Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №5/2007

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

Н е т р а д и ц и о н н ы й   у р о к

Вероника ХОМЯКОВА,
ученица 11-го класса

Обычно в этой рубрике мы печатаем разработки уроков или материалы для их проведения. На сей раз мы решили нарушить традицию и взглянуть на нетрадиционный урок с другой стороны, то есть глазами ученика. Что происходит в его душе, когда он работает над проектом на заданную тему? Как подбирает материал? Как складывается основная идея, как она раскрывается и иллюстрируется? Часто эти нюансы ускользают от учителя, когда на его суд представляют уже готовый результат сложной работы. Сегодня мы попробуем хоть немного ликвидировать это упущение.

 Окно в мир Модильяни

Работа над проектом — это не просто создание материала на определенную тему, это погружение в особый мир.

Первое и самое главное — выбор темы. Мне очень хотелось делать проект именно по мировой художественной культуре. Были предложены самые разнообразные варианты, но ни один не вызвал интереса. Я старалась придумать что-то сама, но металась между архитектурой и живописью и ни на чем не могла остановиться.

Неисчерпаемый источник

Однажды, переключая телевизионные каналы, я наткнулась на анонс художественного фильма «Модильяни». Имя мне ничего не говорило, но анонс заинтересовал: «1919 год. Война закончилась, и ночная жизнь Парижа полна страсти и неконтролируемых желаний. В кафе «Ротонда» — штаб-квартире художественной элиты, мы находим столик, за которым сидят Пикассо, Ривера, Кокто, Сутин, Утрилло и Модильяни. Это история о жестоком соперничестве между Модильяни и Пикассо — чья зависть друг к другу подпитывается их талантом, их высокомерием, их страстями. Но главное — это история величайшей трагической любви…»

Сидящая обнаженная на диване, 1917. Частная коллекция

Просмотр фильма вызвал у меня массу эмоций, поразила не столько самобытная личность Амедео Модильяни, сколько его самоотверженное служение искусству и бескорыстная любовь Жанны Эбютерн к нему. Появилось огромное желание познакомиться с жизнью и творчеством художника поближе. А чем это не проект?

Когда я пришла со своими идеями к учительнице по МХК Янине Владимировне Бадасян, она показала мне списки новых тем, где я увидела: «Канон Модильяни». «Но канона нет», — сказала я. Она улыбнулась, и мы поняли, что тема найдена.

Кариатида. 1913-1914,  Музей современного искусства де ла Вилле де Пари, Париж

Сначала цели проекта ограничивались попыткой выявить манеру художника. Большинство воспринимают Амедео Модильяни (1884–1920) лишь как мастера «длинных шей» и «пустых глаз». Мне же хотелось доказать обратное. По-моему, его задачей было не зеркальное отображение жизни и не портретное сходство, что было характерно для живописи предыдущих эпох, и не погоня за новыми формами, что присуще новым течениям в искусстве ХХ века. Модильяни был живописцем души, а душа не имеет точных форм, поэтому канона быть не может, как не может быть двух абсолютно одинаковых людей.

Любопытно, что он всегда писал с натуры, но не срисовывал, а сравнивал возникающий в его воображении образ с тем, что видел перед собой: «Человек — вот что меня интересует. Человеческое лицо — высшее творение природы. Для меня это неисчерпаемый источник». В то же время Модильяни, известный миру как живописец, был еще и талантливым скульптором — именно так он представлялся при знакомстве. Существует также неисчислимое множество его графических рисунков. Они все будто бы не закончены, но в то же время создают целостное впечатление.

Обнаженная, присевшая на левое колено,   1911-1912. Частная коллекция

 

Подолгу рассматривая картины художника, я поймала себя на мысли, что нахожу в них черты сходства с египетским искусством, африканской скульптурой, итальянским Ренессансом, с произведениями Пикассо, Сезанна и, что стало для меня открытием, с русской иконой. Влияние разных художников на его работы очевидно, как очевидна уникальность и неповторимость «стиля Модильяни».

Жажда открытия

Я определила для себя основные цели: 1) рассмотреть картины художника и выявить основные элементы влияния на него мастеров других эпох и взглядов; 2) проследить развитие его творческой манеры; 3) доказать, что у Модильяни не было канона; 4) изучить эпоху — начало ХХ века — и приоткрыть окно в таинственный мир, в котором жил Модильяни; 5) создать материал о собственном видении мира Модильяни (электронная и печатная версии).

Семейная пара. 1915-1916, Музей современного искусства, Нью-Йорк

Может показаться печальным, что о Модильяни в Интернете содержится не так много информации, но для меня как для человека, жаждущего сделать свое собственное открытие, это было радостно. И чем больше препятствий, тем интересней работать!

