Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №2/2007

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

П р о ф и л ь н о е   о б у ч е н и е

Юрий СОЛОДОВНИКОВ,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры русистики
и сравнительного культуроведения
Кубанского государственного университета

Человек познающий

По моему глубокому убеждению, предмет, имеющий стандартное, но достаточно безликое название «Мировая художественная культура», обязательно должен иметь подзаголовок, отражающий авторскую позицию, авторское видение, авторскую методологию в организации знания на страницах создаваемого учебника. Именно в этом заключается его вариативность, его многогранность и его значимость.

Если просмотреть и обобщить все сделанное автором этой статьи в названной области, то окажется, что уже вполне зримо и осязаемо проступают контуры инновационного учебно-методического комплекта, в который входят:

  • учебная программа предмета «Мировая художественная культура», с принадлежащей автору частью «Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения»;
  • четыре книги учебника «Мировая художественная культура. Человек в мировой художественной культуре» для 6, 7, 8, 9-х классов, охватывающие практически всю ее историю и всю ее основную культурологическую базу;
  • четыре части методического пособия к этим учебникам.

Создавая свой учебно-методический комплект предмета «Мировая художественная культура», я рассматриваю его не как историческое перечислению артефактов художественной культуры, а как зафиксированный средствами искусства результат процесса познания основ бытия, процесс вечного поиска ответа на всеобщий вопрос о смысле жизни, процесс неустанного созидания образа мира в себе. С этой точки зрения важен не факт, а человек, объективировавший себя в этом факте. Именно поэтому все мои учебники имеют обязательный подзаголовок — «ЧЕЛОВЕК В МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ». Таким образом, не мировые шедевры, а человек в них и является главным стержнем, главной мыслью, главным кровеносным сосудом, который пронизывает весь учебный материал.

Теоретико-методологической базой созданного учебно-методического комплекта стала «Историко-типологическая модель учебного предмета «Мировая художественная культура» и разработанные на ее основе дидактические принципы организации учебного материала, которые кратко можно сформулировать следующим образом:

  • Принцип историко-типологического единства (Древний мир);
  • Принцип территориально-мировоззренческого единства (Средние века);
  • Принцип рационально-эстетического единства метода и стиля (Новое время);
  • Принцип субъектно-объектного единства мировой художественной культуры (Новейшее время).

Историко-типологическая модель учебного предмета «Мировая художественная культура. Человек в мировой художественной культуре» и дидактические принципы организации знания должны быть реализованы содержательно. Следовате­льно, неизбежно возникают проблемы отбора необходимого ма­териала и его логических взаимосвязей в тексте учебника, которые можно разделить на четыре блока или уровня.

Первый уровень взаимосвязей — историко-типологический, осуществляемый между культурами, эпохами, искусствами и внутри отдельных искусств. Это означает, что хронологически удаленные ци­вилизации, например такие, как древнеегипетская, цивилизация инков, майя, ацтеков и даже, условно говоря, цивилизация древних славянских племен, имеют общие типологические признаки: многобожие, жертвоприношения, способы захоронения. Подобные взаимосвязи прослеживаются и в области искусства. Например, особенности художественных про­цессов европейского Возрождения и изменения, происходившие в искусстве России XVII в., при явном хронологическом несовпа­дении имеют ярко выраженную типологическую общность, так как в том и другом случае произошло качественное изменение в мировоззрении эпохи и в обновлении художественно-образного мышления.

Второй уровень взаимосвязей — социологический, осуществляемый между идеями и эпохами, искусством и эпохой, идеями и искусством. Например, такая архитектурная форма, как пирамида, имеется почти во всех древнейших цивилизациях, начиная от Египта и кончая пирамидами ацтеков. Главный ее признак — многоступенчатость, которая в зависимости от социокультурных условий может при­обретать разные смыслы и наполняться новым содержанием. Многоступенчатость как знак, как образ тесно связана с идеей восхождения. В других социокультурных условиях идея восхождения как физического движения перерастает или трансформируется в идею нравственную, в идею самоусовершенствования, в идею восхождения к Богу. В XX в. идея лестницы как физического движения и как восхождения нравственного, как дань памяти реализована в мемориальных комплексах, посвященных Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Третий уровень взаимосвязей — мировоззренческий, осуществляемый между ху­дожественной культурой и естественно-математическими наука­ми, вытекающий из потребностей времени, уровня его научного по­знания, восприятия картины мира и человека, воплощенных в произведениях искусства.

Четвертый уровень взаимосвязей — семиотический, осуще­ствляемый через трансформацию героя и образа, через трансформацию знака, через изменение художественно-образных средств. Этот уровень наиболее сложен, так как знаковая система художественной культуры складывается из языка искусства, его символики, трактовки времени и пространст­ва, характера мышления в ту или иную эпоху. Например, несо­мненна связь между художественными «видениями» И. Босха и сюрреализмом С. Дали. Кроме того, можно наблюдать, что один и тот же сюжет, один и тот же образ, переходящий из одной культу­ры в другую, интерпретируемый языком другой эпохи, приобре­тает значение всеобщности, объединяющей художественную культуру в единое целое.

В заключение необходимо отметить еще три особенности выстраиваемого предмета, которые вытекают из способа его бытования в образовательном пространстве.

Первая особенность предмета. Новый вариант учебника «Мировая художественная культура. Человек в мировой художественной культуре» построен так, чтобы с наибольшей полнотой и одновременно с наибольшей краткостью доказать, что в МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ через все формы искусства ЧЕЛОВЕК познает и мир, в котором он живет, и самого себя, живущего в этом мире.

