Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №10/2007

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

В р е м е н а   г о д а

Марина ФРОЛОВА,
учитель МХК,
г. Ходыженск, Краснодарский край

Человек и мир в системе славянского язычества

Времена года. Календарь древних славян

Урок для учащихся 7 класса

К. Маковский. Жница. 1871. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

1. Рассказ учителя
Сегодня человек четко осознает себя, свое внутреннее «я». Внешний мир для нас чужой. Для древнего же человека природа — это собеседник, который может услышать и ответить. Животные, растения, неживая природа, личные вещи человека — это собеседники в нескончаемом диалоге с природой, партнеры или враги.
Исстари основным занятием восточных славян было земледелие, поэтому культура в целом носила земледельческий характер. Жизненный уклад земледельца изначально определялся в первую очередь сменой времен года.
Здесь важно отметить особенности восприятия времени древними народами. Если для нас время представляет собой как бы линию, где один год сменяет другой, день проходит и никогда не возвращается, то для древних время представлялось в виде замкнутого круга. Форму круга имели старинные календари у самых разных народов: китайцев, египтян, инков, ацтеков. С кругом ассоциировали свои представления о времени и древние славяне. Не случайно они поджигали обвязанные соломой старые колеса и спускали их с пригорка. Первоначально колесо символически обозначало колесницу Солнца или бога-громовержца Перуна, связанного с ним. Восточные славяне пекли обрядовый круглый хлеб — каравай. Его украшали изображениями солнца, луны, домашних животных, весенних птиц. Каравай — круглый, как солнце (такой же формы другая обрядовая еда — блины, оладьи).
Саму жизнь воспринимали как непрерывно повторяющийся цикл жизни и смерти. Олицетворением этого цикла была смена времен года. Весна — это рождение, лето — расцвет, осень — зрелость, зима — смерть. Сегодня эти значения воспринимаются как поэтические сравнения, метафора.

2. Осмысление материала. Проведение параллелей между культурами различных древних народов. Беседа
— Какие мифы о смене времен года и каких народов вы помните? Расскажите их. (Египетский миф об Осирисе, греческий миф о Деметре и Персефоне.)
— Что в мировоззрении древних народов, являющееся общим для всех, иллюстрируют эти мифы? (Они доказывают, что у всех древних народов представление о смене времен года связано с циклом жизни–смерти.)
— Какой славянский обряд доказывает эту мысль? (Сжигание чучела Масленицы.)
— Почему новый год у всех древних народов начинался весной? (Весна — начало новой жизни.)
— Как жизненный уклад наших предков был связан с языческим мировоззрением? (От урожая зависело благополучие, да и сама жизнь человека, поэтому он старался точно выполнить все предписанные традицией правила крестьянской агрономии. Насущный хлеб доставался тяжким трудом, он нуждался в защите от злых сил и в активных действиях для увеличения достатка. Для этого на протяжении веков выработалась целая система обрядов и действ, включая песни, пляски, заговоры.)
— Как принятие христианства сочеталось на Руси с древними представлениями о природе и смене времен года? (Народные (языческие) праздники естественно вбирали в себя церковные или подчинялись им, поскольку и те и другие были проникнуты двойственным мироощущением. Тема жизни и смерти, постоянный переход из одного состояния в другое, возрождение и воскресение через смерть — главенствующие темы церковной и народной культур.)

