Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Елена МЕДКОВА

Предшественники и последователи

(1)

ХVII век в архитектуре Франции отмечен бурными процессами перестройки укрепленных замков, привольно раскинувшихся на лоне природы, во дворцы. На этот процесс оказали влияние тесные контакты с Италией, поразившей французов роскошью дворцов, загородных вилл и садов.

В постройках этого времени переплетены черты поздней готики, ренессанса, барокко и классицизма при общем превалировании рационалистических принципов последнего. Рационализм галльского менталитета, дающий о себе знать в уравновешенной геометрической гармонии фасадов готических соборов и полностью господствующий во французском Ренессансе, стал благоприятной почвой, на которой естественным образом взросли классицистические идеи гармонии и меры. А специфический интерес придворной по своей сущности, ренессансной французской культуры (школа Фонтенбло) к выверенной и совершенной, несколько холодной классической форме воспитал взыскательного зрителя и заказчика.

В типологии французских загородных резиденций сосуществовало два направления: первое работало на представительские функции государственной власти, второе было связано с частной жизнью буржуазии и чиновного дворянства.

Образцом первого направления в 1-й половине Х VII в. стал комплекс замка Ришелье в Пуату, построенный архитектором Ж. Лемерсье. В идеологическом отношении замок и прилегающий к нему парк строились как символ славы одного человека — кардинала Ришелье. Интерьеры дворца и партеры парка были обильно насыщены аллегорическими фигурами, раскрывающими с разных сторон биографию и деяния владельца.

(2)

С конструктивной точки зрения дворец Ришелье демонстрирует сложившуюся систему П-образного в плане сооружения с парадным двором, стягивающим и концентрирующим окружающее пространство как бы в объятия дворца. Этот архитектурный прием пластически утвердил присвоение внешнего пространства одним человеком, от чьей воли зависел порядок не только в обществе, но как бы и в самой природе. Идеологические и конструктивные идеи культа единичности исключительной личности, заложенные в комплексе резиденции Ришелье, будут развиты и доведены до совершенства в Версале в многоаспектном утверждении культа Короля-Солнце.

Наиболее интересным образцом второго направления в строительстве загородных «шато» является замок Мезон, построенный Ф. Мансаром в духе итальянского и французского Возрождения. П-образная планировка замка при малых размерах создает впечатление гостеприимной распахнутости навстречу миру и одновременно интимного уюта. Замок Мезон оказал большое влияние на формирование концепции и стилистики малых, предназначенных для частной жизни, дворцов Версаля — Фарфорового (утрачен), Большого и Малого Трианона.

(3)

В стилевом отношении непосредственным предшественником Версаля стал комплекс замка Во-ле-Виконт(1), построенный для могущественного министра финансов Н. Фуке. Создатели комплекса Л. Лево (архитектор), Ш. Лебрен (дизайнер интерьеров и живописец) и А. Ленотр (ландшафтный архитектор) в своей первой совместной работе нащупали ряд стилистических находок, которые затем были блестяще развиты в Версале. Среди перспективных нововведений Л. Лево были строгая симметрия общей композиции фасада, пластическая игра выступающих ризалитов, использование в экстерьере колонн большого ордера.

В организации внутреннего пространства дворца впервые в истории французской архитектуры Лево применил анфиладный принцип. В версальском дворце на наиболее значимом отрезке анфилады, включающем в себя Зеркальную галерею с залами Войны и Мира, этот принцип будет осмыслен не в качестве барочного принципа бесконечных пространственных перспектив, а как метафора вселенского пути солнца между основными экзистенциальными состояниями — миром и войной (замысел доведен до конца Ж.А. Мансаром).

