НАЧИНАЯ С XX ВЕКА
Янина БЕЛОШАПКИНА
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
Когда же настал вечер,
Он возлег с двенадцатью учениками…
И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив,
преломил и, раздавая ученикам, сказал:
приимите, ядите: сие есть Тело мое.
И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал:
пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового
завета,
за многих изливаемая во оставление грехов.
Мф. 26 : 20, 26-28
Тайная вечеря» —
последняя встреча Христа с учениками, издавна
привлекала людей искусства, находивших в этой
теме неисчерпаемый источник вдохновения. И это
неудивительно: кажется, в один вечер вместилась
почти вся гамма человеческих чувств — любовь и
ненависть, доверие и предательство, надежда и
отчаяние… На протяжении веков появлялись на
свет прекрасные произведения, авторы которых
пытались воплотить в них свое видение этого
одного из самых драматичных сюжетов в истории
человечества.
В 1909 г. немецкий живописец Эмиль Нольде
создал собственный вариант «Тайной вечери»,
наполненный бьющей через край экспрессией и
такой болью, что на картину трудно смотреть.
Тайная вечеря (Причастие)
1909. Государственный музей искусств, Копенгаген
Эмиль Хансен родился на
германо-датской границе, близ деревушки Нольде,
название которой впоследствии стало его
творческим псевдонимом. С детства Эмиль не
понаслышке знал, что такое крестьянский труд, но
находил время и для рисования — первыми его
героями были библейские персонажи, начерченные
мелом на дверях сараев. Семья Хансенов
отличалась большой набожностью, и Библию здесь
знали почти наизусть. И хотя Эмиль довольно рано
покинул деревню, где жило девять поколений его
предков, решив добиваться успехов в городе, но
так никогда и не привык к городской жизни.
Он побывал в Карлсруэ и Берлине,
Сент-Галлене и Париже, Милане и Вене, изучая новые
техники, знакомясь с новыми течениями в
культурной жизни и погружаясь в творчество
старых мастеров. Но широкой известности Нольде
добился только после вступления в группу «Мост».
Он был старше своих сотоварищей, да и творчество
его стоит немного особняком, но его вскоре стали
считать одним из крупнейших представителей
экспрессионизма, чем сам Нольде был весьма
недоволен: «Писаки-интеллектуалы называют меня
экспрессионистом; я не люблю определений.
Немецкий художник — вот кто я есть».
Две главные темы можно выделить в
творчестве Нольде — это цветы (настоящие
«портреты цветов», в которых выразилась
искренняя любовь художника к простой жизни на
природе) и библейские сюжеты (отголоски
впечатлений, полученных в детстве). А главным
средством выразительности, пожалуй, можно
считать цвет. «Я очень хочу, чтобы краски в моих
картинах сами собой изливались через меня… как
будто сама природа творит свои картины подобно
тому, как самообразуются кристаллы и руда, как
вырастают водоросли и мхи, как расцветают цветы
под лучами солнца». Краски Нольде — явление
совершенно исключительное, даже уникальное:
яркие, ослепительные их тона заставляют
вспомнить витражи средневековых мастеров,
искрящиеся и переливающиеся под лучами солнца.
Красные маки. Около 1920
Галерея Леонарда Хаттона, Нью-Йорк
В 1913 г. Нольде отправился в далекое
путешествие в Новую Гвинею, открывшее для него
неизвестный мир примитивного искусства Африки и
Океании. Хотя почему неизвестный? Разве прежде не
встречали мы эти гротескные, грубые, но
выразительные формы на ранних полотнах Нольде?
Разве не та же простота и экспрессия наполняют
«Тайную вечерю», написанную за пять лет до этой
поездки? Возможно, прав был мастер, когда говорил,
что «художнику не надо много знать; прекрасно,
если он, направляемый инстинктом, может писать,
не думая о своей цели, как он это делает, когда
дышит или ходит»…
И в самом деле, такую картину нельзя
создать, руководствуясь только разумом, если
сердце холодно. Чтобы добиться этой
выразительности, надо самому гореть, пытаться
усмирить порывы мятущейся души и в то же время
понимать, что с этим нельзя бороться, только
тогда выплеснувшиеся из глубины души эмоции
претворятся в краски и запылают так, что будет
казаться, будто полотно сейчас вспыхнет!
Лица апостолов, обступивших Учителя с
чашей причастия, напоминают ритуальные маски, на
которых нарисованы различные оттенки чувств —
жгучее любопытство, страдание, недоверие,
преданность, фанатичная вера. А в центре — лик
Христа, уже отрешенного, уже не от мира сего. И в
то же время все эти столь разные люди едины в
общем порыве. Рука, положенная на плечо соседа,
сомкнутые плечи — так при минимуме
выразительных средств достигается ощущение
всеобщего братства.
Дотошный историк искусства будет
скрупулезно исследовать, как художнику удается
достичь такой выразительности, — он отметит
краски, наложенные мощными пастозными мазками,
нарочито неуклюжий рисунок, отсутствие
проработанных деталей, резкие локальные цвета,
грубые «крестьянские лица» героев. Простой
зритель, быть может, и не заметит всего арсенала
живописных средств, он остановится как громом
пораженный бьющей через край, почти первобытной
экспрессией, — отведет взгляд, боясь
захлебнуться в этой буре эмоций, и тут же снова
прильнет к полотну, чтобы еще раз почувствовать
свою приобщенность к Чуду, свершающемуся на его
глазах. |