Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №14/2007

УРОК МХК

У р о к   М Х К

Марина ФРОЛОВА,
учитель МХК,
г. Ходыженск, Краснодарский край

Три урока по теме «Индия»

Урок № 1. Древняя культура Индии

Цель: показать связь природных условий и духовной культуры Индии.

Ход урока

1. Активизация имеющихся знаний
Что вы знаете об Индии?

2. Природные и климатические особенности Индии
Рассказ учителя
Индия расположена на юге Азии. Берега ее с запада, востока и юга омывает Индийский океан. С севера ее границей служат Гималаи — самые высокие горы в мире. Индия лежит близко к экватору, большую часть года здесь очень жарко. Гималаи не дают холодным ветрам с севера проникнуть в глубь страны. Горы останавливают и ветер с юга, который гонит дождевые тучи с океана, поэтому целых два месяца в году (июль и август) в Индии льют дожди и реки выходят из берегов. В остальное время года дожди бывают редко. Есть засушливые районы, в которых нет крупных рек.
Самые широкие и многоводные реки Индии — Инд и Ганг. Они берут начало в Гималаях. На берегах этих рек и селились в древности индийцы. Они считали реки священными, дающими жизнь. Индийцы верили, что на заснеженных вершинах Гималаев, у истоков Ганга, живут боги.
В долине Ганга было жарко и влажно. Ее покрывали тропические леса — джунгли — с огромными деревьями, у которых был такой толстый ствол, что его не смогли бы обхватить несколько человек, взявшихся за руки. Ветви крепко сплетались друг с другом, а касаясь земли, пускали корни — можно было заблудиться среди множества побегов. Такое исполинское дерево индийцы почитали как бога, называя его «царь леса».
Ветви деревьев были обвиты лианами, которые свешивались вниз, не оставляя прохода. Из-за густой листвы даже днем в джунглях бывало темно. В вечнозеленом лесу круглый год распускались яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. Если путнику приходилось ночевать в лесу, он расстилал на земле широкие листья. Питаться можно было бананами, плодами манго, кокосовыми орехами и разными сладкими корешками. Но в джунглях человека со всех сторон подстерегали опасности — ядовитые насекомые, змеи и хищные звери.
Чтобы освободить участок для поселения, индийцам приходилось выжигать лес огнем или вырубать бронзовыми топорами. Эта работа стала намного легче, когда появились железные топоры, мотыги, лопаты. Произошло это приблизительно за тысячу лет до начала новой эры. В заболоченных долинах рек индийцы сажали рис — это растение очень любит влагу, и его побеги растут прямо из воды. Выращивали хлопчатник и сахарный тростник. Там, где было суше, сеяли пшеницу и ячмень. В таких районах урожаи зависели от дождей.
Если поле оставалось необработанным хотя бы год, оно мгновенно зарастало, а через три–пять лет вырастал такой лес, что никто не мог догадаться, что здесь жили люди.
Деревни и поля были окружены джунглями. Индийцы приносили отттуда дрова для очага, вооружившись луком, охотились на диких зверей, сетями ловили птиц. На лесных опушках они пасли коров и коз. В джунглях жили страшные для человека хищники — тигры, львы, леопарды. По веткам деревьев скакали обезьяны, по земле ползали змеи: огромные питоны, ядовитые кобры и гадюки. Индийцы особенно боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг дома комочки вареного риса и молились: «Угощайтесь, змеи, а нас не трогайте». Некоторых богов индийцы представляли в виде диких животных — могучего льва или хитроумной обезьяны.

3. Образы животных в мифологии и мировоззрении индийцев
Рассказ учителя
В Индии был приручен слон. Он переносил тяжести и участвовал в сражениях. Сидя на спине у слона, воины, как из движущихся башен, сверху осыпали противников стрелами. Слоны сражались и сами — своими длинными хоботами и тяжелыми ногами. Индийцы поклонялись слону как божеству: одним из главных богов был мудрый Ганеша с головой слона.
С особой любовью и почтением индийцы относились к корове. Ее называли божественной кормилицей, матерью. Говядины индийцы не ели, а того, кто убивал корову, считали страшным преступником, грешником.
Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой совсем как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек может после смерти родиться животным, а животное — человеком. Рассказывали много историй о зверях и птицах, которые будто бы помнили, что раньше были людьми.
Индийцы верили в переселение душ. Кем станет человек после смерти, зависит от его поведения. За дурные дела он может в следующий раз родиться четвероногим, а искупив свою вину, снова вернуться к людям. Те, кто заботится о своей дальнейшей судьбе, должны были проявлять милосердие ко всем живым существам. Ведь причиняя боль какому-нибудь малому зверьку, ты, возможно, делаешь больно своему отцу или любимому брату, душа которого живет в этом зверьке. Некоторые даже ходили со специальной метелочкой, чтобы случайно не раздавить на дороге червяка или букашку.

