Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №1/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

 

Лев ДЬЯКОВ

«Сказки матери моей Гусыни» Шарля Перро

Кот в сапогах. 1862

Одна из особенностей художественного гения Доре — постоянное обращение к сновидениям. В этом секрет особой фантастической цельности его образов. Еще в детстве, слушая рассказы матери о легендарном строителе Страсбургского собора Эрвине фон Штейнбахе и его дочери Сабине, которой приснился ангел, передавший ей план будущего собора, юный Гюстав часто видел их во сне и затем воспроизводил на листе бумаги. «Он навсегда запомнил своих детских героев из снов, — пишет биограф художника, — часто живо описывая их, различая цвет их глаз, волос, звуки голосов».

Как своеобразные сновидения трактует Гюстав Доре свои знаменитые иллюстрации к «Сказкам матери моей Гусыни» Шарля Перро» (1862). И.С. Тургенев, издавая в середине 1860-х гг. переведенные им на русский язык «Сказки» Перро, старался, чтобы издатели использовали только факсимильные листы гравюр Доре. Так, считал писатель, образы гениального художника скорее найдут дорогу к детским сердцам.

Когда знаменитый критик Сент-Бёв увидел издание Доре на своем столе, он назвал его «королевским подарком». Сент-Бёв сказал, что рисунки сочетают грандиозность с грациозностью. В них чувствуется атмосфера Германии. Замки напоминают ему Гейдельберг, леса — Шварцвальд. Он подумал сразу о братьях Гримм и спросил, не из Германии ли родом художник. Он был очарован темными лесами Доре, как будто взятыми с натуры.

Проницательный критик не ошибся. Доре действительно изображает родную ему с детства природу Эльзаса. Густые таинственные сосновые леса, пустынные Вогезы, ночные лунные ландшафты — все это воссоздано в его иллюстрациях сквозь призму детских воспоминаний.

Листы к сказке «Мальчик-с-пальчик», изображающие дремучий лес, как бы воспроизводят один эпизод из детства художника. Однажды в возрасте шести лет он убежал летним вечером из родительского дома в лес. В темном лесу Сент-Одиль, близ руин монастыря, именуемого в народе «Три Пьера», мальчик заснул. Когда он проснулся, наступила ночь. Над ним шумели ветви громадных деревьев, плывущие облака принимали неясные формы, а ветер, шумящий в долине, напоминал голоса великанов. Он в испуге вскочил и бросился опрометью домой, где его ждали встревоженные родители, поднявшие на ноги весь город.

В иллюстрациях к сказкам Перро особая атмосфера сказочного мира передается не только пейзажем, с его сумрачными сосновыми лесами, раскидистыми дубравами, уединенными аллеями парков, темными горными долинами, но и интерьером, костюмами, предметами быта. Вот изящная Золушка, держащая свечу, а рядом добродушная старая фея с тыквой. Здесь же стоит метла, на стенах висят разнообразные сковороды, а рядом — клетка с птицей. Все это вместе с зыбкими тенями по углам и ярко освещенными фигурами людей придает всей сцене настроение домашнего уюта и в то же время создает напряженную атмосферу таинственности, характерную для сказок Перро.

Удивляет непостижимая способность художника при помощи точных, живописно изображенных примет времени (мушкетерские ботфорты Кота в сапогах, разнообразные платья, прически, предметы дамского и мужского туалета, характерные для разных сословий французского общества XVII века) создавать живые, выразительные образы.