Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №19/2007

УРОК ИЗО

У р о к   И З О

Ирина Полякова,
научный сотрудник Центра непрерывного
художественного образования,
учитель изобразительного искусства
Татьяна Сапожникова,
методист ЦПХО, учитель школы № 235,
г. Москва

Особенности обучения школьников
по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

Окончание. Начало в № 17/07.

Статья первая. Часть II. Материалы к уроку

З-й класс

Изучая тему III четверти «Художник и зрелище», учащиеся встретились с изображением артистов цирка и балета в движении. Задания выполнялись в игровой форме, и результатом явились коллективные работы «Балет» и «Цирк» (уроки на тему «Художник в театре» и «Художник в цирке»).

«Художник в театре»

Балет является сложным видом театрального и музыкального искусства, а танец и движение — это язык балета. Чтобы приобщить детей к искусству балета за один час, важно прежде всего заинтересовать их этим искусством. Для создания на уроке нужного настроя демонстрируются фрагменты видеофильмов, рисунки и фотографии артистов балета, работы Эдгара Дега. Говоря о красоте человека, о его танцевальных движениях, учитель обращает внимание ребят на красивую осанку танцора, положение рук, поворот головы, жесты. Вместе они рассматривают костюм балерины – балетную пачку, пуанты, фотографии (1, 2). Многие дети впервые слышат эти слова, поэтому необходимо записать их на доске.

(1) (2)

Самые известные русские балеты — «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» П.И. Чайковского. При создании балета «Спящая красавица», балетмейстер впервые работал вместе с композитором. По требованию Чайковского балетмейстер Мариус Петипа подготовил сценарий, в котором были обозначены продолжительность и содержание танца. Сочиняя танцевальные ансамбли, Петипа пользовался миниатюрными фигурками танцовщиков и танцовщиц, вырезанными из картона. Он расставлял их на столе, добиваясь нужного танцевального рисунка.
Детям можно предложить испытать себя в роли балетмейстера, придумывающего спектакль. Чтобы возникло понимание балетного танца и легче было изобразить балерин и кавалеров (так в балете называется танцор), можно показать детям основные позиции рук и ног, положение корпуса, головы и плеч, разработанные для классического танца (3), и рассказать о ежедневной работе танцовщиков у станка. Предложите детям перед началом выполнения задания попробовать исполнить некоторые балетные движения под музыку.

(3)
Практическая работа

Работа выполняется из обрезков цветной бумаги на белом листе формата А4. Каждый ребенок изображает одну фигуру балерины, затем вырезает ее по контуру и, выполняя работу театрального художника, придумывает детали костюма, которые помогут создать образ. Отдельные вырезанные фигурки можно использовать для коллективной работы (4). Создавая коллективную работу на тему «Балет», «главные художники» сначала рисуют на большом листе сцену с декорациями и занавес. Учитель заранее ограничивает палитру, чтобы работа не смотрелась слишком пестрой, лучше всего выбрать дополнительные цвета (например, желто-оранжевые фигуры на сине-фиолетовом фоне или наоборот).

(4)

А. Для туловища отрезать прямоугольник, обузить его с двух сторон для мужской фигуры или плавно сузить к талии для женской и положить на белый лист, не приклеивая. Чтобы получилась линия талии, надо загнуть снизу полоску и отогнуть ее обратно. До тех пор пока вся фигура не будет разложена на листе, клей не используется.
Б. Для головы берется прямоугольник в два раза короче туловища, углы скругляются так, чтобы голова стала похожа по форме на яйцо. Из маленького обрезка вырезать шею прямоугольной формы.

АБ

В. Для ног отрезать прямоугольник размером с туловище и разрезать вдоль по вертикали на две одинаковые полоски. Две полоски совмещаются в одну и разрезаются по диагонали. Получаются четыре треугольника, из которых составляются ноги. У треугольников надо скруглить углы у основания, чтобы фигурка получилась более изящной.
Г. Для рук вырезать прямоугольник размером от плеча до талии, чуть уже туловища. Дальше вырезать руки так же, как и ноги.