4. Работа над усвоением материала
Вопросы:
— Читали ли вы книгу Р. Киплинга «Маугли»? О каких животных джунглей там рассказывается? Что вы узнали из этой сказки о природе Индии? (Важно организовать диалог между учащимися.)
— Каких животных индийцы почитали и почему? В каких еще древних странах поклонялись животным?
— Чем питались древние индийцы?
Что сходно в представлениях индийцев и египтян о посмертном существовании, что различно?
— Что правда, а что выдумка в рассказах, которые я вам сейчас прочитаю?

В древности об Индии рассказывали множество необычайных вещей. Говорили, что страна эта находится на самом краю света, у Великого Океана, окружающего всю землю. Что индийские реки еще больше Нила, а в тех реках живут всевозможные чудища: длиннохвостый зверь с зубастой пастью, который может утащить с собою под воду всадника вместе с лошадью; единорог, у которого кожа твердая, как броня, и на голове — один рог. Что муравьи в Индии размером с лисицу или собаку, а когда они делают норы, то выкапывают из земли золотой песок. Да и люди там удивительные — с головами звериными или птичьими, многорукие или одноглазые.

5. Домашнее задание
Прочитать индийские мифы о сотворении мира.

Тексты для чтения
В начале не было ни сущего, ни не сущего. Не было ни воздушного пространства, ни неба над ним. Не было ни смерти, ни бессмертия. Не было дня и ночи. Но было нечто, что дышало, не колебля воздуха. И не было ничего, кроме него. Мир был сокрыт мраком. Все было неразличимой пучиной, пустотой, порожденной силой жара. Первым пришло желание, семя мысли. Потом появились боги. Но создали ли они мир? Откуда это творение появилось? Не создало ли оно себя само? Надзирающий над миром в высшем мире может об этом знать, а может и не знать.
Воды возникли ранее всех иных творений. Они породили огонь. Огнем же в них рождено золотое яйцо. Неведомо, сколько лет оно плавало в безбрежном и бездонном океане. Из золотого зародыша в яйце возник Прародитель Брахма. Он расколол яйцо. Верхняя часть скорлупы стала небом, нижняя — землей, а между ними Брахма поместил воздушное про­странство. На земле, плавающей среди вод, он определил страны света, положил начало времени. Так была создана Вселенная.
Оглядев все вокруг, Брахма увидел, что он один. И стало ему страшно. Поэтому он силой мысли породил из своих глаз, своих уст, правого и левого уха, из ноздрей шестерых сыновей. От них пошли боги, демоны, люди, птицы и змеи, исполины и чудовища, жрецы и коровы и многие другие существа, населяющие все три мира.
Передав власть богам и демонам, Брахма отправился отдыхать в тени, под ветвями шелковичного дерева. Отдых Брахмы, его «день», будет длиться миллиарды лет, пока не придет «ночь Брахмы» и созданный им мир вновь не станет огромной массой воды, которой придется ждать своего часа, рождения нового мирового яйца и появления нового творца Брахмы.
Сначала не было ничего живого, кроме первочеловека, тысячеголового, тысячеглазого, тысяченогого гиганта Пуруши. Лежал он, прикрыв землю своим огромным телом, и еще возвышался над нею на десять пальцев. Ведь Пуруша — это вселенная, которая была и которая будет. Таковы его величина и величие. Подступили к Пуруше боги, привязали, как животное при жертвоприношении, облили маслом и разделили на части. Его рот стал брахманом, руки сделались кшатрием, бедра — вайшьей, из ступней ног возник шудра. Луна родилась из его души, из глаз — солнце, из уст — Индра и Агни, из дыхания родился ветер, из пупа — воздушное пространство, из головы — небо, из ног — почва, из уха — стороны света. Так из первочеловека возникли миры.

А.И. Немировский
Мифы и легенды Древнего Востока