Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №20/2007

УРОК МХК

У р о к   М Х К

Галина ПОПОВА,
преподаватель МХК, русского языка и литературы физ.-мат. лицея № 30,
Санкт-Петербург

Женский образ в творчестве русских мастеров Серебряного века

Основная задача уроков — осмыслить явление символизма как систему мировосприятия художников и поэтов начала XX века, а также роль и место женского образа в этой системе. На первом этапе занятия педагог предлагает учащимся проанализировать несколько поэтических произведений и выявить оппозицию «реализм – символизм», затем на основе анализа нескольких произведений изобразительного искусства сравнить реализм, импрессионизм и символизм и в завершение выяснить, как поэты и художники представляют женский образ и почему он становится так важен для них. Еще одна задача — найти соответствия изобразительных средств в поэзии и живописи.

Урок первый

1. Ученики входят в класс и рассаживаются по группам. Звучит романс на стихи И. Анненского «Среди миров...» в исполнении В. Агафонова.
2. Учитель беседует с учениками о впечатлении от романса:
— О чем говорит поэт?
— Какой образ складывается у вас после прослушивания романса?
— Кто та звезда, о которой идет речь в романсе?
— Какие чувства могут побудить сравнивать женщину и звезду?
Ученики, опираясь на знания о символизме, полученные на предыдущих уроках, приходят к выводу, что в стихотво­рении (романсе) описывается женский образ — неопределенный, символический.
Учитель обращает внимание на то, как по-разному воспринимался женский образ в разные эпохи. Например, в эпоху палеолита — это образ плодородия, в Средневековье — чистота, непорочность...
Учитель обозначает тему урока: «Нам предстоит разобраться, какими художественными средствами создается женский образ в поэзии символистов и каким значением наделяют его символисты».
3. Учитель раздает стихотворения по группам.
1-я группа: В. Брюсов. «Прохожий»; Н. Некрасов. «Тройка»; И. Анненский. «Поэзия»; А. Блок. «Она пришла с заката».
2-я группа: Н. Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом...», «Идет-гудет Зеленый Шум»; А. Блок. «Вот явилась. Заслонила...»; А. Белый. «Пришла... И в нечаемый час», «Объяснение в любви».
3-я группа: Н. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях» (отрывок из поэмы «Мороз Красный нос»); А. Белый. «Променад», «Последнее свидание»; А. Блок. «Твое лицо мне так знакомо».
Ученикам предлагается прочитать стихотворения и найти лексические средства создания женского образа, обращая при этом внимание на зрительный и звуковой ряд стихотворений.
Учитель просит школьников найти и выписать те слова, которые передают краски, движения, форму, звуки.
Для оформления наблюдений ученикам предлагается следующая таблица.

Краски
Движение
Форма
Звуки

4. После завершения работы в группах идет обсуждение. Ученики читатют стихотворение вслух, затем сравнивают художественные подходы поэта-реалиста и поэта-символиста. В результате получается приблизительно такая таблица, которую совместно с педагогом заполняют ученики (см. табл.).
В конце урока делаем вывод о различии в изображении женских образов в поэзии символистов и реалистов. У реалистов — характерный, конкретный образ, внимание к детали. У символистов — попытка выразить невыразимое.

Урок второй

Продолжается работа по группам.
1. Учитель предлагает придумать иллюстрацию к стихотворениям, которые анализировали на предыдущем уроке, и описать ее словесно. Каждая группа словесно представляет такую иллюстрацию и объясняет выбор лексики, с помощью которой ведется описание этой воображаемой картины.
2. На доске вывешены репродукции картин художников — реалистов, импрессионистов, символистов. Например, «Голубые танцовщицы» Э. Дега (1); «Гадалка» М. Врубеля (2); «Осмеянный поцелуй» К. Сомова (3); «Проводы покойника» (4), «Проповедь на селе» (5) В. Перова; «Вдовушка» П. Федотова (6); «Водоем» (7), «Весна» (8) В. Борисова-Мусатова; «Дама в саду» К. Моне (9). Учащимся предлагается выбрать из этого ряда работы художников-символистов и объяснить свой выбор. После обсуждения в группах дети представляют репродукции и объясняют свой выбор.
3. Педагог задает вопрос: «Какими средствами художник-символист создает женский образ?». Проводится обсуждение.
4. В конце обсуждения педагог и учащиеся приходят к выводу: изображение женского образа у художников-символистов строится на ином мироощущении, чем у реалистов. Отличие двух направлений ярко проявляется в том, что у реалистов преобладает внимание к детали, характерности, социальной значимости сюжета, «четкость», а у символистов — внимание к цвету, ракурсу, настроению, «нечеткость». Символический образ создается с помощью передачи движения рук, поворота головы, цвета, звуков.
5. Заключительное слово учителя об общих особенностях создания женского образа у символистов поэтов и символистов художников.
6. Детям предлагается написать размышление-миниатюру на тему: «Женщина в искусстве символизма».

(1) (2) (3)
(4) (5) (6)
(7) (8) (9)