Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №14/2007

УРОК МХК

У р о к   М Х К

Марина ФРОЛОВА,
учитель МХК,
г. Ходыженск, Краснодарский край

Три урока по теме «Индия»

Урок № 2. Мифология Индии

Цель: установление связи между мировоззрением и общественным устройством.

Ход урока

1. Работа над материалом домашнего задания
Вопросы
— Как индийцы в древности представляли себе возникновение мира?
— Что сближает индийский миф о сотворении мира с мифологией других древних народов?
— Какова роль яйца в мироздании?
— Что такое «день Брахмы» и «ночь Брахмы»?
— Кто такой Пуруша? Какова его роль в сотворении мира?
— О каком древнем обряде заставляет вспомнить миф о Пуруше?
— Чем можно объяснить возникновение подобных мифов?
Задание:
— Изложить письменно миф о происхождении мира и появлении Брахмы.

2. Духовная и общественная организация индийского общества
Рассказ учителя
Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырех каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы-брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины вышли из могучих рук Брахмы, и потому умеют сражаться. Большинство людей — те, кто пашут землю и пасут скот, — созданы из его бедер. А слуги находятся ниже всех, потому что возникли из запыленных ступней его ног.
Индийцы считали, что люди разных каст так же отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или знатным воином. Ведь и у коровы, например, не может родиться жеребенок или поросенок. Дети брахманов, вырастая, становились жрецами, а дети слуг — слугами. У людей разных каст все должно быть несходно — и дом, и еда, и одежда. Даже цвет одежды каждой касте подобает особый: брахманам — белый, воинам — красный, земледельцам — желтый, а слугам — черный.
Самыми мудрыми и почтенными в Индии считались брахманы. Их приглашали в каждый дом, где хотели принести жертву богам. Хозяин дома обещал им за это богатый подарок, обычно корову. Сначала брахманы разжигали огонь трением двух деревянных палочек. Потом они пели хвалебную песнь богам и звали их в гости — посидеть на связках травы у костра, вдыхая запах еды, которую бросали в огонь. Индийцы думали, что зерна риса и ячменя, масло и молоко не сгорают в жертвенном огне, а с дымом уносятся на небеса — к богам. Если боги будут сыты и довольны, они в благодарность пошлют дождь, чтобы снова был хороший урожай на полях. Так и кормили друг друга люди и боги.
Жизнь брахмана делилась на периоды: учение, обзаведение семьей и отшельничество. Жрецам необходимо было знать, с какими словами обратиться к богам, чем их накормить и как прославить. А это целая наука, которой брахманы обучались старательно и долго. Обычно брахман отдавал своего сына в учение, когда тому исполнялось семь лет. Он приводил его в дом к учителю, тоже брахману, и оставлял жить там. Мальчик должен был слушаться учителя и почитать его, как отца с матерью. Повернуться к учителю спиною считалось недопустимым. Подойти к нему можно было только с непокрытой головой и без сандалий, а здороваясь, ученики так низко кланялись, что касались ног учителя.
Во время урока учитель сидел на возвышении, а ученики — перед ним на земле, подстелив циновки. Они повторяли все, что он говорил, слово за словом стараясь выучить наизусть целые книги. Ученики выполняли и работы по дому, вставая с восходом солнца, подкладывали дрова в очаг, пасли коров. Когда мальчику исполнялось шестнадцать лет, родители преподносили учителю в дар корову, а сыну подыскивали невесту.
После того как брахман выучивался и обзаводился семьей, он и сам мог брать в дом учеников, приносить жертвы богам для себя и для других. Нередко брахманы жили при царском дворе как жрецы и советники. В подарок от царей они иногда получали землю. Но сами в поле не работали — для этого использовали слуг или рабов. Когда у брахмана появлялись внуки и голова становилась седой, он мог оставить дом старшему сыну, а сам уходил в отшельники. Он строил в лесу шалаш, спал на голой земле и питался лишь лесными плодами, стремясь вдали от людей достичь блаженного состояния душевного покоя. Некоторые истязали свое тело, голодали, неделями и месяцами стояли с поднятой рукой или на одной ноге, молчали годами. Они верили, что после таких мучений им будет обеспечена лучшая посмертная участь.
Индийские цари были из касты знатных воинов и окружали себя людьми из этой касты. Воины участвовали в битвах на слонах или на колесницах, а в мирное время пировали во дворцах, выезжали на охоту или устраивали состязания в стрельбе из лука. Воины считали, что их предки — древние цари и герои, такие, как Рама. Уже поэтому они намного выше простых земледельцев, а тем более слуг. Но и земледельцы, которые имели свои дома, поля и скот, с пренебрежением относились к слугам-беднякам.
Хуже всего приходилось тем из слуг, которых называли неприкасаемыми. Им даже запрещалось жить в деревне. Спали они в жалких лачугах за околицей, а питались отбросами, с ними никто не садился за один стол. «Неприкасаемые» носили особые одежды, чтобы никто случайно к ним не подошел и не прикоснулся. Когда они входили в деревню убрать мусор или сделать другую черную работу, то люди старались уйти с улицы, чтобы не видеть этих презренных существ.
Неравенство между кастами казалось индийцам естественным и вечным. Тех, кто противился такому порядку, постигало суровое наказание. Если человек из низшей касты осмеливался поднять руку на брахмана, царь приказывал отрубить ему эту руку. Если он обращался к брахману с поучениями, ему пронзали язык раскаленным железом или в глотку лили кипящее масло. Религия давала людям лишь одно утешение: если простые земледельцы и слуги будут покорны своей участи, то в другой жизни они могут стать воинами, царями и даже брахманами.

3. Осмысление информации
Вопросы
— За что индийцы почитали брахманов и почему считали необходимыми их занятия?
— Какая судьба ждала мальчика, родившегося в семье брахманов, и какая — в семье неприкасаемых?
— Какие наказания могли грозить неприкасаемым в этой жизни и после смерти?
— Считаете ли вы справедливым такое устройство общества?
— Чем вы сами объясняете существование каст в Индии и живучесть этой традиции?

4. Домашнее задание
Пользуясь домашней или городской библиотекой, прочитать сказания о Брахме и других индийских богах (Шиве, Вишну, Раме).