(4)

В парке замка Во-ле-Виконт А. Ленотр разрабатывает вариант осевой организации плоских партеров, подчиненных композиционно зданию дворца, расположенного перпендикулярно по отношению к оси парка. В Версале идеологическое осмысление получит именно эта идея грандиозной сквозной оси, пронизывающей не только весь ансамбль, но и всё пространство от горизонта до горизонта и задающей таким образом всей вселенной правила абсолюта симметричной организации. Преграда в виде перпендикулярно расположенного дворца короля станет единственной точкой отсчета в этой вселенской системе координат (в ансамбле Во-ле-Виконт этой идеальной логике мешал поперечно расположенный бассейн в конце сада).

Такие примечательные элементы Версальского парка, как большие пологие лестницы, огромные плоские зеркала бассейнов, террасы со статуями, уже присутствуют в парке Во-ле-Виконт, правда, в меньших размерах. В Версале само увеличение их масштаба приведет к смысловому изменению их функций и образности. Их абстрактные плоскости станут знаком абсолютной власти упорядочивающего природу разума.

Ленотр был приверженцем так назывемого классического стиля в парковом искусстве. В этом отношении он стал верным последователем традиций, заложенных династией Молей (Жак, Клод и Андре Молей) — художников сада и одновременно теоретиков, сформулировавших основные принципы французского регулярного парка. При создании паркового ансамбля Версаля Ленотр учитывал их опыт работы над парками Тюильри и Фонтенбло, а также замысел Жака Буассо — первого планировщика Версальского парка.

Общая градостроительная концепция города Версаля, основанная на идее трех проспектов(4), соединяющих дворец Версаля с Парижем, Сен-Клу и Со, заимствована Ленотром у Л. Бернини, который впервые применил принцип «трезубца» в ансамбле улиц, сходящихся на Пьяцца дель Пополо (Рим)(2). Этот прием уподобления площади театральной декорации с прорывами перспектив на плоскости эффектных декораций фасадов зданий быстро обрел популярность и стал одним из характерных приемов архитектуры барокко. В ансамбле Версаля, однако, он получил некое новое осмысление в духе классицистического «культа единицы» (А.Л. Ястребов). Впоследствии аналогичный градостроительный прием был применен в Санкт-Петербурге. (3)

В классицистической парадигме, которая исходит из принципа господства общего над многообразием жизни, признает единого Бога в качестве основной аксиомы логических построений науки, постулирует существование единого классического образца в сфере искусства, единичность короля совершенно естественным образом была возведена в абсолют. Это с невероятной наглядностью было воплощено в пластической формуле, найденной Ж.А. Мансаром, который довел замысел Ленотра до логического конца, установив конную статую Людовика Х IV в точке схода трезубца дорог, — само пространство, его основные векторы как бы истекают из под ног абсолютного властителя мира.

Версаль неизменно оказывал неизгладимое впечатление на многих европейских монархов. По образцу Версаля были построены Петергоф под Петербургом, Бельведер — летняя императорская резиденция в Вене, ансамбль Сан-Суси в Потсдаме, замок в Люнневилле и другие. Каждый из этих ансамблей имеет свои специфические черты, в которых нашли отражение исходные особенности национального искусства, условия социального и индивидуального заказа.

Спонсор публикации статьи: студия "Анфилада", специализирующаяся в области проектирования элитных интерьеров квартир, загородных домов и коттеджей, офисов, ресторанов, клубов, бутиков. Команда талантливых архитекторов, дизайнеров, конструкторов, инженеров, декораторов всегда готова помочь Вам в воплощении Ваших представлений об идеальном доме и создании максимально удобной и комфортной среды для жизни, работы и отдыха. В студию "Анфилада стоит обратиться, если Вам необходимо разработать дизайн-проект интерьера квартиры , спроектировать удобный функциональный, современный офис, построить коттедж или загородный дом, обновить декор апартаментов или придумать новый дизайн ресторана, клуба или отеля и мн.др. Посмотреть фотографии интерьеров, созданных в различных стилях, ознакомиться с готовыми работами, выполненными специалистами "Анфилады", узнать цены на услуги, оказываемые компанией, Вы можете на сайте anfilada-design.ru.