3. Работа с иллюстрациями и литературным материалом
Отражение древнего мировоззрения в искусстве более позднего времени. А.Г. Венецианов
Учитель. Времена года — любимая тема не только художников-пейзажистов. Смена времен года нашла свое отражение и в поэзии, и в драматургии. Но как отличается взгляд художников на это природное явление! На Руси в течение некоторого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (аграрный). Таким же различным было восприятие природы художниками.
Народный, крестьянский взгляд проявляется в творчестве художника А.Г. Венецианова. Он творил в начале XIX века. Рассмотрите репродукции его картин «На пашне. Весна», «На жатве. Лето».
Как вы думаете, почему мы говорим о народном, крестьянском взгляде на мир?
Ученики:
— Потому что на картинах природа впрямую связана с сельскохозяйственными работами. Это отражается даже в названии картин.
Учитель. Итак, весна и лето. Что связано с этими временами года в народном восприятии?
Ученики:
— Трава, листья, весенние цветы — это символика жизни, плодородия, силы, здоровья, радости. Но с другой стороны, весна непосредственно связана с пробуждающейся силой нижнего мира — ведь оттуда пробивается к солнцу молодая трава.
— Лето было порой созревания урожая. Поэтому главная цель летних обрядов — сделать урожай хорошим. Самый главный летний праздник — Ивана Купала. Иванов день был насыщен обрядами, связанными с водой и огнем. Все лето земля, как беременная женщина ребенка, вынашивает урожаи.
Учитель. Крестьянин поклонялся грому, солнцу, месяцу. Живыми, одушевленными были в глазах древнего человека не только земля, растения, водоемы, явления природы, но и сам годовой круг. В рассказах крестьян времена года представлялись ближайшими родственниками, напоминали обычных людей: «Жили у брата три сестрицы: весна-молодица, зима-белолица и осень-водяница».
Картины Венецианова «На пашне. Весна», «На жатве. Лето» похожи одна на другую. Так бывают похожи сестры: лицом разные, но что-то роднит их, помогает угадывать в них сестер.
Весна. После зимнего отдыха проснулись поля. Земля напиталась влагой. На деревцах зеленеет молодая листва. По весеннему прохладному небу плывут легкие облачка. Крестьянка вышла боронить. Она ведет двух золотистых лошадей. У края поля играет ее ребенок. На женщине нарядный сарафан, и ступает она по вспаханной земле красиво и легко. Освещенная солнцем крестьянка в праздничном наряде сама похожа на радостно шагающую по земле весну.
Лето. Глядя на хлебное поле, крестьянин видит, как движется время. Только недавно, кажется, пахали они эту землю, боронили, бросали в нее семена — и вот отзеленели хлеба, колосья налились, пожелтели, настала пора жатвы.
Крестьянки жнут серпами хлеб, вяжут его в снопы. Одна отошла ненадолго в сторону — покормить ребенка. С помоста, где она устроилась, поле видно далеко. Под синим небом золотится густая рожь. В картине «Весна» воздух свежий, а в этой — жаркий, все залито зноем. Крестьянка смотрит, как работают ее подруги. Острый серп лежит рядом. Сейчас она возьмет его и снова поспешит в поле — каждая минута дорога.
Сколько в этих картинах восхищения природой, людьми и их трудом!
На картинах крестьянки заняты обычной работой, а одеты в праздничные одежды. Как вы думаете, почему?
Ученики:
— Может быть, для того, чтоб все было красиво, не только природа, но и человек?
— С посевными работами связано много обрядов и праздников, а на праздники люди одевались нарядно.
Учитель. Скорее всего, верно и то и другое. Праздничный наряд и подчеркивает красоту человека труда, и отражает жизнь крестьянина, который отмечает начало посевных работ и жатвы как праздник.
На обеих картинах присутствуют дети, а их героиня — женщина. Случайно ли это?
Ученики:
— Земля была для славян и других земледельческих народов олицетворением плодородия. Отсюда ее связь с зерном, с женским началом. Весенние календарные обряды связаны с землей и возрождающейся природой. Приходящую весну встречали величальными песнями, говорили, что она «землю отмыкает».
— Женщину считали более близкой к природе, чем мужчину. По традиции на Руси овощи сажали исключительно женщины: «если посадит овощи мужик, то они зацветут, но не дадут плода» (примета).
— Земля, дающая хороший урожай (урожай — рожать, рождение), была женской стихией. Землю называли кормилицей, как и кормящую грудью женщину. Дети — это как бы олицетворение плодородия.
Считалось, что женщина некоторое время после рождения ребенка обладает магическими свойствами. Ведь родившиеся дети — это умершие предки, деды и прадеды, возвратившиеся в свой род в новом обличье. Женщина была посредником между живущими людьми и миром мертвых.
Учитель. Послушайте два стихотворения Фета. Одно из них поэт включил в цикл «Весна», а другое — в цикл «Лето». Подумайте, подойдут ли они как литературные подписи к картинам Венецианова?
Примечание: чтение стихов сопровождается музыкой Чайковского из цикла «Времена года». Стихи читает учитель или заранее подготовленные ученики.

