Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №11/2007

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

Н о в о с т и   к у л ь т у р ы

Виктория Хан-Магомедова

Суровый ангел счастья

Амедео Модильяни писал 6 мая 1913 г. другу и меценату Полю Александру: «Счастье — ангел с суровым, неприятным ликом». Трудным и мучительным был жизненный и творческий путь художника. Всего пять лет было отведено ему на зрелое творчество, но он сумел блистательно реализовать свой дар. Всё, созданное им, продолжает удивлять. Моди, как его называли друзья, умер в 36 лет — в 1920 г. Его короткая жизнь была отмечена алкогольной и наркотической зависимостью, постоянным безденежьем и потрясающими озарениями в искусстве. Как и другие представители французской школы, Амедео пытался разрешить внутренние противоречия, преодолеть свои страдания в творчестве, стремясь к свободному искусству, для которого главное — поиск красоты. Он избегал крайностей, приверженцами которых были многие его современники, и оставался вне таких движений, как фовизм, кубизм, сюрреализм. В отчаянии от того, что картины Модильяни продаются очень плохо, его первый артдилер Поль Гийом заметил, что творчество Модильяни «совсем не французское». Недавно один из портретов Жанны Эбютерн, подруги художника в последние годы жизни, был продан на аукционе за 16 млн фунтов. Какой невероятный контраст с ежедневной выплатой ему 15 франков коллекционером и покровителем Леопольдом Зборовски, купившим права на все картины Модильяни после 1917 г.! Но Амедео сохранил контроль над своими рисунками, которые продавал за 5 франков или за 1–2 бокала вина в кафе Монпарнаса. Зборовски, вовсе не богатый, не эксплуатировал Амедео, он восторгался его искусством и давал в долг деньги. Вопрос, что бы случилось с Модильяни, если бы в 1906 г. он не переехал в Париж, неправомерен, ибо именно во французской столице он нашел себя, именно туда его влекло с ранней юности. Молодой ливорнец, родившийся в 1884 г. в семье с еврейскими традициями, здесь находит то, что искал для обновления своего искусства: творчество Сезанна, Пикассо, Тулуз-Лотрека, Бранкузи, примитивную скульптуру. Художественная карьера Модильяни была короткой: он уехал из Ливорно в начале 1900-х. В 1906 г. оказался в Париже. Писал главным образом портреты, делал рисунки и акварели. Сначала в его нервной и острой живописи прослеживалось влияние Густава Климта и Тулуз-Лотрека. Большие изменения произошли, когда он открыл для себя живопись Сезанна, — начинается трансформация его искусства как в композиционном отношении, так и в колористических решениях и в самой живописной технике. Влияние Сезанна ощущается также в позе и весомости фигур моделей. В 1909 г. происходит еще один важный поворот в его искусстве: знакомство и дружба с Константином Бранкузи, встреча с античным искусством и примитивным творчеством африканцев. Под влиянием Бранкузи он несколько лет занимается скульптурой, которая становится его страстью. В скульптуре у него доминировали сюжеты двух типов: головы женщин и женские фигуры в позах кариатид. Модильяни предпочитал вытянутые, схематичные, даже грубоватые формы. В них улавливается прямая связь с греческим кикладским искусством и африканской скульптурой. Уже здесь прослеживается стремление художника к чистой форме, лишенной орнаментальности, декоративности. Этот эффект усиливает материал: это не мрамор, а мягкий камень, глина. Но в 1914 г. из-за болезни легких (результат перенесенного в юности тифа) он вынужден отказаться от занятий скульптурой и полностью посвятить себя живописи. Большая часть живописного наследия Модильяни — портреты, бюсты, сидящие и стоящие модели. С 1916 по 1919 г. он также писал ню. В 1919 г. создал несколько пейзажей. Часто творчество Модильяни отождествляется исключительно с портретами благородных и утонченных женщин с длинными шеями и отсутствующим взглядом. Но он воспевал не только великолепных дам. Истинный сын belle йepoque, Амедео запечатлел всю интеллектуальную элиту Парижа начала XX в. Это настоящая вселенная, населенная поэтами, художниками, антрепренерами, торговцами искусством, денди. Напряженная творческая атмосфера Парижа, культурная среда, в которой стирается грань между искусством и жизнью, захватывала этого хрупкого провинциала и подпитывала его искусство. В его портретной галерее друзья-художники: Хуан Грис, Хаим Сутин, Моис Кислинг, Пикассо; литераторы: Гийом Аполлинер, Макс Жакоб, Жан Кокто; маршаны: Поль Гийом, Леопольд Зборовски; женщины, возлюбленные и просто знакомые: Беатрис Хастингс и, конечно, Жанна Эбютерн. Незабываемыми эти портреты делает специфическая деформация. Персонажи кажутся заблокированными в монотонных позах со скрещенными или свободно положенными на ручки кресла руками. Фигуры очерчены четкими контурами, лишены элементов описательности. У персонажей овальные лица, пустые и невыразительные глаза, тонкие, неестественно вытянутые шеи, немыслимые стрелообразные носы. Цвета неяркие: коричневые, желтые, кирпичные, зеленые, розовые. Кажется, будто каждый персонаж подвергается на портрете процессу деперсонализации и стилизации. И тогда настоящая модель, лишенная деталей, своеобразия, превращается в абстрактную сущность, извлеченную из своего времени: в некий символ абсолютной красоты. А великолепные ню Модильяни напоминают античные божества (1, 2).

