Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №10/2007

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

В р е м е н а   г о д а

Наталия МАРКОВА,
заведующая отделом графики ГМИИ им. А.С. Пушкина

Цепочка эпох

XVII, XIX - начало XX в.

СЕМНАДЦАТЫЙ ВЕК

Никола Пуссен. Лето (Руфь и Вооз). 1660–1664. Лувр, Париж

В XVII столетии изображение природы в виде реалистического пейзажа переживает бурное развитие в искусстве Голландии, и, казалось бы, там и следует ожидать появления новых серий сезонов. Однако этого не происходит. Тема остается популярной в графике, прикладных искусствах и интерьерных декорациях, но не в станковой живописи. Только зимние пейзажи с развлечениями на льду в качестве эмблемы сезона сохраняют популярность, а в целом художники сосредоточены на живописных задачах воплощения пейзажного образа, а не на его изменениях во времени.
Самое значительное произведение на интересующую нас тему в XVII в. создал великий французский живописец Никола Пуссен. Над циклом «Времена года» художник работал в 1660–1664 гг. и закончил его незадолго до смерти, что невольно провоцирует рассматривать цикл как своеобразное «духовное завещание». (Парадоксально, но итогом творчества художника-классициста стала серия пейзажей!) В четырех монументальных полотнах художник соединил пейзажные мотивы с библейскими сюжетами. «Весна», безгрешное детство человества, воплощено в картине «Земного рая». В «Лете» диалог Руфи с Воозом происходит на фоне обстоятельной картины жатвы. В «Осени» (Возвращение из Ханаана) громадная виноградная гроздь — свидетельство плодородия ханаанской земли — отсылает к традиционной эмблеме сезона. Воплощением «Зимы» становится Всемирный потоп. Как видим, сюжеты не следуют библейской хронологии, в противном случае Потоп оказался бы в середине цикла.

Никола Пуссен. Зима (Потоп). 1660–1664. Лувр, Париж

Никола Пуссен. Осень (Исход). 1660–1664. Лувр, Париж

Идеальная типизация в обрисовке природы, в которой выявлены самые существенные составляющие в своем полном развитии и совершенстве, придает композициям эпический размах; соответствовать им могут только библейские персонажи, но не простые смертные. Их присутствие сообщает замыслу универсальный и возвышенный характер.
Особенно выразителен и эмоционален пейзажный образ в «Потопе». Зрелище всемирной катастрофы леденит душу, наполняет ее отчаянием. Мы с удивлением видим, что художник меняет циклическое время на линейное, «историческое» — после такой «Зимы» ничто в природе не может возродиться. Итог размышлений художника над судьбой человечества неутешителен.
Творение Пуссена — последний масштабный цикл времен года, связанный с кругом больших идей. В XVIII столетии пути науки, философии и живописи расходятся. Первые две формируются в самостоятельные разветвленные области знаний, отводя искусству роль декоратора жизни, с которой блестяще справлялись художники рококо.
Прекрасный образец живописи стиля рококо, с его фривольностью в теме, изяществом линий и нарядным колоритом, представляет серия «Времена года» Франсуа Буше, написанная по заказу фаворитки Людовика XV маркизы Помпадур для одной из ее резиденций. Буше часто использовал для украшения салонов аристократических особняков традиционные темы аллегории времен года или искусств. Вместо «работ месяцев» Буше пишет сцены приятного досуга.

Франсуа Буше. Весна. 1755. Музей Фрик. Нью-Йорк

Две композиции серии — «Весна» и «Осень» — решены в модном жанре пасторали. «Лето» передано сценой купания, а «Зима» — развлечениями на льду. Поскольку лед и морозы ассоциировались с Россией, модницу в изящных саночках везет по льду молодой человек в псевдорусском костюме, названный в старинном инвентаре «татарином».

Девятнадцатый — начало двадцатого

Художников XIX в. не увлекали отвлеченные темы, но если они к ним обращались, то часто брали мотив из реальной жизни — пейзаж, сценку, фигуру, чаще женскую, в костюме и модных аксессуарах, соответствующих сезону, стремясь передать в картине состояние природы, света, атмосферы или настроение, владеющее людьми.
Интерес к аллегории возрастает в эпоху символизма и модерна. В конце XIX — начале XX тема сезонов находит воплощение в декоративных циклах: в украшениях мебели или интерьеров, в панно и гобеленах, в произведениях печатной графики. Огромную популярность снискали цветные литографированные серии и календари Альфонса Мухи — чешского художника, ставшего в Париже одним из лидеров нового искусства.
В серии «Времена года» (1896) четыре плаката удлиненного формата заключают четыре женских образа — нимф или наяд, явившихся из мира грез. Их гибкие фигуры в струящихся одеждах вплетаются в рисунок растений, образуя единый узор в духе ар нуво.
Продолжая тему, Муха создал широко распространенные теперь формы настенного календаря-плаката и перекидного художественного календаря. Большую известность получил календарь-панно «Зодиак» (1896): тонкий женский профиль на фоне зодиакального круга обрамлен обильным орнаментом, в котором художник обыгрывает и стилизует средневековые рукописи.

Альфонс Муха. Календарь «Зодиак». 1896

Примером монументальной декорации на тему сезонов могут служить живописные панно Пьера Боннара, написанные в 1912 г. по заказу московского коллекционера И.А. Морозова для украшения его особняка на Пречистенке — «Весна» («Ранняя весна в деревне») и «Осень» («Осенью. Сбор фруктов»). Свободные от натуралистического копирования действительности, они тем не менее содержат привычные «занятия месяцев» и решены в характерной цветовой гамме сезона.

Пьер Боннар. Летом. Танец. 1912. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва