Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №19/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Марк САРТАН

Качели

Пьер Огюст Ренуар. Ккачели. 1876. Орсе, Париж

Показанная впервые на третьей выставке импрессионистов в 1877 году, эта картина шокировала зрителей живописной манерой. в которой она была исполнена. Типичные для пленэрной живописи мягкие, но заметные отдельные мазки оскорбляли глаз, привыкший к зализанным лессировкам. Критики развлекались, притворно принимая солнечные блики на платье героини за жирные пятна. Но характерный ренуаровский мазок, вызывавший столько насмешек, был необходим как для быстрого завершения картины, призванной удержать мгновенное впечатление, так и для передачи игры солнечного света.
В этот период Ренуар отказался от черного пигмента и все, даже самые темные, тона писал цветными красками. Это соответствовало и реальному впечатлению, и реальному освещению, когда солнечные блики, отражаясь от цветных поверхностей, окрашивают даже глубокие тени. По словам Якова Тугендхольда, «великим живописным инстинктом своим Ренуар понял, что синий холод теней еще более раздувает полымя солнца».
Платье героини с синими бантами написано теми же красками, что и земля с солнечными бликами на ней. Создается впечатление, что ткань, да и сам персонаж как бы сотканы из солнечного света, нематериальны, бестелесны. Эффект усилен контрастом с темной фигурой мужчины, написаной все теми же тонами. Знаменитое «развеществление» натуры продемонстрировано в полной мере: мир на картине Ренуара состоит только из света и цвета.
Ренуар был хорошо знаком с печальными сторонами человеческого существования, но в живописи они его не интересовали. На его картинах всегда праздник. Конкретное место в саду на Монмартре под его кистью преображается в волшебную Аркадию, страну вечной молодости. Солнце сверкает, щеки румянятся, дети радуются, взрослые наслаждаются жизнью, и едва колеблются качели... Художественные средства подчеркивают эфемерность запечатленного мгновения, но кажется, что беззаботное настроение не пройдет никогда.