных скалистых уступах почти по всей Сибири, на Кольском полуострове, по берегам Онежского озера и Белого моря, на Урале. Кусок скалы с 58 изображениями был привезен с берегов Онежского озера и выставлен в одном из залов Эрмитажа в 1935 году. Эти рисунки помогают понять духовный мир древнего человека, его верования и обряды.

В Сибири такие рисунки называют «писаницы», или «писаные камни». По способу выполнения писаницы разделяют на два вида: нарисованные минеральной краской или высеченные на гладкой поверхности стены. Места, где находились писаницы, всегда были окружены атмосферой таинственности. Скалы считались детьми матери-земли, связанными с ее телом. Камень или дух, заключенный в нем, почитался жителями тундры как вместилище духа предка. Для древних людей таинственным был весь мир, но постепенно человек начинал задумываться над явлениями природы, пытался объяснить их и воздействовать на природу.

Большая часть алтайских писаниц, на которых изображены как дикие (горный козел, олень, лось), так и домашние (лошадь, овца, корова, верблюд, собака) животные, высечены на камне. При высекании рисунка древние художники сбивали острым орудием верхнюю, более темную часть горной породы, и поэтому изображения заметно выделяются на фоне скалы.

Для охотников главным источником существования были олени и лоси: люди питались их мясом, одевались в их шкуры, из костей изготавливали оружие, предметы быта, и постепенно эти животные стали приобретать мифические черты — лось был «хозяином тайги» наравне с медведем, а гигантский олень с сияющими золотыми рогами олицетворял солнце (22). Небесный олень с символическим солнечным кругом с точкой посередине изображен на скале у реки Пегтымель на Чукотке (23).

На протяжении приблизительно трехсот лет внимание ученых приковывала к себе скала, известная под названием «томская писаница» (24). Один из отважных русских путешественников, имя которого, к сожалению, осталось неизвестным, записал в 1675 году: «Не дошед острогу (Верхнетомский острог) на краи Томи лежит камень велик и высок, а на нем написано звери, и скоты, и птицы, и всякие подобия…» Настоящий научный интерес к этому памятнику возник уже в XVIII веке, когда по указу Петра I в Сибирь был направлена экспедиция для изучения ее истории и географии. Одним из членов этой экспедиции был участник Полтавской битвы, пленный шведский капитан Филипп Иоганн Табберт, который, вернувшись в Швецию, издал в Стокгольме сочинение «Описание северной и восточной части Европы и Азии». (В Швеции Табберт получил дворянский титул и новую фамилию Страленберг.)

Труд Страленберга получил широкую известность в России. В этой книге впервые были опубликованы изображения томской писаницы, выполненные шведским мальчиком Карлом Шульманом, путешествовавшим вместе со Страленбергом по Сибири (25). Эти изображения не были точной копией томской писаницы, а передавали лишь самые общие очертания скал и размещение на ней рисунков, но ценность их состоит в том, что на них можно видеть рисунки, не сохранившиеся до наших дней.

В 1735 г. русский историк В.Н. Татищев, автор «Истории Российской» и многих сочинений по географии, направил к подножию томских скал геодезиста В. Шишкова с заданием, «чтоб старался о древностях обстоятельно увидеть, описать и где возможно ознаменовать». Шишков писал: «Камень на реке Томи ниже уровня реки Писаной вниз по правую сторону в 300 саженях. Камень серый, крепкий, на котором начертано разных фигур, а именно: вверху два болвана — подобие человеку, под ними схоже мало на льва, оный лев ухватил болвана за ногу. Также довольно начертано зверей разных, лосей, оленей, коз: оные видно, что выбито и вырезано… По тому камню вытекает речка… и слышно, у того камня от идолопоклонников прежде принашивалась жертва».

Образу лося принадлежит в писанице главная роль, фигуры повторяются много раз и переданы настолько точно и живо, что смотреть на них можно бесконечно (26, 27). Абсолютно верно переданы пропорции и формы тела животного: его длинное массивное туловище, горб на спине, тяжелая большая голова, характерный выступ на лбу, вздутая верхняя губа, выпуклые ноздри, тонкие ноги с раздвоенными копытами. На некоторых рисунках на шее и туловище лосей показаны поперечные полосы. Вся жизнь первобытных охотников была связана с лосем, который приобретал в их сознании сверхъестественные черты.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Выполняется за два урока гуашью с применением трафаретов. Они помогут детям создать интересную композицию из пятен, не думая лишний раз о том, как надо рисовать животных.