ВГ

Д. Для ступней нужен прямоугольник высотой с голову и примерно в два раза уже, разрезать его по диагонали и приложить к ногам. Кисти рук выполняются из обрезков, оставшихся после вырезания головы.
Е. Собирая фигурку, необходимо проследить за тем, чтобы руки человека не отрывались от плеч. Когда дети поиграют с кусочками бумаги, разложив их так, чтобы фигурка получилась танцующей, можно все приклеить. В течение урока надо успеть приклеить все кусочки, так как до следующего урока они не сохранятся.

Е

«Художник в цирке»

Эта тема продолжает «балетную». Надо объяснить детям, что балет показывает физическую и духовную красоту человека, при помощи музыки через красоту движений в балете отображаются мысли и чувства людей.
Цирк прежде всего развлекает, показывает силу, ловкость человека. Люди приходят в цирк отдохнуть, для понимания циркового искусства не требуется особой подготовки. Учитель должен создать на уроке, посвященном цирку, праздничную обстановку, используя музыку, фотографии артистов цирка, цирковые плакаты, видеозаписи. Необходимо показать репродукции картин Пабло Пикассо «Девочка на шаре» (5) и Поля Сезанна «Арлекин и Пьеро», иллюстрации Лебедева к стихотворению С. Маршака «Цирк» (6, 7).

(5) (6) (7)

Каждый ребенок может рассказать о том, как выглядят артисты цирка, какие трюки они выполняют, во что одеты. Предложите им пройтись походкой Арлекина, Пьеро, веселого или грустного клоуна. Так ли неуклюжи и неумелы клоуны? Нарисовать целиком цирковой номер за 40 минут учащемуся 3-го класса сложно, поэтому можно предложить ученикам изобразить в движении одного персонажа циркового представления тем же способом, каким они изображали артистов балета, и потом собрать из индивидуальных работ одну общую композицию (8). Фигуры можно сделать не только способом аппликации, но и нарисовав их на обратной стороне цветной бумаги. Дети этого возраста легко справляются с такой задачей.

(8)
Практическая работа

А. Нарисовать туловище прямоугольником (можно сузить его к талии), голову (в два раза меньше туловища), шею.
Б. Показать направление ног и рук, но не рисовать сразу их длину.
В. Отмерить длину ног (каждая часть ноги примерно равна длине туловища). Отмерить длину рук (каждая часть руки равна расстоянию от плеча до талии).
Г. Показать толщину ног и рук треугольниками так, как на аппликации.
Д. Дорисовать ступни и кисти рук.
Е. Вырезать всю фигурку и дополнить ее с лицевой стороны необходимыми деталями костюма. Лицо нарисовать черной ручкой.

7-й класс

В I четверти, изучая тему «Изображения человека», школьники получают начатки профессиональных навыков. (Уроки «Образ человека — главная тема искусства. Фламенко», «Образ человека — главная тема искусства. Хоровод».)
В 7-м классе основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства. В практической работе необходимо следовать принципу постепенного нарастания сложности задач и постепенного и последовательного приобретения навыков и умений. I четверть посвящена изображению человека. Овладение навыками изображения фигуры человека, передачи движения, несомненно, представляет трудность для ученика. Последовательность заданий позволяет постепенно формировать этот навык, познакомиться со строением человеческой фигуры и ее основными пропорциями, их индивидуальной изменчивостью, приобрести умение изображать человека в движении. Работа начинается с набросков фигуры человека с натуры и выполняется различными материалами: простым карандашом, ручкой, фломастерами, красками (без предварительного рисунка карандашом). Работа над каждым наброском длится от одной до десяти минут.
Темы «Поэзия повседневности» и «Великие темы жизни» демонстрируют детям, что человек является центром любого жанрового, исторического или мифологического произведения. Для того чтобы создать тематическую картину, необходимо углублять композиционное мышление учащихся: представление о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства.
Самым сложным для детей является изображение человека в движении, страх перед этой темой существует и у учеников, и у учителей, не знающих, как эту сложную тему объяснить детям. Чтобы избавиться от страха, следует сначала заинтересовать учеников, предложив для практической работы что-то неожиданное и увлекательное, а уже потом объяснять последовательность выполнения рисунка­.
Интереснее всего человек проявляет себя в танце. В основе танца наших предков могли лежать движения, связанные с трудом первобытного человека, с охотой, с войной. Разнообразными движениями и жестами древние танцоры передавали свои впечатления от окружающего мира. Изображения пляшущих людей можно встретить в наскальных рисунках. Танцевальное искусство было связано с жизнью и бытом, изменялось со временем, но всегда занимало важное место в жизни человека. Народные танцы стали основой для многих бальных, классических и современных танцев.

