Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №7/2007

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

В е л и к а я   о т е ч е с т в е н н а я   в о й н а

Оксана Коблова,
методист центра непрерывного художественного образования

Поклон героям

Все народы воспевают своих героев — защитников родины. О них слагают поэмы, поют песни, их именами называют улицы, площади, им ставят памятники… И сколько бы лет ни прошло с того безмерно радостного дня — 9 мая 1945 года, Дня Победы, — в памяти народа будут храниться мужество и отвага воинов, стойкость и вера матерей, радость побед и печаль поражений.

В бронзе, граните и мраморе монументов, обелисков, скульптурных композиций, мемориальных комплексов наша страна увековечила память о славных воинах, ставших гордостью нашего народа. В дождь ли, в снег, июльским раскаленным полднем или осенним сумрачным вечером сюда идут люди. Посетить эти места — значит прикоснуться к славе отцов и дедов, преклониться перед их мужеством и героизмом, проявленными в борьбе с врагом.

Москва по праву считается столицей Победы. Здесь, в самом сердце страны, работала ставка Верховного главнокомандования. Здесь разрабатывались планы наступлений, сюда стекались сводки со всех фронтов и отсюда вещало на весь мир «Совинформбюро» незабываемым голосом Юрия Левитана. Здесь, на Красной площади, 9 мая 1945 года к подножию Мавзолея были брошены знамена поверженных фашистских армий и прогремели залпы победного салюта. В Москве сооружены всемирно известные мемориалы Победы «Могила Неизвестного солдата» (1), комплекс на Поклонной горе с Центральным музеем Великой Отечественной войны (2), памятники выдающимся военачальникам, стратегическим авторам Победы — и прежде всего четырежды Герою Советского Союза маршалу Г.К. Жукову (3). Всего в Москве установлено 239 памятников и мемориальных комплексов.

(1)

(2)

(3)

Мемориал «Могила Неизвестного солдата», выполненный скульптором Н.В. Томским, архитекторами Д.И. Бурдиным, В.А. Климовым, Ю.Р. Рабаевым, задуман как памятник всем павшим воинам и в первую очередь тем, чьи имена так и остались неустановленными. Останки одного из таких бойцов, лежавшие в братской могиле на 41-м километре Ленинградского шоссе, где когда-то шли тяжелейшие бои, были торжественно перенесены к Кремлевской стене и захоронены. Место захоронения отмечает гранитное надгробие со скульптурным изображением лавровой ветви, каски и знамени, а также красной звезды, в центре которой горит Вечный огонь. Интересно, что зажжен он был от факела, доставленного из Ленинграда, с известного военного мемориального комплекса «Марсово поле». Произошло это 8 мая 1967 г., когда мемориал был торжественно открыт. Бронзовая надпись передает идею композиции: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Чуть далее, вдоль специально замощенной аллеи выстроились десять гранитных блоков, под которые поместили землю, доставленную из городов-героев. Их имена нанесены на поверхность блоков: Ленинград, Киев, Волгоград, Одесса, Севастополь, Минск, Керчь, Новороссийск, Тула, крепость-герой Брест.

В 1997 г. специальным президентским указом именно сюда был переведен от Мавзолея В.И. Ленина так называемый Пост № 1 — главный солдатский пост в Российской армии.

Расположение мемориала в непосредственной близости от стен Кремля на территории Александровского сада глубоко символично, ведь Александровский сад имеет мемориальное значение: он устроен по воле российского императора Александра I в память победы над Наполеоном и в знак возрождения Москвы. Большое пространство парка, тенистые аллеи, торжественный мемориал стали одним из любимых и посещаемых москвичами и гостями столицы мест.

Одним из масштабных монументов, хранящих память о защитниках Ленинграда, является «Монумент героическим защитникам Ленинграда»(4). Авторы памятника — скульптор М.К. Аникушин, архитекторы С.Б. Сперанский и В.А. Каменский. Идея создания памятника защитникам Ленинграда возникла еще в годы войны. Монумент на площади Победы явился своеобразной связью времен и поколений, он не только дань памяти героям, но и символическое воплощение подвига защитников города. В строительных работах по сооружению памятника принимали участие добровольцы — ленинградцы и жители других городов СССР. На специально открытый банковский счет перечислялись добровольные денежные пожертвования на строительство мемориала. Через 13 месяцев после начала строительства для посетителей была открыта наземная часть мемориального комплекса.

