Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №9/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Марина ФРОЛОВА,
учитель МХК,
г. Ходыженск, Краснодарский край

Русская женщина послепетровской эпохи

Образ русской женщины в творчестве Рокотова

Урок для учащихся 7-го класса

ХОД УРОКА

1. Введение в тему. Знакомство с творческой работой
Учитель. Сегодня мы приоткроем страницу неисчерпаемой темы — темы женского образа в русском искусстве. И приоткроет нам ее Фролова Катя своим эссе.
Ученица.
Имя тебе — женщина.
В разные времена и у разных народов по-разному определяли место женщины в обществе. Сейчас женщина может пробовать себя на разных поприщах: стать инженером, экономистом, парикмахером, программистом — да мало ли кем еще, реализовать себя в любом деле. Но мне кажется, что женщина создана не для физической работы и заработка, а для красоты и гармонии, для того чтобы рождалось здоровое как физически, так и морально поколение.
Однако не каждая рождена для семейного счастья. Есть женщины, которые играют в жизни человечества другую роль, на мой взгляд, не менее важную: они вдохновляют художников и поэтов, дают второе дыхание миру, где людьми скоро станут править машины.
Понять, сколько в женщине грации и красоты, как разнообразен и полон чувств ее внутренний мир, помогают нам бесценные творения скульпторов и художников всех времен и народов. На мой взгляд, вершина изображения женщины в скульптуре была достигнута в Древней Греции.
Идеальные, прекрасные пропорции, прямой нос, густые, вьющиеся, забранные в пучок волосы, изгибы полного жизни обнаженного молодого тела, спокойная, немного надменная улыбка, высокий рост. Думаю, только греческой богине, только идеальному образу — статуе Венеры Милосской — свойственны все эти качества сразу. Автор передал в своем творении образ земной и вместе с тем столь далекий! Это обобщенный образ красоты, перед которым склонялись и будут склоняться мужчины и женщины, художники и поэты, — в конце концов, весь мир, но при одном условии: если в нашем обществе женщина будет не рабочей силой, а прекрасной богиней, несущей в наш мир покой, уют, любовь и терпение. Женщине доступен любой вид деятельности, ей нельзя отказать в уме, силе воли, умении любить. Но борьба, война, насилие — это не ее стихия. У нее более важное предназначение: радовать окружающих, нести в мир добро, терпеть человеческие слабости.
В эпоху Возрождения искусство начинает обращать внимание не только на красоту женщины, но и на ее чувства, роль на земле и в жизни мужчины.

Меж стройных жен, сияющих красою,
Она царит — одна во всей вселенной,
И пред ее улыбкой несравненной
Бледнеют все, как звезды пред зарею.
Амур как будто шепчет надо мною:
Она живет — и жизнь зовут бесценной,
Она исчезнет — счастье жизни бренной
И мощь мою навек возьмет с собою…

Этот сонет Франческо Петрарки, думаю, больше всего подходит к «Портрету молодой женщины» Доменико Венециано (1). Какое нежное лицо, слегка розовые щеки, высоко забранные волосы, открывающие лоб, голубые глаза, как бездонные озера, сосредоточенно устремляющие взгляд в неведомую даль! Весь этот одухотворенный образ скромен, но так выразителен по сравнению с женскими образами, которые создают наши современники! На этом холсте мы видим, как понимал красоту художник и люди его эпохи.

(1)

А вот век девятнадцатый. Другое время — другие взгляды, другие образы. Портрет мадам Сериза кисти Жака Луи Давида (2). Образ молодой француженки, свежей и кокетливой, в изящной шляпке, пронизан легкомыслием и невинной радостью. Она счастлива и не скрывает этого. На этом милом создании изящное белое платье, которое украшает атласный зеленый пояс с пышным бантом того же цвета. Соломенная шляпка с выступающими из-под полей кружевами украшена зелеными ленточками. Чувствуется, что наряд имеет для нее огромное значение, так продумана каждая мелочь. В руках — букет прекрасных полевых цветов, столь же нежных, как и сама мадам. Словно о ней сказал Бальмонт:

О женщина, дитя, привыкшее играть
И взором нежных глаз, и лаской поцелуя,
Я должен бы тебя всем сердцем презирать,
А я тебя люблю, волнуясь и тоскуя!

