Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №12/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Янина БЕЛОШАПКИНА

Кантория Флорентийского собора

Донателло. Кантория Флорентийского собора. 1433–1439. Музей Опера-дель-Дуомо, Флоренция

Одна из главных работ Донателло 1430-х гг. — кантория (певческая трибуна) во флорентийском соборе. Она представляет собой парапет на мощных консолях, разделенный тонкими колонками, весьма богатый по декоративному убранству. Вся поверхность покрыта резным орнаментом, а колонки и фон украшены золотой мозаикой. Рельеф — это бесконечный хоровод путти, посвященный Марии: они радуются, шалят, скачут... Необычно, что фигурки путти изображены позади колонок, которые их перерезают. Таким образом возникает ощущение движения процессии. Зритель видит группу, которая то появляется, то исчезает, что еще усиливает динамику изображения. В стремлении продемонстрировать новые способы передачи пространства Донателло использовал перспективные сокращения архитектуры и градации высоты рельефа, что помогло создать впечатление глубины пространства в рельефе.
Путто (мн. ч. «путти») — новый образ, характерный именно для итальянского искусства кватроченто, быстро завоевавший любовь художников и скульпторов. В нем видели символ ничем не омраченной радости бытия. Слово «путто» нельзя заменить никаким другим, это не просто ребенок, ангелочек, амур или гений, но нечто, объединяющее все эти понятия. Гении и амуры, заимствованные из античного искусства, несомненно, оказали влияние на появление путти, но с течением времени все ярче проявлялись в них черты христианского ангела, именно поэтому путти стали постоянными героями религиозных произведений, например, они часто появляются в свите святых или младенца Христа, сопровождают человека в последний путь и оплакивают его. Изображения путти можно видеть в убранстве алтарей и табернаклей, на колонках или цоколях статуй.
Справедливости ради надо признать, что путти встречались в итальянском искусстве и до Донателло, но никогда прежде они не были настолько грациозными и динамичными и не играли столь важной роли, ведь до сих пор им отводилась всего лишь вспомогательная функция. Но в данном случае они играют самую главную роль. Так как кантория находилась в главном флорентийском соборе, едва ли не на самом видном месте, ее было трудно обойти вниманием, поэтому путти Донателло всегда находились на виду, и вскоре стали восприниматься едва ли не как символ жизнелюбия эпохи Возрождения.
Как уже говорилось, Донателло использовал в данном случае античные мотивы, но в целом характер композиции далек от традиций античности. Так, например, в греческих и римских рельефах каждая фигура была самодостаточной, древние мастера старались избегать соприкосновения фигур или тем более их пересечения. Для Донателло же важна именно группа, а не отдельные фигуры. Путти представлены в многочисленных ракурсах и имеют большое количество соприкосновений — именно это и делает композицию особенно живой и выразительной.
При создании кантории Донателло принял в расчет расстояние, с которого должна была восприниматься трибуна, и не стал перегружать композицию лишними деталями и фигурами. Не слишком много внимания уделил он тщательной отделке и полировке. Впрочем, это вообще было характерным приемом скульптора, работы которого порой производят впечатление non-finito. Но это, как ни странно, делает их даже более выразительными и эффектными. Такая свобода фактуры была характерна именно для рельефов, где мастеру удается добиться тонкой игры бликов и светотени — эти приемы произвели впечатление на многих современников скульптора и получили развитие, в частности в работах Микеланджело.