Конечно, Интернет стал одним из источников информации для проектной работы, но не основным. Существенную роль сыграли книги. Первую и самую ценную я нашла через пару дней после определения темы. Причем я искала совсем другое произведение, но на прилавке у букиниста на Новом Арбате в глаза бросилось знакомое: «Модильяни». Это была книга Виталия Яковлевича Виленкина, которая во многом помогла формированию моего мнения о своеобразном и удивительном человеке: в книге есть множество писем, которые Модильяни писал матери и друзьям, воспоминания его современников — их личные впечатления, рассказ о его поступках, его собственные высказывания.

Жанна Эбютерн в желтом свитере,   1918-1919. Музей Соломона Р.Гуггенхейма, Нью-Йорк

Я узнала многое о жизни художника. Оказалось, что автор общался с единственной дочерью Модильяни — Жанной, которая всю жизнь посвятила искусству и конечно же творчеству своего отца. Жанна родилась за год до трагической смерти родителей. У Модильяни с детства было слабое здоровье, а нищая жизнь в Париже, наркотики, пьянство, неудачи привели его к полному истощению. Один раз ему удалось выкарабкаться, но в 1920 году он трагически ушел из жизни. Жанна Эбютерн, которую он считал своей супругой (узаконить отношения они не успели), была в отчаянии. После смерти Амедео все стало пусто и бессмысленно. И хотя она была беременной, а дома ее ждала дочь Жанна, она, уходя из палаты только что скончавшегося мужа, уже знала, что будет делать. Вечером она выпрыгнула из окна шестого этажа…

Следующей книгой, которую я тоже обнаружила на арбатских прилавках, был сборник произведений Анны Ахматовой с воспоминаниями об Амедео Модильяни. Они познакомились весной 1911 года, во время путешествия только что вышедшей замуж за Гумилева поэтессы. Потом встретились через год. Это было знакомство двух еще не раскрывшихся талантов. В то время, как заметил Илья Эренбург, когда «Ахматова еще не была Ахматовой, да и Модильяни еще не был Модильяни». Они оба любили поэзию: Ахматова писала стихи, а Модильяни обладал уникальной памятью и был страстным поклонником Рембо и Верлена…

Дерево и дома,  1919. Частная коллекция

Когда везение с книгами прекратилось, читальный зал библиотек стал для меня местом работы. Там я нашла стихотворение Ильи Эренбурга о Модильяни (из книги «Стихи о канунах», 1915):

Ты сидел на низенькой лестнице, Модильяни,
Крики твои — буревестника,
Улыбки — обезьяньи.
А масляный свет приспущенной лампы,
А жарких волос синева!..
И вдруг я услышал: страшного Данта –
Загудели, расплескались темные слова.
Ты бросил книгу,
Ты падал и прыгал,
Ты прыгал по зале,
И летящие свечи тебя пеленали.
О, безумец без имени!
Ты кричал: «Я могу! Я могу!»
И четкие черные линии
Вырастали в горящем мозгу.
Великая тварь –
Ты вышел, заплакал и лег под фонарь.

Илья Эренбург, не один год знавший Модильяни, прекрасно передал характерные черты и странность манер художника: его любовь к стихам, его бесшабашное и «кричащее» поведение, в сочетании с его открытостью для искусства, любовь к человеку, стремление уловить радостные и счастливые моменты жизни.

О Модильяни много раз вспоминали в своих книгах его современники Ж. Кокто, М. Талов, но эти труды не переведены на русский язык. Неожиданная находка — книга американца Пьера Сишеля «Амедео Модильяни» — познакомила меня с одним из первых исследований о художнике.

Мозаика времени

Познакомившись со всевозможной, иногда очень противоречивой информацией, я почувствовала себя во всеоружии и приступила уже конкретно к работе.

Девушка в черном рабочем халате. Ок. 1918. Музей искусств, Базель

Идея была: проследить, какие изменения происходили в мире в конце XIX — начале ХХ века, когда жил и творил Модильяни. Рассмотреть, под чьим влиянием менялось видение мира у художника, а потом сделать выводы, попытаться понять и объяснить своеобразие его манеры, а затем создать картину своего восприятия художника.

Начинается проект со знакомства с Италией. Это один из наиболее понятных периодов жизни художника. Там был его дом, где его поддерживали и где произошло первое знакомство с искусством. Два раза он будет вновь возвращаться в « Cara Italia » («Милая Италия» — это последние слова Модильяни), но долго наслаждаться этим покоем и уютом он не мог.

Париж был культурной столицей мира, и молодой человек двадцати двух лет с красивой и аристократичной внешностью окунается в водоворот искусства, его новых форм и политических идей. Но Модильяни остается верен себе. (Как раз во время работы над проектом моя мама ездила в Париж в командировку. Она специально нашла время и побывала на Монмартре, где сделала фотографии для моего парижского раздела презентационной версии.)