(2)

Полная противоположность этому образу — портрет царевны Софьи кисти Репина (3). Это крепкая женщина, ее волевое лицо говорит о том, что она может принять любое, даже самое страшное решение и выполнить его. Только кажется, что чувство ответственности не дает ей делать всего того, что она хочет. Это образ деловой женщины, которая ищет своего счастья в карьере, в делах государства, но только не в личной жизни и не в самой себе. Она сильна, мужественна, у нее огромная сила воли и большое самообладание, но она несчастлива и прекрасные чувства прячет глубоко в душе.

(3)

Бантики, рюшечки, кружева, ленточки, шляпки, духи… Всё это делает женщину смешной или элегантной. А что значит быть элегантной? Это значит иметь врожденное чувство меры, хорошо знать свои достоинства и недостатки и умело скрывать последние. Именно такую женщину написал Серов, изобразив на портрете графиню Орлову: она элегантна от шляпки до кончиков туфелек. Эта женщина, рожденная блистать в высшем обществе, поражала всех своим вкусом и изяществом туалетов. Только вот стоит ли посвящать этому жизнь?
Святослав Рерих в 1951 г. написал портрет Девики Рани Рерих (4). Это индийская красавица с умными, прекрасными, понимающими глазами, необычайной красоты руками. Думается, она чудесная подруга жизни, но в первую очередь мать не просто любящая своих детей, но и понимающая их чувства без объяснений. Видно, что она образованна, терпелива. Ее стезя — верность и понимание.

(4)

Женские образы, судьбы и характеры представлены нам великой силой искусства, они расширяют наши горизонты, обогащают наш мир, множат наши знания о человеческой личности, многоликой и многогранной!
Учитель. Катя в своей работе свободно перемещалась во времени и пространстве. Мы же возвращаемся в Россию, в век восемнадцатый.

2. Постановка проблемы. Беседа
Учитель. XVIII век оставил нам чудесную галерею женских образов в портретах выдающихся художников. Однако прежде чем говорить о них, необходимо разобраться, почему мы выделяем эту тему? Почему мы говорим именно о женских образах, а не о личности вообще? Чем обоснована такая постановка вопроса?
А ведь корни такого подхода лежат в глубокой древности. Давайте попробуем их обнаружить, обратясь к мировоззрению древних славян.
Ученики:
— Главная особенность древнего мышления — представление о том, что природа и человек неразрывно связаны. Жизнь древнего человека подчинялась тем же законам природы, по которым вырастали и опадали листья на деревьях, чередовались времена года. И свое происхождение человек связывал с космосом. Человека рождает женщина. Поэтому она — связующее звено между миром природы и человеческим обществом.
— Женщины наделялись магическими свойствами: могли управлять погодой, хранили домашний очаг. Многие народы во время сильной засухи поручали ритуальное распахивание земли женщинам — считалось, что они могут вызвать дождь. А на Руси, чтобы защитить себя, свою семью и двор от мора и болезни, хозяин впрягал в соху жену.
— Женщина считалась более близкой к природе, чем мужчина. По традиции, на Руси овощи сажали исключительно женщины: «если посадит овощи мужик, то они зацветут, но не дадут плода» (примета). Земля, дающая хороший урожай (урожай — рожать, рождение), была женской стихией. Землю называли кормилицей, как и кормящую грудью женщину.
— Женщину только что родившую ребенка наделяли магическими свойствами. Ведь родившиеся дети — это умершие предки, деды и прадеды, возвратившиеся в свой род в новом обличье. Женщина была посредником между обществом людей и миром мертвых. И сегодня, как и в прошлом, женщины — главные участницы погребального обряда. Они обмывают и обряжают мертвое тело, причитают над покойником.
— Мертвые влияли на погоду, урожай, плодовитость скота, на отношения внутри коллектива живых людей. У некоторых народов в глубокой древности существовал обычай съедать кусочек тела мертвеца. Вырезанный из тела покойника кусочек высушивали на солнце, затем, разрезав на маленькие части, раздавали родственникам и друзьям. Некоторые съедали его, чтобы набраться от мертвеца храбрости и силы, некоторые бросали его, например, в реку, ожидая после этого хорошего улова рыбы. Подобные обычаи есть у первобытных племен Африки и Австралии и сегодня.
— Мертвые тоже нуждались в живых. Люди приносили на могилы еду, выливали в землю вино, чтобы мертвые были сытыми; в гроб укладывали одежду и обувь, оружие, орудия труда. Это соприкосновение двух миров — живого и мертвого — было регулярным, постоянным, предписывалось обрядами. О постоянной тесной взаимосвязи между умершими предками рода и живыми говорит расположение древних могил, кладбищ, домов мертвых — вблизи поселений и даже во дворе дома (а первоначально мертвых вообще погребали под полом жилища, под порогом дома).
— Природный мир играл очень большую роль в жизни древнего человека. Его мертвые и предки были частью космоса. Но отношение человека к природе было двойственным. С одной стороны, человек подчинялся природным законам, он был только маленькой частью единой системы. Поэтому те, кто находились ближе к природе, обладали в глазах древних большой властью. С другой стороны, мир природы — это враждебный мир. Законы его неизвестны, устройство вселенной — тайна, доступная только посвященным. Поэтому те, кто соприкасается с этим миром, — женщины, мертвые — тоже чужие, незнакомые. Они становятся как бы союзниками могущественного мира природы в его враждебности человеку.
— Женщина считалась способной вызвать долгожданный дождь и усмирить бурю — но ей же приписывались хитрость, коварство, она считалась «нечистой», после рождения ребенка должна была пройти очистительные ритуалы.
— Звери, птицы, растения — изначально чужие. Они могут помочь, но могут и навредить, принести беды, болезни, уничтожить. Они никогда не становятся окончательно своими, ручными. «Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит», — говорит известная пословица.
Это двойственное отношение к природе переносилось и на женщину.
Учитель. С принятием христианства образы древних хранительниц мудрости отошли в область фольклора, а на смену им явился образ Божьей Матери, особо чтимый на Руси, — образ заступницы за людей перед Богом, охранительницы от несчастий. Все это обусловливает особую роль женщины не только в обществе, но и в системе мироздания, поэтому мы и выделяем тему женских образов в русском искусстве особо.

