Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №15/2007

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

Н о в о с т и   к у л ь т у р ы

Виктория Хан-Магомедова

Легендарный «Маскарад»
Мейерхольда – Головина

Маскарадный зал. Эскиз декораций 2-й картины

Около 60 лет назад Б.Ф. Асафьев назвал выдающегося живописца, театрального художника А.Я. Головина «синонимом безупречного вкуса, элегантности, мастерства и щедрости художественного воображения». Однако за «театральностью и праздничностью» Головина, по мнению Асафьева, скрываются острота и трагизм, тревожные предчувствия.

Эскиз костюма Нины

С наибольшей силой все качества блистательного дарования художника, способность к предвидению проявились в спектакле «Маскарад» по драме Лермонтова, шедевре Мейерхольда – Головина, премьера которого состоялась в дни Февральской революции — 25 февраля 1917 г. 90-летию со дня постановки драмы Лермонтова посвящена прекрасно срежиссированная выставка «Маскарад» Мейерхольда – Головина» в Театральном музее им. А.А. Бахрушина.

Эскиз костюма баронессы

Этот спектакль являл поразительное, нерасторжимое единство режиссера и художника. Головин всегда присутствовал на репетициях, входил во все детали изготовления декораций, костюмов, бутафории. Совместному труду двух выдающихся творцов предшествовала большая изыскательская работа. С 1911 г. Мейерхольд и Головин изучали материалы лермонтовской поры, вместе посещали петербургские архивы, музейные хранилища, библиотеки.
Головин создал целостный синтетический спектакль, добился идеального стилевого единства декораций и костюмов и связи художественного оформления с архитектурой зрительного зала. Художник сделал к этому спектаклю четыре тысячи рисунков, включая зарисовки предметов мебели и бутафории. А кошельки, маски, игральные карты были изготовлены в бутафорских мастерских по его рисункам.

Эскиз костюма Шприха

На выставке представлены эскизы декораций, костюмов, бутафория, фотографии, архивные документы. Но именно оригинальный дизайн Ст. Черменского и необычное, стильное оформление выставки Мастерской дизайна О. Черниковой, с подчеркиванием специфики сценографии Головина, с захватывающими экспериментами с пространством, позволяют ощутить атмосферу спектакля, пышность стиля Головина, его умение варьировать роскошные формы барокко и строгий классицизм.
На черных столах свободно расставлены эскизы костюмов, бутафория. С потолка свисают глумливые и страшноватые венецианские маски. А эскизы декораций различных картин спектакля помещены на увеличенных фотоизображениях той или иной сцены. Поэтому можно представить себя то в кабинете Арбенина, то в игорном доме. В зеркалах отражаются экспонаты, пространство зала. Все рождает сложную игру, вызывая у зрителя предвкушение чуда.

Эскиз костюма Нины

Можно представить себе, например, как изощренно в маскарадном занавесе соединились узоры зеленой листвы, гирлянды лент и звезд. А причудливые венецианские маски, свисающие с потолка, словно подсматривают, выслеживают. Вот страшная «Игральная», где господствует красный цвет, где черные арлекины нависают над персонажами.
Последняя картина спектакля строилась на сочетании черного и белого. И на выставке ощущается, как в декорациях постепенно нагнетается напряженность.

Экспозиция выставки

Персонажи драмы разделены на две группы. Это хорошо прослеживается на выставке. Игроки, маскарадная толпа, гости на балу и на похоронах почти сливаются с декорационным фоном. А главные персонажи четко выделяются на фоне декораций: Нина в белом домино на красной подкладке, Неизвестный в зловещей маске и пышном черно-лиловом костюме.
Головину было присуще удивительное чувство стиля. Его декорации оказывались созвучными музыкальной ткани произведения. И выставка в этом убеждает.