(4)

Монумент обращен на юг — в сторону, где когда-то проходила линия фронта и шли ожесточенные бои. Ансамбль площади открывают два массивных гранитных пьедестала, на которых установлены выполненные в бронзе скульптурные группы. Они предваряют композиционный центр всего мемориала — 48-метровую стелу из красного карельского гранита. У основания стелы на пьедестале — семиметровая двухфигурная бронзовая композиция «Победители»: солдат и рабочий, символизирующие неразрывную связь армии и народа. Рассматривая пространственное решение ансамбля, важно отметить его масштабность, символичность. Монумент решен в трех уровнях: от скульптурной группы «Победители» гранитные ступени ведут вниз, в круглый зал, верхнюю часть которого по периметру обрамляет разорванное кольцо. На граните его внешней стороны слова: «Подвигу твоему, Ленинград!» В центре зала под открытым небом расположена скульптурная группа «Блокада». Созданные М.К. Аникушиным отдельные скульптурные группы-новеллы — «Летчики и моряки», «На окопах», «Блокада», «Снайперы» и другие — имеют обобщенные монументальные формы, они достаточно динамичны, выразительны и потому производят очень сильное впечатление.

Памятник был торжественно открыт 9 мая 1975 г. в ознаменование 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В 1978 г. был открыт памятный зал, где хранятся подлинные реликвии блокадного времени и Летопись блокады Ленинграда: 900 бронзовых листов, на которых день за днем запечатлен ход событий героической эпопеи. В 1995 г. создана электронная Книга Памяти. База данных Книги Памяти включает сведения о 300 тысячах ленинградцев, умерших в период блокады, и 700 тысячах воинов, мобилизованных из Ленинграда и погибших на фронтах Великой Отечественной войны.

Память народная о воинах-освободителях воплотилась и на древнем кургане над Волгой, где сооружен мемориал героям Сталинградской битвы(5, 6, 7).

(5)

(6)

(7)

Двести дней и ночей длилась Сталинградская битва, из них около 140 суток не смолкали бои за главную высоту России — Мамаев курган. Не случайно именно здесь был воздвигнут величественный монумент «Родина-мать зовет!». Многочисленные посетители, ежегодно бывающие на мемориале, не остаются равнодушными к священной памяти героев-защитников.

Поднимаясь по тысяче ступеней, шаг за шагом, к вершине кургана, можно ощутить глубинную связь со своим народом, с родиной. По дороге вдоль тополей можно подойти и склонить голову перед несгибаемым воином, «Стоящим насмерть», а затем остановиться перед «Скорбящей матерью», размышляя о вечном подвиге всех матерей. По каменистой тропе кургана мы поднимаемся еще выше, идем мимо надгробных плит с высеченными на них именами героев. Вершину кургана венчает символическая фигура Родины-матери, стремительной, готовой защитить, повести в бой.

Памятник героям Сталинградской битвы — это сложное единство многофигурных композиций, декоративных стен, здания воинской славы, каскадов лестниц, зеркальной глади водоема, пирамидальных тополей, выстроившихся как в почетном карауле, плакучих ив и трех больших фигур — «Стоящего насмерть», «Скорбящей матери» и «Родины-матери». Они составляют единый ансамбль и ведут зрителя от состояния горечи потери, сопереживания скорби матери к победному порыву женщины с мечом.

Памятник героям Сталинградской битвы как высшая форма монументального искусства позволил авторскому коллективу: Е. Вучетич, М. Алещенко, Л. Майстеренко, В. Матросов, А. Мельник, В. Моргунов, А. Новиков, А. Тюренков (скульпторы), Я. Белопольский, В. Демин, Ф. Лысов (архитекторы) — наиболее полно передать размах массового героизма, раскрыть смысл и значение Сталинградской битвы, воплотив конкретные художественные образы в различных видах скульптуры в ее синтезе с архитектурой и природой.

Выражением великой интернациональной освободительной миссии Советской армии явился монумент Воину-освободителю, поставленный в центре Европы — в Германии, в Трептов-парке. Около 30 тысяч советских солдат погибли в мае 1945 года в боях за Берлин. В память о героях в конце 1940-х гг. в Трептов-парке открыли мемориальный комплекс (8).

(8)

Его характеризуют сила и убедительность выражения, размах и стройность многоплановой объемно-пространственной композиции, удачное сочетание скульптуры, архитектуры и пейзажа. Авторы: скульптор Е.В. Вучетич и архитектор Я.Б. Белопольский.