«Образ человека — главная тема искусства. Фламенко»

Самой увлекательной для семиклассников является тема «Танец фламенко». Музыка и движения этого танца не оставляют равнодушным ни одного ребенка.
Фламенко — древнейший народный танец Андалусии. Из-за страстного характера он называется «фламенко», что означает «огненный», «пламенный». Считается также, что искусство фламенко связано с культом огня и первоначально было ритуальным. Некоторые исследователи полагают, что название танца связано с именем птицы «фламинго» (по-испански «фламенко»). Костюмы танцоров, подчеркивающие стройность фигуры и причудливость движений, действительно напоминают оперение этой птицы. Искусство фламенко могло возникнуть в Испании под влиянием танцев цыган, изгнанных в XV в. из Индии. Однако основные элементы искусства фламенко существовали в Андалусии с незапамятных времен, задолго до появления в Испании выходцев из Индии.
Народный танец Андалусии вобрал в себя черты искусства народов, в разные времена обитавших на Иберийском полуострове – арабов, евреев, цыган, – и в то же время не потерял своей самобытности. Многие народные танцы включают в себя элемент соревнования, «перетанцовывания» партнера или другой пары. В отличие от русского перепляса в танце фламенко танцор соревнуется только сам с собой. Танец не нуждается в широком сценическом пространстве, но требует внутреннего пространства — пространства души (9, 10).

(9) (10)

Чтобы дети смогли понять искусство фламенко и восхититься им, надо показать видеозапись (фрагмент испанского художественного фильма «Кармен»; «Клуб путешественников», посвященный фламенко) и во время практической работы включить музыку фламенко в исполнении испанского гитариста Пако де Лусии (кассеты и диски с записями концертов этого гитариста можно купить в музыкальных магазинах). Пение и танец фламенко подчинены ритму гитары, стуку каблуков, ударам в бубны, щелканью пальцев и кастаньет, хлопкам в ладоши и неотделимы друг от друга. Хлопки в танце фламенко имеют свое значение, есть специалисты, аккомпанирующие танцу хлопками, они называются «пальмерос».
Можно предложить детям прохлопать вместе с гитаристом аккомпанемент к танцу. В танце большое значение имеют движения рук, они придают ему самобытность, выражают движения души — радость, печаль, любовь, ненависть, тоску и надежду – и являются языком этого искусства. У женщин руки гибкие, извивающиеся, пальцы находятся в постоянном движении, а у мужчин движения рук строгие и четкие и рассекают воздух, как удары меча (11, 12).

  (11)
  (12)

Танцевальная техника имеет свои особые законы, она подчиняется определенному ритму; необходимы правильная осанка, умение, даже застыв на одном месте, сохранять внутренний ритм танца. В этом танце важны также поворот шеи и головы (шея вытянута, голова слегка откинута назад, подбородок опущен, взгляд устремлен прямо на зрителя) (13, 14).

(13) (14)

Особенно тщательно следует выбирать костюм: традиционно юбка должна быть с длинным шлейфом, а волосы собраны в пучок, прическу дополняет цветок. Можно предложить девочкам надеть танцевальные юбки, всем — выполнить танцевальные па, подвигаться под музыку, подражая танцорам, разыграть танцевальный диалог.

Практическая работа

Работа начинается с набросков. Учитель включает видеозапись, и дети выполняют карандашом или ручкой несколько зарисовок фигур танцоров. На наброске не надо показывать точные пропорции фигуры и мелкие детали. Необходимо за несколько секунд зарисовать только движение (направление, изгибы рук и ног и пр.) и слегка наметить костюм (15)). Дети настолько увлекаются танцем фламенко, что забывают о сложностях изображения фигуры человека в движении.

(15)

Несколько набросков (2–3) переносятся простым карандашом на лист формата А4 или А3 (по выбору учителя). Затем на наброске размечаются детали фигуры с соблюдением пропорций. После выполнения карандашного рисунка работа дорабатывается черной тушью или гелевой ручкой (16, 17, 18).

