Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №7/2007

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

В е л и к а я   о т е ч е с т в е н н а я   в о й н а

Е. ПАКАЛИНА,
старший научный сотрудник СГХМ им. А.Н. Радищева,
г. Саратов

«Салют Победы» в Радищевском музее

События 1941–1945 гг. уже довольно далеки и потому зачастую непонятны сегодняшнему юному поколению. Но ребята, принимавшие участие в саратовском областном конкурсе детского творчества «Салют Победы», посвященном 60-летию со дня победы в Великой Отечественной войне, справились с поставленной задачей, представив на суд жюри свой взгляд на войну, очень живой и современный.

Так, например, на рисунке Тани Егоровой очаровательная медсестра наслаждается ароматом цветов, а Катя Корнейчук увидела, как в минуты отдыха солдат играет на фортепиано. У Ани Мельниковой воинов-победителей встречают не только женщины и дети, но и милые сказочные лошадки. Лошади — это ее любимые существа, которых она часто рисует. Здесь они возникают, казалось бы, вопреки теме, но неожиданно становятся неотъемлемой частью всеобщей радости и ликования. Вслед белому журавлю улетают бумажные треугольники писем — это работа Юли Пода в технике флористики. Олеся Свиридова исключительно верно передает бытовую атмосферу военной эпохи. Здесь есть все — и керосиновая лампа, и «тарелка» репродуктора на стене, и краюха хлеба, и кресты маскировки на окнах.

Так представляют войну девочки. А что же мальчишки?

Они, как всегда, рисуют танки, самолеты, корабли и сражения. Однако война в мальчишеских работах теряет свою истинную страшную окраску. Ее образы трансформируются, превращаясь в нечто мифологическое. В рисунках побеждает детство, и суровые боевые машины становятся похожими на больших добрых животных. Мягко и умиротворенно выглядит в работе Максима Бугоркова сцена, где летчики гладят своего верного друга — военный истребитель, который напоминает пушистого щенка с длинными ушами-крыльями. Тихо падает снег, покрывая самолет... А танки Сергея Жукова стоят, будто слоны, вытянувшие вперед свои хоботы. Они надежны, как броня, но в душе милы и покладисты.

Сердито и в то же время добродушно топорщит белоснежные усы матрос крейсера «Смелый» на портрете Игоря Синельникова. Черный силуэт танка Никиты Масленкова становится символом-стражем мирного порядка. А звенья гусеницы у танка Никиты Кузнецова пламенеют, словно красные маки. Гран-при конкурса завоевал рисунок Димы Зубашенко. Мальчишка (по-видимому, автор изобразил самого себя), идущий на парад 9 Мая, переполнен радостью и весь светится от счастья…

В конкурсе, организованном Саратовским государственным художественным музеем имени А.Н. Радищева, приняли участие 29 студий и детских художественных школ Саратова и населенных пунктов Саратовской области. Нелегкий выбор предстояло сделать компетентному жюри, в состав которого вошли профессиональные художники во главе с членом Союза художников Русланом Львовичем Лавриненко, сотрудники Радищевского музея и его филиалов. Из 362 работ, выполненных в различных техниках (гуашь, акварель, пастель, батик, граттаж, мелкая пластика, флористика), было отобрано более 130. Выставка по итогам конкурса проходила в залах нашего музея, в Энгельсской и Балаковской картинных галереях в течение 2005–2006 гг.

Главной целью конкурса стало осмысление детьми событий Великой Отечественной войны. Организаторы предполагали, что это поможет сформировать у подрастающего поколения объективное отношение к героической странице истории нашей родины. Юным художникам предлагались следующие темы: портрет героя, герой в моей семье, сын полка, героический тыл, деятели искусства — фронту и тылу, радость победы и другие. Устроители вовсе не хотели ограничивать фантазию ребят. Такая строка в положении конкурса появилась из-за опасений, что в рисунках детей на эту тему могут появиться кровь, насилие, взрывы и те ужасы, которые в избытке присутствуют на телеэкране. Но этого не произошло. На детских работах торжествовали ВЕСНА, ЛЮБОВЬ, РАДОСТЬ, МИР и ПОБЕДА.

Отзывы посетителей выставки говорят сами за себя: «После того как я посмотрела работы юных художников, я еще раз убедилась, что дети невероятно чутки и восприимчивы даже к чужой памяти, к событиям прошлого, о которых они узнают от взрослых. Детские работы — это маленькое чистое чудо»; «Рисунки детей на тему войны отличаются от работ взрослых художников и цветом, и настроением. Там — скорбь и всеохватывающая боль, здесь — радость и надежда, там — потери и безнадежность, здесь — возвращение счастья. Детский оптимизм заставляет увидеть другой мир, полный света и тепла»; «Приятно до слез, что дети 8–15 лет сегодня так трогательно и душевно передали в своих работах суровые моменты войны».

Образы трагедии, унесшей миллионы человеческих жизней, пройдя через детское восприятие стали более мягкими, мирными и совсем не страшными. На рисунках детей расцвели тюльпаны и хрупкие веточки вишен. А еще — салюты, которые вспыхнули разными красками над Красной площадью в Москве. И вместе с юными авторами организаторы конкурса хотят еще раз воскликнуть: «Салют — Победе!»