Все пространство парка было расчленено на три комплекса, органически взаимосвязанные и подчиненные единому идейно-тематическому замыслу. Первый комплекс составляют две полукруглые площади с входными арками и аллеями, ведущими к скульптуре «Родины-матери», второй состоит из площади, на которой стоит монумент «Родина-мать», аллеи-пандуса, ведущей к главному входу, образованному двумя огромными приспущенными знаменами и фигурами коленопреклоненных воинов перед ними. Основной (третий) комплекс состоит из партера братских могил, саркофагов и главного монумента Воину-освободителю, который одной рукой сжимает меч как символ мощи Советской армии, а другой прижимает к себе девочку, олицетворяя собой таким образом освобождение человечества от угрозы фашистского порабощения.

Прообразом воина послужил советский солдат Трифон Андреевич Лукьянович из Минска. Потерявший во время войны свою семью, он не раздумывая бросился спасать маленькую немецкую девочку, плачущую возле убитой матери прямо на передовой. Писатель Борис Полевой вспоминал: «Выстрелы утихли, с обеих сторон улицы, видимо, следили за тем, как, пластаясь по асфальту, полз солдат, прижимая ребенка к себе, вот он дополз до кирпичного бруствера на нашей стороне, привстал, чтобы перекинуться через ограду, и в это время грянул один-единственный выстрел». Воин погиб, а девочку передали берлинским жителям, находившимся недалеко от того места. Теперь там находится памятный мемориальный камень. Аналогичный подвиг совершил также гвардии сержант Николай Масалов. Исторические документы подтверждают факт освобождения целого бункера-бомбоубежища, заполненного раненными, больными, потерявшими родителей детьми. Таким образом, детей, обязанных своим спасением советским воинам, очень много. А монумент символизирует собой освободительную миссию Советской армии, победу жизни и будущего над уничтожением и фашистским варварством.

В народной памяти останутся навечно не только герои-освободители, но те, кто на своих плечах вынес все тяготы войны.

Сразу после войны правительство Литвы приняло решение об увековечивании памяти жертв небольшой деревушки Пирчюпис, где в 1944 году фашисты учинили зверскую расправу над мирным населением. Развивая военные действия против партизан, карательный отряд гитлеровцев, не обнаружив их в данной местности, выместил злобу на женщинах, детях и стариках. Загнанные в сараи жители деревни были сожжены. Погибло 119 человек, среди них 69 детей.

Сегодня на месте их гибели стоит памятник «Мать»(9), выполненный скульптором Г.А. Йокубонисом. Вот как характеризовал свой замысел мастер: «Фигура матери — основной акцент памятника. Она решена спокойно, статично, декоративно, с глубокой внутренней динамикой, выражающей народную боль, ненависть, протест и веру во вновь возрождающуюся жизнь».

(9)

Он возникает незаметно и кажется органично слитым с дорогой, окружающими полями и перелесками. В глубоком раздумье стоит женщина, оплакивает ли она своих детей, скорбит ли о ближних, или думает обо всех погибших в этой войне? Образ величавой матери, одновременно скорбный и жизнеутверждающий, всегда будет напоминанием о том, что принесенные фашизмом смерть и муки не могут сломить человека и его готовность защищать мир, спокойствие, счастье. (фото памятника «Матери»)

Каждый народ гордится победами, одержанными в борьбе за свободу и независимость родины, и свято чтит память утрат, понесенных во имя этих побед. У французов есть Орадур, у чехов — Лидице. Символ безмерных испытаний белорусов — Хатынь, представляющая 136 белорусских деревень, уничтоженных в годы войны вместе с их жителями.

...Кровавая трагедия этого лесного поселения в 26 дворов произошла 22 марта 1943 года, когда отряд немецких карателей внезапно окружил деревню. Фашисты согнали хатынцев в сарай и подожгли его, а тех, кто пытался спастись от огня, расстреляли из пулеметов. 149 человек, из них 76 детей, навечно остались в этой адской могиле. Торжественно-траурный перезвон хатынских колоколов днем и ночью разносится по Белоруссии. Мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс получил планировочную схему бывшей деревни Хатынь. Авторы: архитекторы Ю. Градов. В. Занкович, Л. Левин, скульптор С. Селиханов. Формируется он из отдельных фрагментов. Бывшая улица деревни выложена серыми, под цвет пепла, железобетонными плитами. В тех местах, где когда-то стояли хаты, поставлено 26 обелисков, напоминающих печные трубы, опаленные огнем, и столько же символических венцов-срубов из бетона. На трубах-обелисках — бронзовые таблички с именами тех, кто здесь родился и жил. Всех, кроме одного, — Иосифа Иосифовича Каминского, случайно спасшегося из горящего набитого людьми сарая и в бронзе вставшего теперь с мертвым сыном на вытянутых руках. В этих его руках все — и скорбь, и трагизм, и беспредельная воля к жизни, давшая белорусам возможность выстоять и победить... Хатынь стала символом страданий и мужества беззащитного мирного населения, перенесшего ужасы войны, нарицательным именем всех белорусских, российских, украинских, чешских, французских деревень, стертых с лица земли фашистами.