3. Работа с иллюстрациями и поэтическим материалом
Иллюстрации:
Портреты Струйской, Новосильцевой, Ланской, Санти (5), Незвестной в розовом платье (6), Суровцевой (7), Ждановой (8), Неизвестной с голубым бантом (9), Екатерины II (10).

(5)
(6)
(7)

Учитель. В России чаще всего все виды искусств следуют за литературой, которая в нашей стране — поистине царица. Но часто поэты и прозаики, напротив, вдохновляются созданиями живописцев.
В стихах Николая Заболоцкого, например, отразился прекрасный образ, созданный Рокотовым. Александра Петровна Струйская, урожденная Озерова, прожила долгую и непростую жизнь. Мать восемнадцати детей, она пережила многих из них за время своего более чем сорокалетнего вдовства. На портрете изображена натура поэтичная и несколько загадочная, полная обаяния и душевного богатства.
Рокотов, как правило, избегал парадных изображений, отказывался от пышной обстановки, эффектных и разнообразных композиций, поз и поворотов. Преодолевая дистанцию, отделяющую зрителей от модели, он как бы приближает портрет к нам, и вместе с художником мы с интересом всматриваемся в черты незнакомцев, в их глаза, мерцающие из-под полуопущенных век, стремимся проникнуть в многозначный, не во всем понятный мир этих людей. Художник не высказывает, как правило, категорических суждений, и в его портретах часто ощутимо нечто загадочное, некая сложность и противоречивость душевных движений. Их эмоциональное воздействие определяется тончайшими нюансами. Недосказанность волнует, дает простор воображению.
Портреты Струйской, Новосильцевой, Ланской, Санти, Суровцевой… Каждый из них — это прежде всего чувство, воплощенное с помощью гибкого и богатого языка живописи. Слова не могут в полной мере передать красоту и скольжение света на гладкой эмалевой поверхности, то мерцающего в глубине, то прорывающегося приглушенным жаром, едва уловимые переходы одного полутона в другой, затягивающий сумрак фона, из которого словно выплывают к нам бледные лица. Изысканное благородство палитры Рокотова, выразительность плавно струящихся мазков его кисти ставят художника в число самых выдающихся колористов своего времени.
Рокотовские портреты — это еще и история в лицах, рисующая нам картину давным-давно ушедшей эпохи. Они ценны для нас как источник понимания неразрывной духовной связи времен, питающей наш патриотизм.
О героинях его портретов известно так же мало, как и о самом художнике.