Вторая особенность предмета. Распределение материала, связанное с генезисом историко-типологических и культурно-ло­гических связей, определяет постепенную «европеизацию» содер­жания, изложенного в учебниках «Мировая художественная культура. Человек в мировой художественной культуре» в виде некой закономерности движения от совокупности локальных очагов культуры, составляющих социологический фундамент мировой художественной культу­ры, к культуре, понимаемой как единство художественно-образного мышления.

Третья особенность предмета. Явно просматривающаяся визуализация предмета означает преобладание изобразительного искусства как наиболее яркого способа материального воплощения художественной картины мира, в которой закреплены итоги познания.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Условия реализации концепции

Создавая свой учебно-методический комплект, автор конечно же исходил из специфики предмета и возмож­ности отбираемого материала раскрыть содержание предмета. Поэтому достаточно полная реализация авторской концепции на страницах учебника «Мировая художественная культура. Человек в мировой художественной культуре» возможна только при соблюдении следующих условий:

  • Сохранение в качестве содержательного основания предмета эстетической триады «слово — звук — цвет», что означает существование в его образовательном пространстве литературы, музыки, изобразительного искусства.
  • Выделение в качестве дидактической организации знания данного типа культуры не только ее «главной идеи», но и «главного артефакта эпохи» (изобразительное искусство, литература, музыка), в котором эти идеи нашли адекватное отражение.
  • Выявление взаимосвязей артефактов художественной культуры, участвующих в создании художественной картины мира (синтез искусств) как в родственной им социокультурной среде, так и в последующих культурах (вечные темы, идеи, сюжеты).

Таким образом, учебный предмет «Мировая художественная культура» как необходимая составляющая образовательного пространства средней (полной) школы должен выполнять следующие задачи:

  • Опора на ранее полученные знания в гуманитарной области (история, литература, искусство, музыка);
  • Организация условий длясистематической самостоятельной образовательно-исследовательской работы (дополнительные задания с выходом в смежные области гуманитарного знания);
  • Соединение исторического принципа с элементами культурологии и эстетики (художественная картина мира).

Для удобства восприятия и большей предметности наших размышлений вновь предложим некую обобщенную схему, в которой графическими средствами попробуем выразить суть понятия «образовательное пространство» и то, в каких отношениях состоит «Мировая художественная культура» с теми предметами, которые по своей сути и должны наполнить это образовательное пространство.

В качестве приглашения к дискуссии автор предлагает вариант построения учебного материала по базовому предмету «Мировая художественная культура» для 10-го класса из расчета 1 час в неделю.

 Вариант построения учебного материала

Человек в мировой художественной культуре
История познания и самопознания

10 класс

Часть первая

Что есть мир?

или О том, как был поставлен первый главный вопрос эпохи

Раздел первый. Жизнь вместе с природой

§ 1. Путешествие в страну мегалитов. Стонхендж (первобытное)
§ 2. Река и солнце (Египет. Месопотамия)
§ 3. Горы и море (Древняя Греция)

Итоги раздела: Древнейшие цивилизации как тип культуры

Раздел второй. Храм и космос

§ 4. Гелиопольская девятка (мифология и храм Древнего Египта)
§ 5. Поэзия мифа и правда истории (мифология и храм Древней Греции)
§ 6. Восхождение к солнцу (пирамида ацтеков)

Итоги раздела: Картина мира в структуре храма

Раздел третий. В поисках бессмертия

§ 7. Жизнь после смерти (Египет)
§ 8. Царство мрачного Аида (Греция)
§ 9. Эпос о Гильгамеше (Месопотамия)

Итоги раздела: Мировое древо

Раздел четвертый. Боги — Герои — Человек

§ 10. Эпос Гомера
§ 11. В поисках идеала (человек в искусстве Древней Греции)
§ 12. Римский феномен (человек в искусстве Древнего Рима)

Итоги раздела: Конец древнего мира

 

Часть вторая

В чем смысл жизни?

или О том, как был поставлен второй главный вопрос эпохи

Раздел первый. Колесо бытия

§ 1. Начало всех начал (типология культуры Индии, Китая, Японии)
§ 2. Жизнь и учение царевича Гаутамы (возникновение буддизма)
§ 3. Учители жизни (Лао Цзы. Конфуций)
§ 4. Запретный город (древний и средневековый Пекин)
§ 5. Рукотворная вселенная (живопись, поэзия, буддийский сад)

Итоги раздела: Буддизм в культуре Передней и южной Азии

Раздел второй. В поисках истинного Бога

§ 6. Тайны римских катакомб (возникновение христианства)
§ 7. Преодоление тяжести (романская и готическая архитектура)
§ 8. Гармония пространства (художественный образ православного храма, русский
иконостас)
§ 9. Духовное делание (древнерусская икона и ее мастера)
§ 10. Последний пророк Аллаха (ислам)

Итог раздела: Мировые религии в культуре Запада и Востока

Раздел третий. Величайший переворот

§ 11. Последний поэт Средневековья (космос Данте)
§ 12. История, рассказанная во времени (фрески Джотто)
§ 13. Прорыв в действительность (Гентский алтарь)
§ 14. Sacra conversatione (Сикстинская капелла в Ватикане)
§ 15. Борьба за разум (гуманисты Возрождения)

Итог раздела: Портрет эпохи