Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №24/2007

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

Иконы из Ярославля в Третьяковке

Уникальна ярославская икона «Святой Иоанн Златоуст с житием», с 52 клеймами (начало XVII в.). Такого количества сцен с деяниями святого не встречалось ранее в древнерусских иконах. Это тщательный и подробный рассказ о жизни святителя, которого очень почитали в ярославских землях. На иконе, редкой по иконографии, клейма не разграничены, как было принято, а переходят свободно одно в другое, что делает повествование более живым и назидательным. На полях иконы имеются пояснения к житиям, выполненные усложненной скорописью.

Это лишь одна из икон, представленных в Третьяковской галерее на 29-й выставке проекта «Золотая карта России». Выставка «101 икона из Ярославля» (из Ярославского художественного музея) стала новым открытием ярославской школы иконописи XVII–XVIII вв. Нарядные, праздничные иконы с доминированием чистых, звонких цветов, ослепляющие золотым сиянием, являют феерическое зрелище.

Неповторим стиль ярославских икон XVII в. с характерным местным колоритом, который сохранялся на протяжении нескольких столетий. Икона «Богоматерь Корсунская» (1-я пол. XVII в.), с ее тяготением к монументальности, является примером классической иконы ярославской школы и поражает умением иконописца сконцентрировать внимание на ликах и жестах Богоматери и Младенца, остро выразительных.

Богоматерь Корсунская. XVII в.

Богоматерь Корсунская. XVII в.

Важная особенность ярославской школы иконописи — существование художественных династий, что обеспечивало высокий уровень исполнения икон, передачу навыков из поколения в поколение. Ярославские мастера-иконописцы выполняли заказы и для августейших особ.

Один из красивейших экспонатов на выставке — изысканная икона «Спас на престоле с припадающими» (сер. XVII в.): Христос с необычным узким лицом и изоборожденным морщинами высоким лбом. Его одежды с золотыми пробелами словно распространяют вокруг сияние.

Экспрессивность, плавный и гибкий рисунок, разнообразный колорит отличает ярославские иконы зрелого стиля, для которых мастера находили новые приемы и выразительные средства. Особым совершенством пропорций, композиционных, цветовых решений отличается «Пророческий чин» (конец XVII в.), мастерски решены облачения пророков с мелкими круглящимися складками, хороши плотные золотые ассисты, а лики словно озарены небесным светом.

Удивительной выверенностью композиции, как в среднике, так и в клеймах, красотой живописи выделяется икона «Преподобный Дмитрий Прилуцкий» (3-я четв. XVII в.). В среднике крупная фигура Преподобного словно парит на фоне холмов, похожих на облачка.

Больше всего на выставке икон XVIII века. Причем многие специально отреставрированы для выставки в Москве и показываются впервые. В этих иконах оригинально переработаны иноземные влияния, рождая полнокровное, изобильное искусство. В них все больше проявляются черты стиля барокко. Это необычайно нарядные иконы с доминированием торжественности, как, например, «Богоматерь всех скорбящих Радость» (1-я пол. XVIII в.), с изощренной игрой форм и линий — облака, очертания холма, гибкий цветок, округлые складки мафория Богоматери.

Богоматерь Всех Скорбящих Радость. 1я пол. XVIII в.

Богоматерь Всех Скорбящих Радость. 1-я пол. XVIII в.

Возрастает число подписных икон мастеров со своим неповторимым стилем: Лаврентий Севастьянов, Тихон Филатьев, Федор Федоров. Вот «Спас на престоле» (нач. XVIII в.) выдающегося ярославского иконописца Тихона Филатьева, отец которого был иконописцем Оружейной палаты: гармоничная по композиционному решению икона с эффектным барочным троном, с использованием новых приемов.

В XVIII столетии появляются даже точно датированные работы — например, «Спас Великий Архиерей» (1747) Афанасия и Ивана Шустовых. На этой редкой по иконографии иконе Христос изображен в виде царя и первосвященника (на основе текстов 1-го Послания Апостола Павла к Тимофею). Вот еще одна подписная икона — «Рождество Христово» (1786) Степана Завязошникова, ярославского иконописца, который выполнял фресковые росписи в Туле, Костроме, Рыбинске.

Афанасий и Иван Шустовы. Спас Великий Архиерей. 1747

Афанасий и Иван Шустовы. Спас Великий Архиерей. 1747

В собрании Ярославского художественного музея более двух тысяч икон XIII — начала XX века. Лучше всего представлены иконы XVII–XVIII вв., периода расцвета Ярославля, когда «город церквей» играл огромную роль в жизни русского государства, был крупным центром внутренней и международной торговли.

Появление ярославского стиля иконописи обусловлено многими причинами. В немалой степени сохранение местного своеобразия объяснялось и существованием художественных династий. Это обеспечивало сохранение профессионального мастерства. Вот почему иконы ярославской школы поражают таким высоким качеством исполнения, в чем можно убедиться на выставке в Третьяковке.

В фондах ярославского музея более 60 тысяч произведений русского искусства разных периодов. Но выбор организаторов для выставки проекта «Золотая карта России» именно икон — удачное решение. Это одна из лучших выставок проекта.