(8)
(9)
(10)

4. Работа с текстом
Целевая установка:
Прочитайте текст. Что вы можете сказать о жизни Рокотова? Почему эти сведения столь скупы?

Текст
Щедро выплескивая в своих творениях дар поэтического видения человеческой натуры, Федор Степанович Рокотов ревниво оберегал от посторонних взглядов свою жизнь в ее внутренних и внешних проявлениях. Поэтому так удивительно мало подробностей сохранили о нем документы. Академик — да: его имя неизменно фигурирует в списках Академии художеств (и даже после смерти — верное доказательство стремления Рокотова держаться в тени). Домовладелец — да: сперва на Старобасманной, а позже на Воронцовской улице в Москве. Портретист — да: об этом говорят подписи на портретах и прямо или косвенно устанавливаемые даты их написания. Вот, собственно, и все. Неизвестно с точностью, был ли он женат — скорее всего, нет, потому что наследники его — племянники Рокотовы: отставной артиллерийский майор и штабс-капитан, жившие на той же Воронцовской улице, по всей вероятности, те самые «Иван Большой да Иван Меньшой», об освобождении которых от крепостной зависимости хлопотал академик в 1776 году.
Сопоставление скупых отрывочных сведений позволяет предположить, что два последних десятилетия своей жизни Рокотов уже не писал портретов. По-видимому, воспрепятствовало этому ослабление зрения, тяжело воспринятое художником. Он умер в декабре 1808 года на восьмом десятке лет. Похоронили его неподалеку от дома — на кладбище московского Новоспасского монастыря. Могила впоследствии затерялась. Смерть его прошла незамеченной современниками — прижизненную славу он намного пережил.
Признание вернулось к Рокотову на рубеже XIX и XX столетий. Вновь вглядевшись в его поэтические портреты, соотечественники поняли, насколько велик был этот мастер, умевший перенести на полотно многообразие тончайших чувств и ощущение человеческой души и тем самым связать незримой нитью сердца разделенных безостановочным бегом времени поколений.

5. Осмысление художественного образа в контексте времени. Построение межвременных
художественных параллелей

Учитель. Повторюсь: о моделях Рокотова нам мало что известно. Но я предлагаю вам осмыслить образы и характеры, которые художник запечатлел на полотнах. Для этого обратимся снова к литературе, литературе мемуарной. Автор «Своеручных записок» могла бы быть матерью рокотовских моделей и по возрасту, и по духовному величию.
Мы должны признать, что старинная русская жизнь, несмотря на полуазиатский уклад и домостроевские воззрения на женщину, предоставляла достаточно условий, которые благоприятствовали появлению замечательных женских характеров. Перевоспитание в духе европейского гуманизма происходило медленно, семья держалась преимущественно старыми традициями. Там, где русские начала были крепкими, там европейское образование давало замечательные плоды.
Самый яркий пример тому — Наталья Борисовна Шереметева (11), в замужестве Долгорукая. Дочь фельдмаршала Шереметева, оставаясь воспитанной в духе старинных правил и идеалов, была в то же время вполне свободной, по-европейски светской, просвещенной, возвысившейся до поэтической красоты.

(11)

