Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

 

Григорий КЛИМОВИЦКИЙ

Большой дворец

Вид вдоль главной оси с востока на запад

Художественное убранство дворца
настолько гармонирует с совершенством,
которое придает ему природа, что его
вполне можно назвать волшебным замком.

Жан-Батист Мольер

 В создании Версальского дворца основные его авторы — Лево и Мансар — опирались на образцы итальянской архитектуры. Характер ордеров, применяемых в Версале, типичен для построек Палладио и Виньолы, варьируются только декоративные детали и капители. Так, например, Лебрен создал «французский ордер», поместив в капителях эмблемы Людовика XIV — лилию и солнце. Со стороны Мраморного двора дворец напоминает ранние постройки французской архитектуры XVII в. с башнями, увенчанными высокими кровлями, дробностью форм и деталей.

Н. Ланглуа. Дворец со стороны дворов. 1668

Архитектура фасадов дворца, созданных Ардуэном-Мансаром, особенно со стороны парка, отличается большим стилевым единством, характерным для классицизма. Сильно растянутое вширь здание хорошо сочетается со строгой, геометрически правильной планировкой парка. В композиции фасада четко выделен второй, парадный этаж, с крупномасштабными арочными проемами окон и строгими по пропорциям и деталям ордерами колонн и пилястр, покоящимися на тяжелом рустованном цоколе. Венчающий здание тяжелый аттиковый этаж сообщает облику дворца монументальность. Архитектура приобретает ярко выраженный представительский характер, отвечающий духу абсолютизма. Фасад Версальского дворца, как правило, не отвечает его внутренней планировке. Наружная архитектура маскирует назначение различных частей здания, предназначенных для бытового обслуживания.

\

И. Сильвестр. Версаль с высоты птичьего полета. 1690

Как и сам дворец, интерьеры сложились за несколько периодов. В них особенно явственно проявляются принципы «большого стиля» французского искусства времени Людовика XIV , то есть сочетание трезвой логики композиции с декоративной обогащенностью форм.

Работами по украшению Версаля в 60–70-е гг. годы руководил Лебрен, возглавивший целую армию декораторов, скульпторов, граверов, ювелиров и мастеров прикладного искусства, осуществлявших его замыслы. В центральной части дворца размещалась королевская семья, а в огромных крыльях жила стража и придворные. Парадные комнаты королевской четы занимали второй этаж. Комнаты посвящались различным античным божествам: Аполлону, Диане, Марсу, Венере, Меркурию, имена которых аллегорически связывались с членами королевской семьи. На плафонах и над каминами изображены сцены из жизни богов, а на стенах висели картины, составившие позднее первый фонд Лувра.

Авелен. Фарфоровый Трианон. До 1687

Помещения были роскошно обставлены. Во время балов и приемов каждый из залов служил определенной цели — они были местом банкетов, игры в бильярд и карты, концертным залом, салоном для музицирования. В зале Аполлона, превосходившем роскошью отделки остальные, находился королевский трон — очень высокое кресло из литого серебра под балдахином. Одним из самых прекрасных помещений дворца была двухэтажная Королевская часовня с колоннами коринфского ордера. Но самое большое парадное помещение дворца — Зеркальная галерея.