Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №7/2007

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

В е л и к а я   О т е ч е с т в е н н а я   в о й н а

Ольга МАРЧЕНКО,
учитель музыки общеобразовательной
школы № 199, г. Москва

Музыка нашей памяти

Духовное богатство человечества хранится в произведениях искусства. И музыка наряду с поэзией, литературой, скульптурой, архитектурой и изобразительным искусством дарит каждому сердцу чувства и эмоции, накопленные предыдущими поколениями.

«Музыка способна оказывать известное воздействие на эстетическую сторону души и раз музыка обладает такими свойствами, то очевидно, что она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи» — так высказывался о музыке древнегреческий философ Аристотель.

Замечательный композитор ХХ века Д.Д. Шостакович в беседе с молодежью говорил: «Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроет вам мир великих чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

Готовимся к празднику

Каждый год наш народ празднует годовщину победы в Великой Отечественной войне. В школе отметить эту знаменательную дату можно музыкальным праздником — концертом, участниками которого могут стать как преподаватели, так и ученики. Почетное место среди гостей займут ветераны войны — таким образом ребята лично соприкоснутся с историей своего народа, увидят и услышат тех, о ком они так много узнали за время подготовки к этому событию.

Готовиться к праздничному мероприятию лучше начинать с первых учебных дней третьей четверти. Организовать работу всей школы можно следующим образом.

 Ученики всех классов знакомятся с литературой, посвященной военной тематике. Они обсуждают прочитанное вместе с учителем на уроках внеклассного чтения и получают ответственное задание — расспросить своих родных, как отразилась война на жизни их семьи, узнать о боевом пути прадедов и заслуженных ими наградах. Затем ребята рассказывают о своих впечатлениях в сочинении.

 Под руководством преподавателей изобразительного искусства и трудового воспитания каждый класс оформляет свою Книгу Памяти. Она состоит из сочинений ребят и их творческих работ (рисунков, аппликаций, фотографий, стихотворений). Эти книги содержат воспоминания о семейных реликвиях и находятся на хранении в библиотеке школы, где каждый желающий может ознакомиться с их содержанием.

 Старшеклассники оформляют стенгазеты, посвященные Великой Отечественной войне, а учащиеся младших классов — поздравительные листовки для ветеранов и жителей микрорайона. После уроков ребята расклеивают листовки у подъездов домов, а стенгазеты вывешивают в вестибюле школы. Поиск материалов для этой работы ведется в школьной и районной библиотеках, в Интернете, а также в домашнем архиве.

 Музыкальную подготовку праздничного концерта осуществляет учитель музыки. Каждый год программа концерта меняется, подбирается новый музыкальный материал. Главная особенность этого события — яркое музыкальное оформление. Оно необходимо для того, чтобы ни одно сердце не осталось равнодушным, ведь музыка и песни помогают красочнее представить возникающие у слушателей образы.

Каждый класс — хор!

Композитор и педагог Д.Б. Кабалевский писал: «Постепенное расширение и оттачивание исполнительского мастерства и общей музыкальной культуры всех школьников дает возможность даже в условиях массового музыкального воспитания в классе стремиться к достижению уровня подлинного искусства. Каждый класс — хор! — вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление». Поэтому создание хорового коллектива в каждом классе современной школы является одним из важнейших средств музыкального воспитания школьников. И большую часть школьных концертных номеров исполняют классные хоры.

В детском хоровом коллективе основу составляют дети с яркими вокально-слуховыми данными. А вокруг них концентрируются те, кто, имея большое желание петь, обладает более скромными возможностями. Пение в хоре, объединяя учащихся с различным уровнем слуха и голоса, может многое дать для их саморазвития как в музыкально-исполнительском, так и в воспитательном плане. Во время хорового пения учитель имеет возможность наблюдать индивидуальные проявления характера каждого ученика. И дети чаще всего не замечают момента, когда именно они становятся объектом педагогического внимания. Специфика хорового пения как коллективной формы исполнительства немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе учащиеся, затрудняясь спеть что-то самостоятельно, с удовольствием присоединяли свой голос к голосам одноклассников.

Концерт, на котором может выступить каждый ученик в окружении своих сверстников, имеет большое значение для детей. Такое комфортное в психологическом отношении состояние ребенка способствует активизации внешних проявлений музыкального переживания. Дети ощущают единение со своими одноклассниками, с учителями, которые также поют на сцене, со всем залом, который в конце праздника исполняет общую песню. И такое единство позволяет почувствовать значимость каждого в общем деле.