(1)
(2)

В его обнаженных усматривают нечто изломанное, с неприятным изыском, даже болезненное. Возможно, всё это действительно присутствует, но лишь в нескольких работах. В лучших холстах обнаженное тело являет восхитительное слияние теплых темных цветов — охристых, золотистых, — рождающее поэзию. Особая грань творчества Амедео — рисунки (3).

(3)

Это его размышления, наблюдения, дневниковые записи. Некоторые воспринимаются как крик истерзанной души. На его рисунках очищенный от всего суетного человек предстает как в первый день творения. В Москве в ГМИИ им. А.С. Пушкина наконец-то состоялась долгожданная выставка «Встреча с Модильяни», на которой представлено более 70 живописных, скульптурных работ, рисунков мастера из крупнейших музеев и частных собраний мира, а также редкие архивные материалы. Яркая, эффектно срежиссированная выставка дает представление о разных периодах творчества художника. Вот саркастический портрет «Мадам Помпадур» (4) (1915), один из 14 портретов Беатрис Хастингс, его возлюбленной, англичанки, парижской корреспондентки английской социалистической газетки, единственным достоинством которой было то, что для нее изредка писали Бернард Шоу, другие знаменитые писатели. Беатрис сочиняла для газеты небольшие эссе о парижских впечатлениях.

(4)

Она первая написала в эту газету о творчестве Модильяни, а затем пригласила его в свою квартиру на Монпарнасе. Он плохо с ней обращался, они часто ссорились. Амедео не нравилась ее газета, а Хастингс не любила его окружение, отказывалась принимать его друзей. Модильяни прозвал ее «мадам Помпадур» за высокомерие. В 1916 г. они расстались. Конечно, на выставке представлены портреты его молодой подруги последних лет жизни — Жанны Эбютерн, судьба которой завершилась трагически. Они познакомились в 1917 г. в художественной школе, которую Амедео посещал, чтобы улучшить свой рисунок (ему не удавалось хорошо рисовать руки и ноги) и иметь возможность писать с натуры. Жанна, одаренная рисовальщица и скрипачка, была маленькой рыжеволосой девушкой. Его поразили ее очарование и бледность. У них родилась дочь в 1918 г. После смерти Модильяни Жанна не видела смысла в своем существовании и на восьмом месяце беременности покончила с собой, выбросившись из окна. Возможно, на выставке нет самых знаменитых портретов Жанны. Зато в представленных вещах особенно подчеркивается ее хрупкость, незащищенность, ранимость, покорность. На портрете 1919 г. (музей Метрополитен) (5) она предстает беременной их вторым ребенком, в свободном одеянии, нерешительная, озадаченная, с беспомощным взглядом и вытянутыми губами.

(5)

Модильяни создал свой стиль портрета, ему удавалось передать характер персонажа, настроение, возвеличить, опоэтизировать его. Среди знаменитых портретов на выставке — «Портрет Хуана Гриса» (1915), «Портрет Люнии Чеховской» (6) (1919), «Голубые глаза» (1917), портреты Бранкузи, Леопольда Зборовски (7). Представлены здесь и рисунки Амедео, законченные, сделанные без поправок, легкие, фантазийные, с бесконечной вариацией одной темы. Среди них — несколько изображений Анны Ахматовой (8): они встречались в Париже в 1911 г. Анна Андреевна тонко подметила его неординарность, его характерные личностные и творческие качества и написала прекрасный очерк «Амедео Модильяни». Первая выставка Модильяни в Москве ярко и всесторонне рассказывает о творчестве выдающегося мастера с тяжелой судьбой и убеждает, что его искусство — антология поэтов, писателей, художников, торговцев искусством, моделей, актеров, которых притягивали Монмартр и Монпарнас. В этом творческом горниле встречались ад и рай, в ритме стихов Бодлера и Рембо рождая идею упоения жизнью.

(6) (7)
(8)