***
С гнезд замахали крикливые цапли,
С листьев скатились последние капли,
Солнце, с прозрачных сияя небес,
В тихих струях опрокинуло лес.

С сердца куда-то слетела забота,
Вижу, опять улыбается кто-то;
Или весна выручает свое?
Или и солнышко всходит мое?
А. Фет. «Весна»

***
Как здесь свежо под липою густою –
Полдневный зной сюда не проникал,
И тысячи висящих надо мною
Качаются душистых опахал.

А там, вдали, сверкает воздух жгучий,
Колеблется, как будто дремлет он.
Так резко-сух снотворный и трескучий
Кузнечиков неугомонный звон.

За мглой ветвей синеют неба своды,
Как дымкою подернуты слегка,
И, как мечты почиющей природы,
Волнистые проходят облака.
А. Фет. «Лето»

4. Рефлексия
Учитель. Итак, подойдут ли эти стихи как литературные подписи к картинам Венецианова?
Ученики:
— Эти стихи не подходят к картинам Венецианова, потому что поэт говорит не о пашне и работе, а о лесе и природе.
— Здесь рассказывается не о человеческой жизни, а о мире природы.
— В стихотворении отражается не круг человеческих забот, а настроение и мироощущение человека, состояние его души.
Учитель. А есть что-то, что сближает в данном случае поэзию и живопись?
Ученики:
— Сближает настроение. Весной всё оживает: и природа, и чувства. А лето — жара, состояние покоя и умиротворенности. Свежий воздух весны и зной лета чувствуются во всех этих произведениях.
Учитель. В произведениях второй половины XIX века в связи с темой времен года все реже звучат народные, крестьянские мотивы, все чаще эта тема оказывается связанной с духовной жизнью личности или с социальными мотивами. Как вы думаете, почему?
Ученики:
— Художники чаще жили в городах. Вообще города развивались, становились культурными центрами.
— Развивались наука и техника, и человек уже не так зависел от природы, как раньше.

В. Васнецов. Заречная слобода Берендеевки.
Эскиз декорации к опере «Снегурочка». 1885

5. Времена года в русском искусстве XIX–XX вв.
А.Н. Островский. «Снегурочка». Просмотр видеоматериала
Учитель. Смена времен года показана в сказке Островского «Снегурочка». Это во всех отношениях замечательное произведение. Его идея — борьба холода и тепла, зимы и весны, жизни и смерти. В нем отразилось мировосприятие наших предков, их обряды и обычаи.
Давайте вспомним, какое состояние природы связано с зимой?
Ученики:
— Зима на Руси очень долгая. Не важно, что по календарю она длится всего три месяца. Уже в октябре первые заморозки говорили крестьянину среднерусской и северной полосы о приближении суровых зимних холодов. Лишившись солнечного тепла, опадает листва, гибнут травы, одни животные умирают, другие впадают в спячку. Вся природа погружается в долгий, беспробудный сон. Весна снимала снежный покров, и из-под земли пробивалась к солнцу зелень, расцветали деревья, приближалась пора весеннего сева. Старый год и молодой — это старуха-зима и молодая красавица весна. Их противоборство — война жизни и смерти.
Учитель. Думаю, что русскую народную сказку с похожим сюжетом вам напоминать не надо — вы все ее знаете с детства, а вот с произведением Островского знакомы не все. Давайте посмотрим отрывок из фильма (мультфильма), снятого по пьесе этого писателя.
ПРИМЕЧАНИЕ: можно использовать отрывок (по выбору учителя) и из фильма, и из мультфильма, но мультфильм предпочтительнее — он сопровождается музыкой Н.А. Римского-Корсакова.