На первом уроке создается фон для работы и проводится беседа. На листе формата А3 смешиваются без палитры желтая, красная и немного черной краски (гуашь должна быть густоты сметаны). Весь лист быстро закрывается крупными мазками большой кистью. Можно также использовать охру, но она есть не у каждого ребенка, а смешивая три краски, дети учатся составлять различные оттенки охры самостоятельно. Если к еще не высохшей поверхности приложить кусок мятой бумаги, прижать его к листу и потом быстро снять, то фактура фона будет еще интересней. На следующем этапе работы создаются прожилки на скале. Для этого надо разорвать на полоски лист формата А3 (можно взять лист или обложку из журнала или старый ненужный рисунок). Полоски раскладываются на фоне так, чтобы между ними остался просвет. Затем между полосками наносят более светлую или более темную краску (зависит от фона). Когда полоски будут убраны, на фоне останутся прожилки горной породы.

На втором уроке делают трафареты и по ним рисуют на подготовленном фоне животных. Самые лучшие трафареты будут использованы для создания коллективной работы (28). Трафарет изготавливается из трети листа формата А4, причем бумага должна быть плотной. Сначала у заготовленного листа отогнуть с двух сторон вверх две полоски, что поможет аккуратно и быстро убрать трафарет после нанесения рисунка. Затем на основе прямоугольников и треугольников изобразить животное. Способ изображения животных детям уже знаком по пятому классу, но учитель еще раз напоминает последовательность выполнения рисунка (29). После того как рисунок закончен, в центре фигурки делается надрез, а затем вырезается вся фигурка. Надо предупредить детей, что, вырезая, нельзя выходить за контуры рисунка.

Выполняя композицию по трафарету, необходимо расположить животных так, чтобы они не были на одной линии, а выглядели так же интересно, как на древних рисунках. Животных изображают черной гуашью сухой жесткой кистью, чтобы краска не подтекала под края трафарета. Кисть располагается вертикально, и сначала обстукиваются края рисунка, а потом закрывается его середина. Фигурку не обязательно закрашивать одинаково плотно, так как неравномерно закрашенный рисунок создает эффект объема. Учитель должен сам решить, на какую тему будут создавать композицию дети: фантазия на тему первобытных фресок, потолка Альтамирской пещеры или сибирской писаницы.

8-й КЛАСС
Основы композиции в конструктивных искусствах

На материале I четверти 8-го класса обобщаем теоретический материал, связанный с понятием «композиция».

Любой учитель изобразительного искусства знаком с основами композиции, понимает важность этой категории при работе над художественным произведением и его анализе, но на практике учителя испытывают растерянность перед сложностью темы: как разговаривать о композиции с детьми, как научиться самому и научить детей использовать знания о композиционных построениях в процессе творчества?

Композиция присуща всем видам искусства. Композиционные начала лежат в основе архитектурных построек, музыкальных пьес, романа-эпопеи и стихотворения, скульптуры и картины, театральной постановки и кинофильма. Познав закономерности построения композиции, человек получает ключ к пониманию и анализу произведений различных видов и жанров искусства. Это имеет большое значение для развития образного мышления учащихся, подготовки их к решению творческих задач, исследовательской деятельности.

Поговорим о композиции, выполняя упражнения и задания.

Для начала разберемся в понятии. Представим себе лист бумаги. Плоское белое пространство. Пустота, где ничего не происходит, — изобразительное безмолвие. Начнем диалог — добавим пятно или прямоугольник. Своим появлением этот элемент рождает событие, конфликт. Но куда поместить пятно или прямоугольник, какую выбрать форму, какой размер, цвет? Любой объект надо расположить на плоскости или в пространстве. Элементы, объекты, единицы композиции могут быть очень разными, но все они подлежат «связыванию», компоновке. Мы невольно стремимся преодолеть хаотичность в их расположении, восстановить целостность формы, избавиться от случайных элементов и случайных связей. Ученый членит мир, а художник стремится к его воссозданию.