О многих мемориалах можно рассказывать, у каждого своя история, свой рукотворный образ, свое имя: Саласпилс и Бухенвальд (10), Малая Земля и Брестская крепость(11), Севастополь и Киев, сколько их?

(10)

(11)

Сколько павших бойцов
Полегло вдоль дорог —
Кто считал, кто считал?..

(В. Высоцкий)

Практическая часть

Началу практической работы всегда предшествует теоретический материал, который может содержать рассказ и показ фотографий, слайдов — изображений прежде всего тех памятников, которые находятся в родном городе, районе или селе. Зрительный ряд может содержать фотографии не только мемориалов монументального характера, рассчитанных на массовое восприятие, сочетающихся с природой и архитектурой, но и таких памятников, которые «живут» среди нас, которые все время рядом. Например:

— памятник павшим в Великой Отечественной войне выпускникам школы № 110. Скульптор Д.Ю. Митлянский, архитекторы Е.А. Розенблюм, П.И. Скокан (Москва) (12);
— памятник воинам-менделеевцам. Скульпторы А.А. Волков, А.А. Ершов (Москва)(13);
— памятник «У братской могилы» (Киев)(14).

(12)

(13)

(14)

Показ слайдов может сопровождаться музыкальным рядом, например: симфонией Д.Д. Шостаковича «Новороссийские куранты», песней Д. Кабалевского на стихи Р. Рождественского «Реквием», «Реквиемом» Моцарта, песнями военных лет.

Литературный ряд:

Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть...
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки —
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,
Внуки, братики, сыновья!

Анна Ахматова, 1944

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом — солдат...
До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите, и все-таки
постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб — разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги — ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки! Девочки,
постарайтесь вернуться назад.

Булат Окуджава

 

Я запомнил осень сорок первого:
Взрывы бомб, кочевья, плач без слез.
Боевую выучку и нервы
Проверять курсантам привелось.
Враг разбил все взлетные дорожки.
День за днем девяткой боевой
Мы, взлетая дружно под бомбежкой,
Защищали небо над Москвой.
Это было нашим испытаньем.
В нем двадцатилетние сердца
Показали выучку и знанья,
Преданность Отчизне до конца.

Виктор Волков

Мы были героями! Были!
Когда в сорок первом году
Мы, пятясь назад, отходили
На общую нашу беду.
Мы были героями! Были!
Когда в сорок третьем году
Мы немцев на Волге громили
И выжили в этом аду...
Мы были героями! Были!
Когда в сорок пятом году
В Берлине фашистов добили –
Предали злодеев суду...
Мы были героями! Были!
И многих в живых больше нет.
О жизни их песни сложили,
Им — Слава! На тысячи лет!
Мы были героями!

Светлана Баранова

Поэзия, музыка, изобразительное искусство, объединенные общей темой, помогают ребенку окунуться в атмосферу военных лет и через опыт сопереживания формируют понимание ценности человеческой жизни, раскрывают значимость хранимой в сердах людей памяти о героях, отдавших за свою родину самое дорогое — жизнь.

На уроке ученикам четвертого класса предлагается побыть в роли создателей проекта памятника воинской славы и отразить свои идеи в макете из бумаги, работая попарно или в малых группах.

Перед началом коллективной (групповой) работы по организации пространства необходимо сформулировать для учащихся основные этапы работы, познакомить их с некоторыми деталями.

Сначала каждая творческая группа на небольших листках бумаги (пол-листочка формата А4) выполняет эскиз будущей работы. Ведь памятник или мемориал может находиться в центре оформляемого пространства или где-то в глубине, а может и сразу при входе в парк или аллею. Необходимо продумать направление дорожек, где можно посадить деревья и кусты, подумать о том, какое выбрать место для памятника, чтобы он хорошо просматривался с разных сторон, должен ли он располагаться на возвышенности и т.п. Отвечая на эти вопросы, ребята размечают план пространственной композиции.

На данном этапе уместно показать примеры удачно выполненных работ учащимися прошлых лет. По возможности продемонстрировать профессиональные работы архитекторов. В данном случае представлены детские конкурсные работы на воронежском межрегиональном фестивале «Интернет и мы», посвященном шестидесятилетию Победы в Великой Отечественной войне.