О репертуаре

Дети очень любят петь, но поют они, как правило, только современные песни, которые звучат по радио и телевидению. А песни военных лет, повествующие о тяжелой солдатской доле, о тоске бойца по дому, по родной земле, мечте человека о мире, спокойствии и радости, станут для ребят настоящим открытием. Отбирая музыкальный материал для выступления каждого класса, необходимо найти тот, который будет соответствовать возрасту детей, общему уровню их вокальных возможностей и темпераменту класса. Образное содержание песни должно быть понятно ученикам, а ее исполнение доставлять удовольствие.

Например, классу, в котором многие занимаются в музыкальной школе и имеют высокий уровень вокальной подготовки, можно предложить песню с более сложной мелодической линией и гармонией. Это такие песни, как «Шумел сурово брянский лес» С. Каца и А. Софронова, «Ой, туманы мои, растуманы» В. Захарова и М. Исаковского, «В лесу прифронтовом» М. Блантера и М. Исаковского, «Пришла и к нам на фронт весна» В. Соловьева-Седого и А. Фатьянова, «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы.

Активному классу подойдет быстрая, энергичная песня, исполняя которую школьники смогут полнее выразить свои эмоции. Например, «Священная война» А. Александрова и В. Лебедева-Кумача, «Песенка о фонарике» Д. Шостаковича и М. Светлова, «Песня защитников Москвы» Б. Мокроусова и А. Суркова, «До свиданья, города и хаты» М. Блантера и М. Исаковского, «Играй, мой баян» В. Соловьева-Седого и Л. Давидович, «Моя Москва» И. Дунаевского и М. Лисянского, «Песня смелых» В. Белого и А. Суркова.

Более спокойному классу можно предложить медленную, лирическую песню. Например, «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого и А. Чуркина, «В землянке» К. Листова и А. Суркова, «Огонек» М. Исаковского, «Моя любимая» М. Блантера и Е. Долматовского.

Ребятам старшего школьного возраста, в отличие от младших школьников, необходимо предложить для исполнения глубокие по смыслу песни, с более сложными художественными образами. Например, «Случайный вальс» М. Фрадкина и Е. Долматовского, «Дороги» А. Новикова и Л. Ошанина, «Враги сожгли родную хату» М. Исаковского и М. Блантера, «Синенький платочек» Г. Петерсбургского и Я. Галицкого, «Заветный камень» Б. Мокроусова и А. Жарова, «День победы» Д. Тухманова и В. Харитонова, «Смуглянка» А. Новикова и Я. Шведова, «Песня о Днепре» М. Фрадкина и Е. Долматовского, «Песня о двух друзьях» А. Лепина и В. Лебедева-Кумача, «Москвичи» А. Эшпая и Е. Винокурова, «На безымянной высоте» В. Баснера и М. Матусовского.

Концерты, посвященные Дню Победы, проходят в школе ежегодно, поэтому необходимо иметь несколько вариантов проведения таких праздников. Дети не должны из года в год повторять одни и те же песни, ведь композиторы и поэты сочинили огромное количество произведений о войне и о мире, и многие из них недостаточно хорошо известны юным слушателям. Это такие песни, как «Ласточка-касаточка» Е. Жарковского и О. Колычева, «Солнце скрылось за горою» М. Блантера и А. Коваленкова, «Солдаты минувшей войны» Б. Фиготина и Л. Чикина, «Свет багряный» Ю. Гурьева и М. Вершинина, «Песня былых походов» З. Компанейца и А. Жарова, «Ветераны войны» В. Каслера и А. Байгушева, «Воспоминание о полковом оркестре» Ю. Гуляева и Р. Рождественского, «Уходят от нас побратимы» В. Слуцкого и А. Лесина, «Гвардейская строевая» Б. Карахана и М. Андронова, «Товарищ» О. Иванова и А. Прокофьева, «О фронтовой песне» А. Тихонова, «В путь» В. Соловьева-Седого и М. Дудина, «Песня о бушлате» Б. Терентьева и Н. Флерова, «Экипаж — одна семья» В. Плешака и Ю. Погорельского, «Хорошо служить солдату» З. Бинкина и И. Светличного, «Мир дому твоему» О. Фельцмана и И. Кохановского, «Летите, голуби!» И. Дунаевского и М. Матусовского, «Улица мира» А. Пахмутовой и Н. Добронравова, «Аист на крыше» Д. Тухманова и А. Поперечного.

СПОСОБЫ ПОДАЧИ НОВОГО ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Преподнести ученикам новый песенный материал при подготовке к концертному выступлению можно разными способами, но главное, чтобы песня понравилась ребятам, заинтересовала и увлекла их.

