Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №24/2006

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

К у р с ы   п о в ы ш е н и я   к в а л и ф и к а ц и и

Татьяна САПОЖНИКОВА,
методисты Центра непрерывного художественного образования

Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
КУРС ЛЕКЦИЙ

Лекция 8

Древние образы и современное декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство играет огромную роль в процессе эстетического развития ребенка. Оно развивает художественные способности школьника, эстетический вкус, интерес и любовь к народному искусству.

В пятом классе учащиеся на примере народных промыслов приобщаются к декоративно-прикладному искусству своего народа. Каждый из промыслов: гжельская керамика, дымковская игрушка, палехская миниатюра, хохломская роспись и другие — имеет свою историю, веками сложившиеся традиции, передающиеся от мастера к мастеру. Произведения народных умельцев являют собой образцы подлинного искусства, в которых форма, декор и содержание находятся в неразрывном единстве. Это очень важно донести до сознания детей.

Знакомя учащихся с народными промыслами, важно не заставлять их копировать тот или иной орнамент, а, объяснив значение символов и декора, предложить им попытаться творчески их переосмыслить и создать свой образ вещи, которая бы сохраняла традиции древних мастеров. Конечно, чтобы добиться такого результата, необходима предварительная подготовка. Это не только интересный рассказ учителя, слайды или видеофильм, но и ряд практических узконаправленных заданий, которые позволят учащимся разобраться в тонкостях орнамента и приобрести уверенность.

При знакомстве с современным декоративно-прикладным искусством необходимо обратить внимание детей на новое понимание красоты современными художниками, на многообразие техник и материалов. Особо надо подчеркнуть связь современного и древнего народного декоративно-прикладного искусства. Для современных художников декоративно-прикладное искусство уже не связано с символикой, главную роль играет красота вещи. Выполняя древние узоры вышивки, росписи или резьбы, мастера не всегда имеют в виду изначальное значение орнамента. Древние образы: древо жизни, животные, травы, солярные знаки, знаки воды и земли, так же как китайские драконы или египетские скарабеи, — в современном мире играют роль оригинальных модных украшений. Одновременно древние образы стали для человека, живущего в XXI веке, неисчерпаемым источником творческой фантазии.

На уроках изобразительного искусства в пятом классе ученики могут попробовать себя в роли мастера декоративно-прикладного искусства и украсить предметы домашнего или школьного обихода. Естественно, что такие материалы, как металл, стекло, ткань, не всегда могут быть использованы на уроке. Гобеленом, батиком, бисероплетением, чеканкой можно заниматься только на дополнительных занятиях. За 40 минут урока тридцать учеников физически не смогут выполнить сложную работу, поэтому им можно предложить сделать не готовые изделия, а эскизы, используя цветную бумагу, обрезки из рекламных журналов, веревку, нитки, лоскутки — все то, что можно принести из дома. В ход могут пойти пустые коробки из-под конфет, пластиковые бутылки или стеклянные банки.

Из простых материалов можно выполнить коллективное панно для украшения интерьера школы с использованием традиционных образов народного искусства. Такое панно на картоне на тему «Древо жизни», выполненное из самоклеющейся пленки, было подарено в 2005 г . детьми Центрального округа Международному славянскому центру культуры и письменности. Всё выполнялось прямо на месте и заняло в общей сложности не более двух часов. (1, 2). Конечно, такая работа должна быть изначально тщательно продумана педагогом.

(1)

(2)

В каждом доме есть предметы декоративно-прикладного искусства — это посуда и ткани, ювелирные украшения и мебель... Предметы, окружающие человека, не только удобны, но и красивы. Польза и красота всегда должны идти рядом. Предметами, которые выпускаются промышленным способом, занимается дизайнер. Существуют дизайнеры, оформляющие парки и сады, автомобили и посуду, одежду и школьные письменные принадлежности. Это совсем не простая специальность. Дизайнер должен быть и художником, и инженером. Дизайнер интерьера рассматривает каждую вещь не только с точки зрения красоты, но и с учетом того, как она будет функционировать: например, какое место она займет в квартире, как будет использоваться, какого потребует ухода и так далее. Пятиклассники с удовольствием превратятся в дизайнеров интерьера, выполняя в технике коллажа эскиз внутреннего убранства своей комнаты. (3, 4)

(3)

(4)

 Гербы и эмблемы

В школах часто объявляют конкурсы на лучший герб школы или класса, на лучшую спортивную эмблему и пр. Дети, не знакомые с геральдикой, испытывают затруднения при выполнении подобных заданий, поэтому перед началом практической работы на эту тему необходимо рассказать об основных правилах составления герба. Изображение, а тем более составление герба всегда было особым искусством, и к рисованию гербов, как свидетельствует Российская Герольдмейстерская контора, допускался не каждый живописец, художники проходили специальный отбор.