Она оставила «Своеручные записки», в которых рассказывает об одном годе своей жизни. Это по содержанию, языку, стилю — художественная реалистическая проза, по жанру — одно из первых мемуарных произведений русской литературы. Удивительны правдивое описание быта и нравов послепетровской России, тонкая наблюдательность, гуманность, нетерпимость к несправедливости, искренность.
Откроем первые страницы: «Когда я на свет родилась, надеюсь, все приятели отца моего и знающие дом наш блажили день рожденья моего, видя радующихся родителей моих…
Отец мой и мать надежду имели, что я им буду утеха при старости…
Я очень склонность имела к веселью… Росла при вдовствующей матери моей во всяком довольстве, которая старалась о воспитании моем, чтобы ничего не упустить в науках, и все возможности употребляла, чтобы мне умножить достоинств… Я была очень любима у матери моей… Льстилась мною веселиться, представляла себе, когда приду в совершенные лета, буду добрый товарищ во всяких случаях, как должно благородной девушке быть…»
После двух лет траура по матери Наталью начинают вывозить в свет: «Надеюсь, тогда все обо мне рассуждали: такого великого господина дочь, знатство и богатство, кроме природных достоинств, обратит очи всех знатных женихов на себя».
Женихом Натальи стал Иван Долгорукий, любимец Петра II: «Любила его очень… Истинная и чистосердечная любовь его ко мне склонила.
Сперва это очень громко все было: все кричали: «Ах, как счастлива!» Моим ушам не противно было это слышать, а не знала, что это счастье мною поиграет, показало мне только, как живут люди в счастии, чтоб я узнала… За 26 дней благополучия, или сказать радости, сорок лет по сей день стражду…»
Скоропостижно скончался Петр II. Как сложилась дальше судьба Натальи, узнаем, читая ее «Записки»: «Я довольно знала обыкновение моего государства, что фавориты после своих государей пропадают… Сродники стали меня уговаривать, что я еще человек молодой... можно этому жениху отказать, когда ему будет худо… Это предложение так мне тяжело было… Я не имела такой привычки, чтоб сегодня любить одного, а завтра другого…
Какая же мне это радость и честная ли это совесть: когда он был велик, я с удовольствием за него шла, а когда он стал несчастлив — отказать ему? Я такому бессовестному совету согласия дать не могла.
И я была человек, все дни живота своего проводила в бедах, и все опробовала, гонения, странствия, нищету, разлучение с милым, все, кто что может задумать.
Подумайте, каково мне было! Будучи в 16 лет, ни от кого руку помощи не иметь и не с кем о себе посоветовать, а надобно и дом, и честь, и долг сохранить, и верность».
Указ предписывал «под жестоким караулом содержать, к нам никого не допущать, ни нас куда, кроме церкви, переписки ни с кем не иметь, бумаги и чернил не давать».
В Березове у семнадцатилетней княгини родился сын Михаил. О муже своем она пишет: «Я не постыжусь описать его добродетели, потому что я не лгу. И счастлива себя считаю, что я его ради потеряла, без принуждения, по своей доброй воле…»
На восьмом году ссылки Долгорукий был казнен: «Отняли у меня жизнь мою, беспримерного моего милостивого отца и мужа».
После смерти царицы Анны Иоанновны Наталья Долгорукая с двумя сыновьями возвращается в Москву. Ей двадцать семь лет, ее уговаривают снова выйти замуж, но она посвящает себя детям. Жизнь заканчивает в монастыре, где и пишет эти записки для внука.

5. Рефлексия
Учитель. Давайте вернемся к вопросу, прозвучавшему в начале урока:
Почему мы говорим именно о женских образах, а не о личности вообще? Чем обоснована такая постановка вопроса?
Какие пути вы прошли, чтобы на него ответить?
Ученики:
— Мы вспомнили изученное ранее, а именно мировоззрение наших предков, восточных славян, поговорили о месте, которое в нем отводилось женщине.
— Мы познакомились с поэзией Заболоцкого и творчеством художника Рокотова.
— Мы обратились к мемуарной литературе, познакомились с судьбой одной из русских женщин — Натальи Борисовны Долгорукой.
Учитель. Как вы сейчас ответите на этот вопрос?
Ученики:
— Русский женский характер заслуживает отдельного разговора. Не случайно женские образы стоят особняком в русском искусстве. Корни этого находим в глубокой древности, в необычном положении женщины в мире славян. Ее рассматривали как связующее звено между мирами: миром живых и миром мертвых, миром людей и миром дикой природы. Мы должны признать, что старинная русская жизнь, несмотря на полуазиатский уклад и домостроевские воззрения на женщину, предоставляла достаточно условий, которые благоприятствовали появлению замечательных женских характеров. Перевоспитание в духе европейского гуманизма происходило медленно, семья держалась преимущественно старыми традициями. Там, где русские начала были крепкими, европейское образование давало замечательные плоды.

6. Домашнее задание
Мы на следующем уроке продолжим эту тему на примере творчества Левицкого. Подберите, пожалуйста, материал как о самом художнике, так и о Смольном институте.