На уроке следует:

 раскрыть образное содержание поэтического произведения, проследить его сюжетную линию, отталкиваясь от текста песни;

 показать красоту и выразительность мелодической линии, выявить особенности музыкальной формы песни, рассмотреть ее гармоническую основу;

 прослушать изучаемую песню в исполнении известных певцов, по возможности дать несколько вариантов исполнения песни и выбрать наиболее яркий и понятный для детей;

 изложить историю написания песни, рассказать о ее авторах и первых исполнителях;

 посмотреть вместе с учениками кинофильм, в котором звучит песня, выяснить, какой герой ее исполняет и в каком контексте она звучит.

КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ КОНЦЕРТА

Программы концертов можно составить, отбирая музыкальный материал по следующим критериям: характеру исполнения песенного материала, времени написания песни, а также опираясь на сценарий праздничного концерта.

По сценарию хор каждого класс исполняет свою роль — либо отряда бойцов, принимающих участие в сражении, либо современных детей, выступающих против войны. В составлении программы для такого концерта, опираясь на сюжетную основу, можно использовать следующий музыкальный материал:

 «Священная война». Музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача.

 «Баллада о солдате». Музыка В. Соловьева-Седого, слова М. Матусовского.

 «Солдаты минувшей войны». Музыка Б. Фиготина, слова Л. Чикина.

 «Песня смелых». Музыка В. Белого, слова А. Суркова.

 «На безымянной высоте». Музыка В. Баснера, слова М. Матусовского.

 «Журавли». Музыка Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова (для вокального ансамбля учителей).

 «Вечер на рейде». Музыка В. Соловьева-Седого, слова А .Чуркина.

 «Смуглянка». Музыка Н. Новикова, слова Я. Шведова.

 «Песенка фронтового шофера». Музыка Б. Мокроусова, слова Н. Лабковского и Б. Ласкина.

 «Ласточка-касаточка». Музыка Е. Жарковского, слова О. Колычева.

 «Хорошо служить солдату». Музыка З. Бинкина, слова И. Светличного.

 «Пусть всегда будет солнце!». Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.

 «Аист на крыше». Музыка Д. Тухманова, слова А. Поперечного.

 «Летите, голуби!». Музыка И. Дунаевского, слова М. Матусовского.

 «Улица мира». Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова.

 Хор «Славься!» из оперы М. Глинки «Иван Сусанин» (сводный общешкольный хор).

В. Ни. Возвращение. 1969

На новом уровне

Сегодня в школьной программе на урок музыки, к сожалению, отводится всего один академический час в неделю. В этих условиях качественная работа учителя над вокальным репертуаром усложняется, так как не хватает времени для закрепления выученного. Во время подготовки к концерту песенный материал разучивается параллельно с программным, и, как следствие, работа над концертной песней в течение первых нескольких уроков продвигается медленно. На ее разучивание с каждым классом можно использовать треть урока музыки в течение четырех месяцев — примерно пятнадцать учебных недель. Этого времени должно быть достаточно для качественной подготовки к выступлению на майском празднике.

Урок музыки ведет один учитель, а для работы с хором нужны, как минимум, два специалиста: хормейстер и аккомпаниатор. И найти решение этой проблемы можно, используя клавишный электронный синтезатор, на котором необходимо записать музыку ко всем музыкальным концертным номерам. Таким образом, получатся интересные фонограммы песен без слов с ярко выраженной мелодической линией, которые будут адаптированы непосредственно для каждого класса: найдена нужная тональность и темп.

Применение вышеназванных форм работы с музыкальным материалом позволит учителю музыки перейти на совершенно иной уровень преподавания. В этом случае у учителя появится возможность выполнять лишь дирижерские функции, уделяя больше внимания развитию вокальных данных детей и совершенствованию их музыкальных способностей.

Кроме того, в школе можно создать вокальный ансамбль учителей. Многие из них поначалу будут испытывать стеснение, неуверенность в своих вокальных возможностях. Но после нескольких занятий они с удивлением заметят, насколько возрос их певческий потенциал, у них появится чувство ритма и улучшится музыкальная память. А главное — выступление на концерте и детей, и взрослых создаст между ними удивительную эмоциональную связь, вызовет чувство ответственности за одно общее дело. Они смогут испытать ни с чем не сравнимое сценическое волнение, почувствовать себя полноправными участниками хорового коллектива, а также проявить свои вокальные и актерские данные.

* * *

История нашей страны нашла достойное воплощение в песнях, которые являются, по образному выражению композитора В. Соловьева-Седого, «барометром своего времени». Песни Великой Отечественной войны призывали народ во время тяжелых испытаний к борьбе во имя победы, а сегодня они являются памятниками истории, овеянными романтикой героизма нашего народа. И мы, взрослые, призваны приобщать молодое поколение к бесценным образцам нашей культуры.