В гербах и флагах нашла свое отражение мировая история. Флаг и герб издавна являются эмблемами государства, где сочетание цветов и символов имело и имеет свое значение. Первые символы появились еще на заре человечества, к ним относятся тотемные знаки, объединявшие племя или родовую общину. Тотемом — магическим защитником племени — чаще всего был зверь. У вождей и жрецов существовали личные отличительные знаки власти. Ими могли быть пучки травы, веток или перьев, особые головные уборы, опахала, копья, жезлы.

Собственно гербы появились в раннем Средневековье, в эпоху Крестовых походов, у закованных в доспехи рыцарей, а со второй половины XIII в. стали обязательным атрибутом любого дворянина.

Первоначально гербы и эмблемы помогали с первого взгляда уточнить, кто скрывается под военным облачением. Так, опознавательным знаком рыцарей ордена госпитальеров был красный крест на белом плаще. Со временем на щитах стали появляться индивидуальные опознавательные знаки, обозначавшие принадлежность рыцаря к благородному и свободному дворянскому роду. Геральдический рисунок герба должен был подчеркнуть силу, мужество, ловкость рыцаря и вселить ужас в его врагов, поэтому до сих пор на гербах можно увидеть изображения меча, копья, стрел. Со временем рыцари стали уделять большое внимание пышности своих доспехов. В тесной связи с геральдикой одно время создавалась одежда, разделенная в соответствии с цветами герба по вертикали на две половины. Такая одежда называлась мипарти. В ней правая и левая стороны, вплоть до обуви, были разного цвета(6). Мипарти носила молодежь и пажи. (5 )

(5)

(6)

Индивидуальные гербы стали включать в себя геральдические знаки семьи отца и семьи матери. Правильно составить герб и понять его значение становилось все труднее. На рыцарских турнирах появились специальные глашатаи-герольды, которые трубили в рог и представляли рыцарей, объясняя смысл их гербов и знамен, к их помощи прибегали и при составлении герба (7). Для создания и расшифровки гербов существовали особые правила. До нас дошли книги по геральдике, относящиеся к XVI веку.

(7)

Важными считались два металла — золото и серебро и эмали пяти цветов: красного, пурпурного, лазоревого, зеленого и черного.

Цвет

Символическое значение цвета

Золотой

Могущество, богатство, знатность и сила;

в рисунке золотой цвет мог заменяться желтым

Серебряный

Чистота, невинность, благородство и правдивость;

в рисунке этот цвет заменялся белым

Красный

Любовь, мужество, великодушие

Пурпурный

Сила, могущество, господство, щедрость и достоинство

Зеленый

Надежда, изобилие, свобода, радость

Лазоревый

Честность, верность

Черный

Скромность, печаль, образованность

Белый

Мирные намерения

При составлении гербов использовались также образы животных и растений. Значение имело и то, как они изображались.

Животное, растение

Символическое значение

Лев (изображался в профиль)

Власть, мужество, великодушие

Леопард (изображался анфас)

Отвага, храбрость

Конь

Ловкость, стремительность

Медведь

Сила, предусмотрительность

Бык

Выносливость, ярость

Слон

Верность

Орел

Власть

Ворон

Долголетие, мудрость

Петух

Бойцовские качества

Павлин

Победа над врагом

Рыба

Бдительность. Изображение рыбы являлось также древним знаком христианства

Дельфин

Сила, дельфин с якорем — символ верности

Змея

Мудрость

Единорог

Чистота, невинность. Символ Иисуса Христа

Дуб

Крепость, могущество

Лавр

Почет и слава

Олива

Мудрость и мир

Пшеница

Достаток, плодородие, обновление

Лилия

Жизнь и воскресение

(8)

Религиозная символика также получила большое распространение. Символами христианства являются крест, голубь, агнец, единорог, ведущие цвета — белый и красный. Символ мусульманства — полумесяц, а главный цвет — зеленый.