Н. Рерих. Снегурочка и Лель

К. Коровин. Эскизы костюмов к опере «Снегурочка»

6. Времена года в русском искусстве XIX–XX вв.
А.Н. Островский. «Снегурочка». Рассказ учителя
«Снегурочка» — сказка о красоте могучей, вечно обновляющейся природы и в то же время о человеческих чувствах, о народе, о его стремлениях и мечтах.
Драматург начинает свою сказку встречей Мороза и Весны на Красной горке. Мороз — поэтическое воплощение зимы, холода, леденящего природу. Весна-Красна, появляющаяся в сопровождении птиц, — это теплое дуновение и свет, проникающие в царство зимы, олицетворение оплодотворяющей силы, символ пробуждающейся жизни.
Как величаво льется монолог Весны, описывающий страну под властью Мороза:

Нерадостно и холодно встречает
Весну свою угрюмая страна.
Печальный вид: под снежной пеленою,
Лишенные живых, веселых красок,
Лишенные плодотворящей силы,
Лежат поля остылые. В оковах
Игривые ручьи, в тиши полночи
Не слышно их стеклянного журчанья.

Девочка Снегурочка — прекрасное дитя Мороза и Весны. В ее душе есть холод — суровое наследие отца, но в ней заложены и живительные силы, сближающие ее с матерью — Весной.
Мороз и Весна отдали Снегурочку, когда ей исполнилось 15 лет, в заречную слободу Берендеева посада. И вот Островский рисует царство счастливых берендеев.
Русский деревенский быт, старинные обряды и обычаи, народные типы, которые автор наблюдал в жизни, помогли ему воссоздать облик берендеев.
Замечательное свойство сказки Островского в том, что она фантастична и одновременно истинна, в ее условных, причудливых образах выступает перед нами глубокая правда человеческих чувств и духовная жизнь наших предков.
Внутренний мир берендеев ярко раскрывается в их влечении к искусству. Они любят песни, пляски, музыку. Их дома расписаны разноцветными красками, украшены причудливой резьбой. Берендеи отличаются крепкими нравственными устоями. Высоко чтут они любовь. Для них любовь — выражение самых лучших чувств в человеке, его служение красоте.
Снегурочка, порождение Мороза, не могла оставаться среди людей, славящих солнце. Снегурочка и Мизгирь погибли. Но их гибель подтвердила правоту быта и нравов берендеев. Обращаясь к народу, премудрый Берендей говорит:

…Мороза порожденье –
Холодная Снегурочка погибла.
Пятнадцать лет она жила меж нами,
Пятнадцать лет на нас сердилось Солнце.
Теперь, с ее чудесною кончиной,
Вмешательство Мороза прекратилось.
Изгоним же последней стужи след
Из наших душ и обратимся к Солнцу.

Бог света Ярило вернулся на землю, и она ожила, обещая обильные всходы. Хор берендеев приветствует Ярила, несущего тепло и изобилие:

Даруй, бог света,
Теплое лето.
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше.
Краснопогодное,
Лето хлебородное.
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше.

Этим жизнеутверждающим гимном и заканчивается сказка.

В. Васнецов. Дед Мороз. Эскиз костюма к опере «Снегурочка». 1885

7. Домашнее задание
Установление межпредметных связей (МХК — музыка — литература)
Учитель. Тема времен года так поэтична и важна для человека, что она вдохновила многих художников, поэтов, композиторов.
Цикл «Времена года» и музыку к сказке «Снегурочка» написал П.И. Чайковский. Н.А. Римский-Корсаков создал оперу «Снегурочка», в которой сохранил текст Островского. Для постановки «Снегурочки» в Художественном театре композитор А.Т. Гречанинов написал замечательную музыку. С этим вы познакомитесь на уроках музыки.
Сегодня у нас не прозвучала тема осени. А ведь без осени цикл неполон. Осень в крестьянском понимании — период уборки урожая (с начала августа до середины октября). Во время жатвы призывали мать сыру землю на помощь. Существовал обычай — по окончании жатвы оставлять на поле несколько несрезанных колосьев. Их перевязывали лентой — «завивали бороду». Немало внимания уделяли осени и поэты и художники XIX века. Дома выберите стихотворение об осени любого поэта XIX века и выучите его наизусть.