Маленький крестьянин. Ок. 1918. Попечители галереи Тейт, Лондон

Отдельной главой в жизни Модильяни были женщины. Он видел в каждой из них неповторимый образ, свой мир и пытался изобразить это на своих картинах. Каждая оставила в его творчестве свой отпечаток, каждая подарила новое ощущение. Сумасшедшая связь Модильяни с журналисткой Беатрисой Хестингс и затем скандальный разрыв оставили неизгладимый след в его душе, пропала прежняя детская доверчивость к людям и... Модильяни начинает много пить. Анна Ахматова подарила Амедео спокойствие и душевную гармонию, но лишь ненадолго. Настоящим ангелом спокойствия и гаванью в огромном океане фантазий и эмоций стала Жанна Эбютерн. Именно после знакомства с ней в картинах Моди (так называли его близкие друзья) появляются та теплота, певучесть и гармония, которую мы видим в его знаменитых полотнах «Жанна в шляпе» и «Жанна Эбютерн».

Определенное влияние на его творчество оказали современники. Для подробного изучения этой части я с удовольствием посетила Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Государственную Третьяковскую галерею. Там я получше пригляделась к картинам художников, у которых обнаружила элементы «стиля Модильяни». Оказалось, что пейзажи Модильяни выполнены в духе Сезанна, а в портретах есть черты не только русской иконы, но и европейской религиозной живописи. А посмотрев на египетские рельефы, сразу же вспомнила портреты Анны Ахматовой.

Но его картины нельзя отнести ни к одному из направлений в искусстве — это был его собственный путь. Модильяни жил в мире людей, чтобы создать свой, уникальный... Может, поэтому его никто так и не принял в первые годы. Лишь через несколько лет люди стали понимать Амедео Модильяни, его работы начали приобретать популярность, а он, не дождавшись, ушел в иной мир, оставив нам только очертания того прекрасного, к чему всегда стремился.

Портрет Жанны Эбютерн. 1919. Частное собрание

Когда один из его знакомых узнал, что Модильяни при смерти, он быстро отправился в кафе на Монмартр и стал скупать за копейки рисунки, которыми Амедео обычно расплачивался из-за нехватки денег. На следующий день после смерти работы Модильяни стоили уже состояние.

Амедео Модильяни создал уникальную галерею своих современников: крестьян, прачек, художников, поэтов. Модильяни писал по этому поводу: «Я ни работник, ни хозяин. Художник должен быть свободен, жить без привязей. Это жизнь особенная. Впрочем, если кто и живет нормальной, естественной жизнью, так это только крестьянин, земледелец».

Созданный Модильяни мир был отличен от мира настоящего, тем он и ценен: мы смотрим на картину и видим личность со своим характером, поисками, переживаниями, мы видим душу человека ХХ века. Но для того чтобы прийти к общей картине мира, ему приходилось находить маленькие частички и потихоньку выкладывать перед собой мозаику, чтобы получился образ времени.

Объемное воплощение

Так, постепенно, размышления о Модильяни стали для меня привычными и естественными. Если в разговоре с родителями я вспомню что-то о нем, мама уже не делает удивленное лицо и папа не спросит, о чем это я. Изучая жизнь необыкновенного человека, ты волей-неволей с головой окунаешься в пространство его фантазий и начинаешь видеть мир его глазами. Сколько раз, гуляя по улице, я видела вдруг женщину с «модильяниевской» внешностью или мама замечала в метро: «Смотри, как с картины Модильяни»…

Многое родилось в стенах школы. Я приходила к Янине Владимировне, и мы пытались вместе «увидеть проект». В школе творчество Амедео Модильяни не является программным, тем более что он в России мало известен: в то время, когда картины Модильяни покупали музеи и коллекционеры всего мира, наша страна, вступившая на путь коммунизма, признавала только художников-реалистов. Поэтому для школьных уроков этот материал оказался новым, а для моих одноклассников — открытием.

Голова. 1911-1913. Музей Соломона Р.Гуггенхейма, Нью-Йорк

Во время работы я познакомилась с творчеством и жизнью знаменитых людей начала ХХ века, осознала, насколько богато воображение человека и как важно много знать, чтобы при взгляде на картину у тебя возникали ассоциации и образы и твое воображение начинало бурлить, как кипящая вода. Главное, к чему я пришла, — я открыла для себя удивительный мир, поняла, насколько каждый уникален и неповторим и какая необычайная таинственная сила живет в человеке. Это и хотел, на мой взгляд, объяснить нам Модильяни…

Стоящая обнаженная, 1911-1912. Национальная галерея Австралии, Канберра

Еще одна идея, которая пока находится на стадии разработки, — создать мир Модильяни в форме куба, каждая сторона которого является одной из граней его творчества. На одной должен быть изображен Париж начала ХХ века, на другой — Италия, на трех следующих — пейзажи кисти Модильяни, а шестая грань — «окно» — будет прозрачной. Изображения Парижа и Италии будут «в окошках», открыв которые можно увидеть картины, рисунки и скульптуры Амедео, а посмотрев через пустую грань — мир, который в течение жизни создавал этот человек.

Это станет образным воплощением моего проекта «Окно в мир Модильяни».