Композиция — сочинение, соединение элементов в целое по законам гармонии. Композиция — это, с одной стороны, творческий, интуитивный процесс создания произведения искусства от начала до конца, от появления замысла до его воплощения, с другой стороны — своеобразный комплекс законов, правил, приемов и средств, служащих решению замысла.

К закономерностям композиционного построения отнесем равновесие (баланс) и динамику (движение). Заметим, что в некоторых учебниках равновесие и динамику рассматривают как виды композиции.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Выполним упражнения на исследование принципов равновесия и движения в плоскостной композиции. Элементами композиции выберем прямоугольники. Согнем лист А4 пополам и еще раз пополам — получим четыре прямоугольника для четырех упражнений. Эти упражнения можно выполнить и на компьютере.

Упражнение 1. Баланс масс. Рассмотрим белый прямоугольник, оценим белое пространство и подберем к нему черный прямоугольник такого размера, чтобы черный и белый цвета были уравновешены, сбалансированы (30).

Упражнение 2. Динамика масс. Усложним задание и поместим черный прямоугольник под углом к белой плоскости. Что интереснее? Выразительнее? Черный прямоугольник благодаря своему расположению рождает ощущение «движения». Вводя в композицию дополнительные элементы, можно усилить ощущение движения, а можно, наоборот, «остановить» его (31).

Равновесие композиции часто связывают с симметричностью. Симметрия с древних времен считалась одним из условий красоты. Древние греки полагали, что Вселенная симметрична просто потому, что симметрия прекрасна. Идея симметрии часто являлась отправным пунктом в гипотезах и теориях ученых прошлых веков, веривших в математическую гармонию мироздания. Понятие симметрии не ограничивается симметрией объектов. Оно распространяется также на физические явления и управляющие ими физические законы. Именно симметрия позволяет нам охватить самые разнообразные тела с единых позиций. «Симметрия» в переводе с греческого означает «соразмерность» (32).

Способ гармонии, при котором изображение слева подобно правому, верх аналогичен низу по диагонали, горизонтали, вертикали или по другой ломаной оси, называется симметрией, а сама композиция симметричной. Симметрия достигает гармонии путем исчезновения изобразительного конфликта, а сама композиция превращается в орнамент. В результате возникает однообразие и монотонность. Вспомним у Пушкина в «Пиковой даме»: «В печальной симметрии стояла мебель у старухи».

Асимметрия позволяет добиться динамичности, напряженности композиции, не теряя гармонии целого. При использовании асимметрии композиция становится выразительнее, интереснее. При асимметрии ось или плоскость симметрии отсутствуют (столик Гауди) (33).

Если симметричная равновесная форма воспринимается легко и сразу, то асимметричная динамичная читается постепенно.

Сбалансированной, равновесной композиции В. Лебедева (34) можно противопоставить динамичную, асимметричную композицию Д. Штеренберга (35).

Поискам равновесия и баланса посвятил жизнь Питер Корнелис Мондриан — художник-абстракционист, создавший и возглавивший группу «Стиль», которая оставила яркий след в истории современного искусства. В своих произведениях он «уничтожил» динамику. Его композиции совершенно равновесны и безукоризненно сбалансированы. Помимо этого Мондриан был также основоположником «неопластицизма» — строгого абстрактного направления, основанного на использовании в качестве основного композиционного мотива решетки из пересекающихся горизонтальных и вертикальных линий. В течение тpидцати лет своей жизни он священнодействовал над холстами, pазгpафлял их на пpямоугольники и квадpаты и закpашивал получившиеся геометpические поля то интенсивными яpкими кpасками, то (позднее) облегченными и пpозpачными оттенками белого, сеpого, бежевого или голубоватого (см. № 18/2007).

Упражнение 3. Симметрия. Белая плоскость уже задана. Вырезаем несколько черных или цветных прямоугольников и выполняем симметричную композицию.