Со временем форма любого герба стала представлять собой щит, часто напоминавший по форме человеческое тело. Над щитом могла располагаться корона, по бокам от него изображались реальные или мифологические животные (иногда фигуры людей), которые назывались «щитодержателями». Под щитом изображалась лента, на которой был написан девиз (9). Иногда герб украшался наметом и мантией. Намет — покрывало на шлеме рыцаря для защиты от дождя и солнца (герб князя Суворова-Рымникского (10), герб граф Шувалова (11)).

(9)

(10)

(11)

В Средние века появились также гербы городов, которые свидетельствовали об их статусе. Так, наряду с городами, подчиненными местным властителям, существовали так называемые вольные города, подчинявшиеся только королю и управлявшиеся не герцогами, а городским советом. Герб отражал также специфику основного занятия горожан.

На Руси княжеские роды тоже издавна имели свои знаки, эти родовые символы стояли на печатях, прилагаемых к государственным грамотам. Поскольку центром княжества являлся город, то княжеский знак одновременно становился и знаком города. Эти знаки не были гербами в строгом понимании, хотя в Западной Европе они воспринимались именно так.

В России Герольдмейстерскую контору учредил Петр Первый. Перед ней была поставлена задача составлять дворянские родословные и создать государственные, личные и областные гербы по западноевропейскому образцу. При составлении гербов городов учитывалось многое: почему построен город, какие звери и птицы водятся в данной местности, в каком месте он расположен (в гористой, степной или лесной), на какой реке (море, озере), а также, что особенное и необычайное есть в этой местности.

Например, горожане Серпухова сообщили, что «в монастыре одном родятся павлины», поэтому в гербе города Серпухова появился павлин, хотя геральдическое значение фигуры тоже, наверное, учитывалось. Существуют города, в эмблемах которых присутствуют растения: в гербе г. Камышина — камыш, который жители города использовали в быту; в гербе г. Гороховца изображен горох (12).

(12)

Символика городов, появившихся на карте страны после 1917 г ., сильно отличается от древней, так как для этих городов выбирали в основном предметы и объекты, отражающие основные отрасли производства.

Витражи

В оформлении западноевропейских готических соборов, домов стиля «модерн» и современных архитектурных сооружений часто используются витражи.

Слово «витраж» произошло от французского vitr е — стекло. Витражи появились в Средние века, когда утверждалась каркасная система постройки. Родиной витража считается бенедиктинское аббатство в Швейцарии. Первые витражи были выполнены только черной краской, и лишь годы спустя они стали цветными. Огромные оконные проемы собора сверху донизу заполнялись разноцветными стеклами, скрепленными тонкими свинцовыми полосками для удержания стекла. Свет, проходя сквозь витраж, окрашивался в его цвета и создавал особую эмоциональную обстановку. Изначально стекло окрашивали окислами металлов, добавляя их в расплавленную массу из песка и золы.

Поскольку витражи создавались для соборов, то и сюжеты черпались в основном из Библии (13). Неизвестные мастера создавали удивительные светящиеся картины. Лучи света пронизывали изображение, преломлялись в цветных стеклах, придавая картинам сияющий или мерцающий эффект, какого невозможно добиться на холсте. Наряду с сюжетными композициями было распространено изображение символической розы, как, например, в соборе Парижской Богоматери. Монах Теофил, живший в XII в., писал в своем трактате об искусстве: «Украшая потолки и стены храма различными изображениями и красками, ты тем самым являешь глазам верующих небесный рай».

(13)

На Руси декоративное оформление окон имело свои давние традиции. Русские ремесленники изготавливали слюдяные оконца, наполнявшие интерьеры палат и теремов неповторимой игрой света.

Новый расцвет витража в Западной Европе, Америке (14) и России наступил на рубеже XIX – XX вв. В России в начале XIX в. витражи использовали прежде всего в загородных императорских резиденциях, храмах, государственных учреждениях и в некоторых аристократических особняках.

(14)

К концу XIX в. сюжеты витражных картин упростились, и витражное окно превратилось в декоративное панно (15). Появились орнаментальные многоцветные композиции с геометрическим узором, иногда дополненным схематическими растительными формами. Такие витражи все чаще стали появляться на окнах лестничных маршей доходных домов. Витраж превращался в границу двух миров, пропуская свет и изменяя внутреннее пространство, но делая при этом невидимым пространство внешнее (Дом страхового общества «Россия», Петербург, 1905–1907 гг.) (16)

(15)

(16)

Фрэнк Ллойд Райт для оформления оконного витража Художественного института в Чикаго использовал древний образ древа жизни.(17)

(17)

Со временем витражи стали использоваться не только для окон, но и для изготовления настольных ламп и люстр (18 ). В современном мире витражи применяются в оформлении интерьеров жилых и общественных зданий.

