Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №11/2007

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Т о ч к а   з р е н и я

Марина КОСОБОК

«Уроки Леонардо»
длиною в вечность

Все уже, наверное, заметили, что детки, возраст которых колеблется между 11 и 17 годами, очень прагматичны. Кто-то саркастически заявляет, что подрастает поколение потребителей, кто-то подводит под это явление научную основу, используя более мягкую терминологию. Современных школьников трудно заставить сделать то, что, по их мнению, не приносит практической пользы. Конечно, они в состоянии вызубрить скучный параграф учебника, для того чтобы не испортить себе жизнь, прекрасно осознавая, что часть полученных знаний никогда не найдет практического применения. «Продвинутые» дети, как правило, понимают, чего хотят от них взрослые, и чего только не делают, дабы не прослыть невеждами и лентяями! Даже готовы снисходительно посещать музеи и художественные выставки, вызывающие у них скуку. Что уж говорить о «непродвинутых»? Извечный отчаянный вопль неравнодушных взрослых: «Надо что-то делать!» — вылился у группы волгоградских единомышленников в уникальный проект, призванный мотивировать молодое поколение к сознательному ознакомлению с культурным и научным наследием.

Инструмент познания мира

Всем хорошо знакомо формальное школьное деление учеников на так называемых «гуманитариев» и «математиков». Однако для того чтобы не просто ориентироваться в современных реалиях, но и стать востребованным специалистом, необходимо свою личность развивать всесторонне. Сфера применения коллекции художественного музея традиционно воспринимается только в русле гуманитарного образования. Сотрудники Волгоградского музея изобразительных искусств, обратившись к опыту художников эпохи Возрождения, решили разрушить этот стереотип и заново открыть возможности изобразительного искусства как инструмента познания мира. Проект, состоящий из цикла занятий по естественно-научным дисциплинам, получил название «Уроки Леонардо». Это не случайно, ибо именно Леонардо да Винчи являет собой образец не только талантливейшего художника, но и ученого, естествоиспытателя, изобретателя и инженера. Современные дети в основном воспринимают информацию в формате зрелища. И где, как не в музее, существует возможность внести в проведение занятий элементы яркой формы! Для этого малый зал Волгоградского музея изобразительных искусств превращен в настоящую средневековую лабораторию-мастерскую. Пришлось привлечь предметы из научно-вспомогательного фонда музея. Гравюры, мольберт, анатомические штудии, гипсовые слепки, лабораторные предметы: реторты, тигли, весы, секстанты, камера-обскура, линзы, призмы и пр. — всё это создает атмосферу кабинета ученого. Здесь же находятся гипсовые формы, пресс, листы линолеума, металла, доски, штихели и резцы — то есть всё то, с помощью чего можно наглядно продемонстрировать некоторые физические и химические законы. «Уроки Леонардо», которые проводятся в музее, согласуются с учебно-тематическими планами школьной программы по соответствующим дисциплинам: химии, физике, геометрии для учащихся 7–8-х классов общеобразовательных школ и по предмету «Окружающий мир» для младших школьников. На уроке физики в рамках раздела «Механика» рассматривается создание гравюры, а именно механическое воздействие на материал и механическое давление при создании оттиска. При изучении раздела «Оптика» школьникам небезынтересно будет ознакомиться с возможностями использования камеры-обскуры для создания художественного произведения и изучения законов перспективы. На уроке химии в разделе «Свойства материалов» изучается процесс технологических операций при работе с гипсом и его использовании в скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. На уроке математики рассматриваются основные геометрические фигуры и их свойства на примере композиционных формул живописного произведения. На уроке «Окружающий мир» объясняются различия между понятиями «живая» и «неживая» природа и их отличие от «искусственного мира». В качестве наглядных пособий выступают музейные экспонаты.

Чтобы устранить противоречие

Каждый урок состоит из трех частей: объяснения нового материала, практической части и закрепления. Итоги уроков подводятся в форме самостоятельной работы детей с тестами, учебными пазлами и пр. Среди учащихся различных школ, посетивших в течение года «Уроки Леонардо», проводится олимпиада. Победители награждаются годичным абонементом на посещение музея и грамотами, оформленными в стиле средневековых манускриптов. Побывав на таких уроках, ребята не только усвоят соответствующие разделы учебников, но и поймут, каким образом при создании художественных произведений были открыты или использованы физические и химические законы. Некоторые опыты «алхимики» средневековой лаборатории доверят проделать школьникам самостоятельно. Практическая часть проекта позволяет устранить противоречие, возникающее у детей между объемом полученных ими знаний и возможностью их дальнейшего применения в жизни, так как наглядность — лучшее доказательство необходимости. В проекте раскрывается ценность знаний как источника идей. Такая работа расширяет традиционные рамки деятельности музеев. По мысли создателей проекта, «Уроки Леонардо» способствуют решению остро стоящей на сегодняшний день проблемы, заключающейся в полярности гуманитарного и естественно-научного знания в образовательном процессе. Знакомый учебный предмет на любом из «Уроков Леонардо» обретает более осмысленную форму. Каждый ученик, опираясь на свой личный опыт, прикоснувшись к истокам знания, сможет почувствовать свою причастность к Истории. Это как никогда актуально, так как от современного человека требуется не впитывание всевозможной информации, а способность ею управлять, понимая суть явлений.

Из истории проекта

Июнь — август 2005 года — создание экспозиции и интерьера музейной лаборатории, согласование учебных планов на 2005/2006 учебный год с Комитетом по образованию, подготовка методических пособий, разработка поурочных планов.

Сентябрь — декабрь 2005 года — презентация «Уроков Леонардо» на профильных курсах повышения квалификации учителей-предметников. Уроки проводятся для учителей, которые в данном случае играют роль учащихся. Анкетирование педагогов.

Январь — февраль 2006 года — обработка анкет, корректировка программы «Уроки Леонардо» с учетом замечаний, презентация проекта в средствах массовой информации и распространение информации по школам.

Март — май 2006 года — проведение занятий с детьми в рамках проекта «Уроки Леонардо», анкетирование детей и педагогов, проведение олимпиады среди участников проекта, награждение победителей, освещение итогов проекта на пресс-конференции и отчетной конференции Комитета образования.

Июнь 2006 года — разработка методического пособия для учителей естественно-научного профиля по использованию коллекции художественного музея на занятиях.

Планы-конспекты некоторых «Уроков Леонардо» мы публикуем в этом и следующих номерах.
Редакция