(16) (17) (18)

Композицию на тему «Танец фламенко» можно выполнить гуашью, но, чтобы работа получилась более выразительной, необходимо ограничить палитру (19).

(19)

«Образ человека — главная тема искусства. Хоровод»

В каждой деревне были излюбленные места, где в праздничные дни водили хороводы, плясали, пели, играли в различные игры (С. Рерих (20)). Водить хороводы (карагоды) начинали с Красной горки (первое воскресенье после Пасхи) и продолжали до Петрова поста (начинался в зависимости от Пасхи, а заканчивался 12 июля на день Петра и Павла). Известны зимние хороводы — на Рождество и на Масленицу. Этика хоровода включала целый комплекс норм поведения, которым владел каждый крестьянин. Община и семья следили за соблюдением традиций, которым с детства учились у родителей, у старших родственников, старших товарищей. Община могла запретить показываться в хороводе за безнравственные поступки.

(20)

В хоровод старались одеться получше, а девушка могла даже отказаться идти в хоровод с буднично одетым парнем. Русские хороводы могли быть чисто девичьи: девушки двигались по кругу, «по солнцу», с песней и поочередным выходом внутрь круга. Парни в хороводе не участвовали, а стояли в стороне в качестве зрителей. Все это связано с древней традицией, когда девичий хоровод имел ритуальное значение. В хороводе мог быть и игровой элемент, когда девушки разыгрывали содержание песен, связанных с выбором невесты.

Выходили красны девушки
Из ворот гулять на улицу.
…………………………….
Красны девушки распляшутся.
А молодушки расплачутся:
Поиграйте, красны девушки,
Поколь волюшка жить у батюшки,
Поколь негушка у матушки.

Девичьи хороводы могли собираться из разных деревень. Девушки становились в круг, берясь не за руки, а за концы платков, и с песней начинали медленно двигаться хороводом.
После общего девичьего хоровода все отправлялись по своим деревням играть в горелки — подвижную совместную игру парней и девушек.

Собиралися девушки все во кружок,
Расходилися во лесок,
Садилися на лужок,
Где муравынька да цветок.
Сорывали с цветов цветочки,
надевали на головы веночки.
Пошли в хоровод, пошли в хоровод!
В хороводе веселилися,
По забавушкам пустилися.

Бывали и хороводы, в которых принимали участие девушки и молодые замужние женщины, а иногда и вдовы. В смешанных праздничных хороводах наряду с девушками и женщинами участвовали и парни. В круг становились парни, девки и бабы, играющие на самодельных дудках (А. Рябушкин. «Втерся парень в хоровод…») (21). Хоровод мог сопровождаться гармошкой, балалайкой, пляской под ритм хлопков в ладоши или под частушки. Парень и девушка соревновались «коленцами», а устав, кланялись гармонисту, пожимали друг другу руки и выходили из круга, внутри круга их сменяла новая пара.

(21)
Практическая работа

Практическая работа начинается с набросков, сделанных во время просмотра видеозаписи, затем наброски переносятся на чистый лист, прорисовываются детали фигуры с соблюдением пропорций.
Работа завершается гуашью (рисунки детей (22–24)). Необходимо проследить за тем, чтобы, изображая русский танец, дети не только показывали правильное движение человека, но и не забывали об особенностях русского костюма. Во время практической работы должна звучать русская народная музыка (ансамбль Д. Покровского; ансамбль «Домострой»; музыка рожечников). Эти рисунки могут быть потом использованы для создания композиции на историко-бытовые темы.

(22) (23) (24)

Литература

Неменский Б.М. Мудрость красоты. — М.: Просвещение, 1987.
Неменский Б.М. Познание искусством. — М.: УРАО, 2000.
Неменский Б.М. Приглашение к диалогу. — М.: Изд-во МИОО, 2003.
Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. – М.: Наука, 1986.
Изобразительное искусство и художественный труд. Материалы к проекту типовой программы 3-го класса. — М., 1978.
Кларамунт А.П., Альбайсин Ф. Искусство танца фламенко. — М.: Искусство, 1984.
Панкеев И. Русские праздники и игры. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1–9 классы». — М.: Просвещение, 2006.
Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. — М.: Просвещение, 2006.
Секрет танца. — СПб.: Диамант, Золотой век, 1997.

Продолжение следует