Среди композиционных закономерностей следует выделить группу средств, объединенную понятием ритм. Само слово «ритм» в переводе с древнегреческого означает «такт» или «соразмерность». Мы живем в мире меняющихся ритмов. Приложите руку к груди, послушайте ритм сердца — равномерный и спокойный. Прислушайтесь к ритмам города — звуку машин, шагов, порывам ветра, стуку капель дождя. Ритм можно воспринимать не только на слух, но и зрительно. Понаблюдайте за чередованием света и теней во время движения. Однако ритм свойственен не только движению, но и статическому предмету. Посмотрите на ряды парт в классе, на чередование оконных проемов в коридорах школы. Ритм благодаря повторам элементов создает впечатление условного движения.

Чередование изобразительных элементов и свободных пространств, их частота, сгущенность и разреженность называются ритмом. Ритм может быть спокойным и беспокойным, устремленным в одну сторону или сходящимся к центру, направленным как по горизонтали, так и по вертикали. Чередовать можно элементы, объемы, цветовые пятна, какие-то детали и др. (36).

Метрический ритм самый простой — размеры элементов и размеры пробелов одинаковы. Представим себе греческий портик. Стоя лицом к портику, мы видим ряд одинаковых колонн, расположенных на одинаковом расстоянии одна от другой. И это воспринимается нами как метрический ряд. Но если мы поменяем точку зрения, сместимся в сторону и посмотрим на портик под некоторым углом, то одна колонна перекроет другую, размеры колонн станут разными — в результате тот же самый портик будет восприниматься нами уже не как метрический, а как ритмический ряд. (Хорошо бы предложить детям посмотреть на аллею деревьев, линию электропередач и др.)

Контрасты являются воздействующей силой композиции и определяют ее выразительность. Контраст — это резко выраженная противоположность: длинный — короткий, толстый — тонкий, крупный — мелкий. Контраст составляет одно из основных средств композиции.

Существуют контрасты величин, объема и плоскости, света и тени (тональные контрасты), теплых и холодных цветов, разных фактур и др. Контрастные сопоставления способствуют обострению восприятия целого. Контраст усиливает, подчеркивает различие свойств формы, делает их единство более напряженным, впечатляющим. Очень сильный контраст может зрительно разрушить композиционный строй, поэтому степень применяемого контраста ограничивается требованием сохранения цельности впечатления.

В форме, пропорциях, цвете контраст подчеркивает явно выраженную противоположность, а нюанс несет в себе едва заметный переход, оттенок. Нюанс, как и контраст, — способ проявления выразительности в композиции. С выразительностью в композиции тесно связана гармоничность, основной задачей которой является создание впечатления уравновешенности, изящества и точности произведения (Эль Лисицкий. плакат «Красным клином бей белых». 1920) (37).

Упражнение 4. Ритм. Выполним ритмическую композицию, используя линии и прямоугольники (38), круги и точки. Можно выполнить задание, вырезая ритмически чередующиеся линии (39). Все элементы композиции желательно вырезать не ножницами, а макетным ножом. Проследите, чтобы дети не забыли положить на парту лист плотного картона или оргалита.

Задание 1. Сделать макет обложки журнала, используя различные геометрические фигуры (40).

Живое пространство города

Что такое город? Что значит для каждого из нас живое пространство города?

Одним и тем же словом «город» мы называем огромную Москву и маленький Суздаль, древний Киев и новый Тольятти, промышленный Нижний Новгород и курорт Сочи. Что общего в столь разных скоплениях людей, домов, дорог? Какое качество позволяет нам отнести каждое из них к категории «город»? Кто только ни пытался ответить на этот вопрос! Однако какого-либо единого общепринятого определения города так и не создано. Пробовали брать за основу размеры поселения, но грань между деревней и городом по такому признаку установить не удается.

Во все времена человек стремился создать идеальное пространство — идеальный город. Даже сотворение Вселенной представлялось как процесс зодчества, строительства мира. Известный философ Томас Мор придумал остров Утопия, а самый известный город-утопию — Город Солнца — придумал Томмазо Кампанелла и поместил его в Индийском океане. Продолжил идею идеального города Шо французский архитектор Клод Никола Леду. Архитектор стремился составить картину идеального быта. Город спроектирован по концентрическому плану, в котором радиальные улицы ведут к центральной площади. Проецируя свои идеи, архитекторы подчас игнорируют конкретный рельеф, стремятся выразить свои представления об идеальной, правильной с их точки зрения организации мира и пространства.