Макет памятника «Памяти узников концлагерей»

Дорожки символизируют стороны света. В концлагерях были замучены люди разных национальностей, и по этим тропам идут почтить память погибших родные и близкие со всех частей света. Памятник символизирует единение всех людей перед общим страданием.(Анна Лях, ученица 10 кл. СОШ № 51 г. Воронежа.)

Макет памятника «Звезда победы»

Этот мемориал посвящен всем воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Он представляет собой пятиконечную звезду, образованную языками пламени, и является данью памяти стойкости и мужества наших соотечественников. Исторически сложилось так, что звезда стала знаком воинской доблести, славы и отваги. Монумент выполнен из металла, который символизирует твердость духа и несгибаемую волю к победе тех воинов, которые защищали нашу родину. Стальной цвет памятника подчеркивает его строгость и величественность. Ели, стоящие перед мемориалом, — это символ вечной памяти о тех, кто ценой своей жизни дал нам возможность жить в свободной стране. Эти деревья, будто часовые, охраняющие покой погибших на полях сражений. (Виктория Бабкина, Алена Воропаева, Светлана Гостева, СОШ № 51 г. Воронежа.)

В качестве основания работы используется плоский лист бумаги формата А3, на который легкими линиями ребята переносят свой композиционный план. Для дорожек используются полоски бумаги разной ширины, ступеньки выполняются способом равномерного сгибания, кусты изображаются изогнутыми или многократно сложенными, поставленными на ребро отрезками бумаги. Можно обработать края полосок мелкими надрезами, тогда они будут выглядеть более воздушно. Деревья (в основном ели как символ памяти) состоят из четырех одинаковых элементов, вырезанных из сложенных пополам четырех прямоугольников, после чего склеиваются внутри (см. рис.).

Ниже приводятся способы организации пространства, разработанные В.П. Копцевым.

1. Макет открытого пространства площади города или села на плоском листе бумаги. Дорожками выделяется центр композиции, вокруг ко­торого организовывается все пространство площади.

2. Макет закрытого пространства парка или площади города создается из плотного листа бумаги, один из краев ко­торого сгибается и оформляется как стена, ограничивающая пространство, или группа деревьев. В этом случае простран­ство организуется перед этой замыкающей пространство «стеной».

3. Макет открытого пространства на высоком берегу реки создается скручиванием одного края листа плотной бу­маги и приклеиванием его к другому листу.

Мемориальные ком­плексы часто возводятся на холме или на высоком берегу реки. Это способствует хорошему обзору мемориала со всех сторон — и издали, и при приближении к нему. Он притягивает к себе внимание и часто является главным ориентиром местности. Остается только правильно, по «зако­нам красоты», организовать «торжественные дорожки к вечной памяти» в виде различных сочетаний лестничных маршей и дорог. Для создания макета такой местности достаточно на один лист плотной бумаги приклеить согнутый различным образом второй лист.

Макет открытого пространства на возвышенности холма создается скручиванием одного листа плотной бумаги в форме конуса или просто сгибанием его «горкой» с последующим приклеиванием к другому листу(15).

(15)

Все конструкции малых форм, входящие в проект мемо­риального комплекса, конструируются из полосок белой бума­ги. Сгибайте, складывайте, режьте, клейте различным образом эти полоски. Из отдельных деталей можно составить сложные конструкции, сочетающие в себе цилиндры, конусы, призмы и пирамиды.(16)Главное — при конструировании уделять особое внимание соразмерности всех конструкций ради выделения центра композиции. Начинать работу необходимо с конструирования обелиска или памятника и расположения его на плоскости. Все остальные конструкции должны быть меньше, и своим расположением подчеркивать значимость монумента.

(16)

Для успешной работы необходимо правильно распре­делить обязанности: кто и что будет делать. От согласованности в работе многое зависит. Нужно учесть сочетание масштабности разных деталей, продумать, сколько деталей должно быть (не перегрузить работу), стараться выполнять макет аккуратно и четко. Бумага применяется белая, разной толщины.

Можно привести еще примеры выполнения центральной части памятника, на основе полосок бумаги. Чтобы бумага была более гибкой и послушной, по ней проводятся полоски легким нажатием лезвия раскрытых ножниц.

В конце урока можно отметить лучшие работы, обсудить нестандартные решения, выявить лучшую пространственную композицию или наиболее эмоционально выразительный проект. Можно присудить премии по различным наминациям. Отобранные работы к юбилею Победы могут экспонироваться в школьном музее.