(18)

Мозаика

Простейшие мозаичные композиции дети уже выполняли на уроках технологии в начальной школе, когда, занимаясь полезной для пальцев работой, учились из мелких кусочков цветной бумаги создавать целое. Однако эти композиции не могут считаться творческими, так как делались по готовым шаблонам. На уроках изобразительного искусства в пятом классе учитель рассказывает об истории мозаики и объясняет, каким образом можно выполнить практическую работу по своему собственному рисунку, а не по шаблону.

Мозаика является одним из видов монументального искусства. С античности до наших дней она украшает не только фасады, но и интерьеры зданий. В мозаике изображение составляется из кусочков разноцветных камней, стекла, керамики, дерева и других материалов.

Господствующее положение в убранстве храмов мозаика заняла в Византии. На весь мир прославились знаменитые сохранившиеся равеннские мозаики «Голуби у водопоя» (19) из мавзолея Галлы Плацидии и декоративные мозаичные композиции церквей Сан-Витале и Сант-Аполлинаре-ин-Классе (20).

(19)

(20)

Равенна была процветающим византийским торговым городом и стратегическим бастионом. В начале V в. туда на короткое время была перенесена столица империи, но и после того как город лишился звания столицы, экзархи (правители, имевшие не только военную, но и гражданскую власть) содержали собственный двор, который был организован по образцу императорского. Знатные и богатые горожане вели в Равенне роскошную жизнь, украшая здания мраморными плитами и мозаиками, выполненными художниками, обученными в Византии (21, 22).

(21)

(22)

В церкви Сан-Витале (21) изображен во всем великолепии и торжественности двор императора Юстиниана и императрицы Теодоры (23). Фигуры расположены фронтально и неподвижно, как это было принято в византийской традиции. Создается впечатление, что медленная процессия повернулась лицом, чтобы дать полюбоваться собою, но в любой момент торжественное шествие может тронуться.

(23)

Императрица Теодора, изображенная чуть крупнее своей свиты, держит в руках золотую, украшенную драгоценными каменьями чашу, а за императрицей следует группа придворных дам.

В Равенне до сих пор хранятся и поддерживаются трациции изготовления мозаичных панно. В городе существует институт мозаики (32, 33). Копии равеннских мозаик, выполненные художниками этого заведения, известны во всем мире. В городском парке экспонируются мозаики известных итальянских и зарубежных художников, созданные в разных стилях и материалах специально для этого парка и демонстрирующие связь между прошлым и настоящим и веру в будущее мозаичного искусства (24-26).

(24)

(25)

(26)

Испанский архитектор Антонио Гауди (1852–1926), живший в Барселоне и прославивший ее, использовал мозаику для декоративного оформления своих построек (27).

(27)

В России мозаичные изображения получили распространение с XVIII в. Особенно увлеченно работал над мозаикой М.В. Ломоносов, который сам изготовлял цветное стекло, а затем собирал из него картины, делал наборные столы. Его работы выставлены в Русском музее в Петербурге.

Уникальные мозаичные работы украшают внутреннее убранство Исаакиевского собора. Прежде были созданы живописные полотна, опираясь на которые мастера готовили и подбирали нужным образом окрашенные кусочки. Работа по созданию мозаичных картин потребовала много лет.

Интерес к мозаике возродился в конце XIX — начале XX в., когда в отделке зданий и интерьеров получает распространение стиль «модерн».

Время революции и Гражданской войны не способствовало развитию монументальных жанров в изобразительном искусстве, но начиная с 30-х гг., в нем вновь возникает потребность. Украшение внутренних помещений мозаиками становится распространенным в сталинскую эпоху. Ярким примером являются станции метро, построенные в это время. Мозаичные панно создаются для станций московского метрополитена «Комсомольская-кольцевая», «Киевская», «Аэропорт» и других. Замечательные мозаики для станции метро «Маяковская» создал в 1938 г . известный художник А. Дейнека (28). Эта традиция продолжается и сегодня. Вновь открытые станции и переходы метро также украшаются мозаиками.