Различают несколько видов городской планировки: регулярная, или прямоугольная (пример такой планировки — Петербург), радиально-кольцевая (пример такой планировки — Москва) и нерегулярная, или свободная.

Городская территория состоит из отдельных частей — зон, предназначенных для работы, жилья, отдыха и движения. В любом городе можно обнаружить и выделить: центр, или деловой район, и периферийные районы. Может существовать еще срединная зона. Центр — особое место, Корбюзье называл его «сердце города». Каждый город, у которого есть хоть какая-то история, имеет свое лицо, свою непередаваемую атмосферу, душу, которая ощущается в каждом уголке, дворике, окраинной улице, но в центре города это ощутимо более всего.

Каждый район имеет свою особенность и назначение в жизни города. В свою очередь, районы делятся на более мелкие части — кварталы, микрорайоны. Кварталы — это территории, застроенные зданиями и отделяющиеся друг от друга улицами. От того, какие здания преобладают в квартале, он может быть торговым и жилым, банковским и развлекательным, промышленным и спортивным. Жилые кварталы могут определяться по тому, кто в них живет (например, рабочие кварталы, аристократические и др.). В современном городе существуют относительно самостоятельные части города — микрорайоны, состоящие из нескольких кварталов, где есть все необходимое для повседневной жизни людей: магазины, школы, прачечные и пр.

Но горожанин не может замкнуться только в своем микрорайоне. Город — это развитый хозяйственный комплекс, где существуют десятки и сотни самых разных предприятий и производств, которые связаны целой сетью дорог — магистралей, мостов. Ежедневно город поглощает тысячи тонн сырья и продовольствия, выбрасывает тысячи тонн промышленных и бытовых отходов. Его можно сравнить с гигантским заводом, работающим по сложнейшему технологическому циклу, где не должно быть ничего лишнего и все части плотно пригнаны друг к другу.

Город — это мощное инженерное хозяйство, своего рода система жизнеобеспечения для больших скоплений людей. Десятки и сотни километров труб — водопровод, канализация, энергоснабжение, — проложенных под городом, электростанции, котельные, очистные сооружения, бесперебойно снабжающие население и предприятия всем необходимым. Система городских коммуникаций — транспорт, почта, телефонная связь, радио и телевидение. Огромный и хорошо отлаженный механизм, без которого современный город распался бы на десятки изолированных поселков.

Ему нужны вокзалы и аэродромы, музеи и парки, академии и театры. Нужны и пригороды с лесами, полями, озерами и реками. Человеку необходимо передвигаться. Все это учитывается при планировке города.

Город — это колыбель и вершина цивилизации, где всегда создавались и продолжают создаваться наиболее выдающиеся образцы материальной и духовной культуры человечества. Шедевры мирового искусства, неповторимые памятники древности, вечные символы национальной культуры, наивысшие достижения технического прогресса. Все это сосредоточено в городах — главных жизненных центрах планеты.

Задание 2. Представим себе город с высоты птичьего полета как композицию форм, как план-схему. Какой композиционный прием положен в основу плана — симметрия и баланс, равновесие — вы должны решить сами. Техника исполнения любая — графика, компьютерная графика, коллаж. Можно придумать город на островах, город-паук, космический город. Принцип планировки города, количество композиционных центров, наличие дорог и рек, разнообразных зон города и много всего другого должен учесть архитектор (41, 42).

ЛИТЕРАТУРА

Зубов А. История религий (ранний, средний и верхний палеолит). – М., 1995. Серия «Религиоведение и культурология в школе».

История искусства зарубежных стран. Первобытное общество. Древний Восток. Античность. – М.: Изобразительное искусство, 1979.

Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института материальной культуры. – М. – Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1947.

Ларичев В.Е. Прозрение. – М.: Изд-во политической литературы, 1990.

Мириманов В.Б. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. – М.: Искусство, 1973.

Окладников А.П., Мартынов А.И. Сокровища томских писаниц. Наскальные рисунки эпохи неолита и бронзы. – М.: Искусство, 1972.

Плетнева Г.С. Первобытное искусство Эрмитажа. – Л.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 1963.

Руднева О.С. Исторические основы культур древности: первобытность, Египет, Междуречье. – М.: АПКиПРО, 2001.

Устинов В. Композиция в дизайне. – М.: АСТ-Астрель, 2006.