(28)

Исторический костюм и современный мир

Внешний вид человека меняется со временем, меняются идеалы красоты, изменяется мода.

В старину чужеземца легко было узнать по необычному костюму, который имел яркий национальный колорит. В любой стране костюм служил опознавательным знаком дворянина, горожанина, сельского жителя. Национальные костюмы были очень разнообразны — по ним можно было узнать жителя той или иной области.

В ХХ веке, особенно во второй половине, европейский костюм стал носить интернациональный характер, а с конца 60-х гг., когда получила распространение мода «унисекс», мужской и женский костюмы весьма сблизились: джинсы, футболки, рубашки, спортивные туфли и сумки-рюкзаки стали носить женщины и мужчины, молодые и пожилые.

Современный человек пользуется многими атрибутами, которые пришли к нам из разных эпох и стран. Так, мы не выйдем теперь в дождливую погоду на улицу без зонта, а он пришел в наш быт из древнего Китая. Туфли на каблуке, по преданию, изобрела могущественная фаворитка французского короля мадам Помпадур, которая была невелика ростом. Современные зимние и осенние сапоги — это переосмысленная национальная русская обувь.

Мода внимательно следит и за новинками науки и техники. Начало космической эры совпало с изменениями в молодежной и детской моде: появились комбинезоны и сапоги-»дутики», «луноходы», шапочки в виде шлемов и др. Новые технологии предлагают модельерам новые виды материалов (капрон, дедерон, кримплен, лайкра), которые тут же находят отражение в костюме.

Однако каким бы современным ни был материал, художники-модельеры, придумывая новые силуэты и детали, всегда опираются на традиционные костюмы разных эпох и народов.

Практическая работа

1. Составление и изображениесвоего герба

При создании герба сочетаются и древняя символика, и увлечения ребенка, и история семьи. В качестве щитодержателей могут выступить любимые певцы, футболисты или домашние животные; вместо короны над щитом можно изобразить футбольный мяч, горшок с комнатными цветами или что-то другое. Ребенок получает возможность при помощи рисунка подробно рассказать о себе, используя язык геральдики. В рисунке герба много мелких деталей, поэтому работу проще всего выполнить цветными карандашами или фломастерами и маркерами.

2. Знаки визуальной коммуникации для школьных кабинетов

Язык изобразительного искусства понятен всем без исключения, поэтому существуют знаки, не требующие словесного пояснения, например дорожные, медицинские или спортивные. Используя простые геометрические фигуры одного, реже — двух цветов, ученики могут рассказать о школьном кабинете. Знак собирается и наклеивается на белый лист, рисуется черным фломастером или маркером. По лучшим эскизам на уроках технологии выполняются знаки из доступных материалов (пенокартон, фанера, самоклеющаяся пленка) и используются при оформлении школы (29). Знак, украшающий дверь кабинета, может стать для ребенка первой профессиональной работой, которой он сможет гордиться.

(29)

3. Витраж

Перед началом работы на стекле необходимо выполнить эскиз композиции. В том случае если ученики не имеют возможности работать красками по стеклу, витраж может быть выполнен на кальке фломастерами и маркерами и прикреплен скотчем к оконному стеклу.

Сейчас в продаже появилось большое количество художественных материалов для росписи по дереву, металлу и стеклу. Витражная композиция с геометрическим или растительным орнаментом, с пейзажем или с фигурами людей может быть нарисована на стеклянной банке или (если есть такая возможность) на оконном стекле. Полоски для скрепления витражных стекол рисуются черной краской.

В практической работе можно совместить две темы: «Витраж» и «Геральдические знаки». Гербы-витражи изображались на окнах старинных соборов (герб 1475 г) и на окнах зданий начала ХХ в. (30-герб 1914 г .) с соблюдением геральдических законов. Школьники могут выполнить герб-витраж для окна своей комнаты (31) или коллективное геральдическое панно для класса, состоящее из индивидуальных гербов-витражей.

(30)

(31)

Во время практической работы ученики пятого класса могут сделать несложные мозаичные композиции с геометрическим, растительным или животным орнаментом. Индивидуальные работы потом можно собрать в коллективное панно. Материалом для мозаики могут служить яркие глянцевые журналы, имитирующие фактуру стекла или камня.

В седьмом классе ученики с удовольствием занимаются созданием мозаичных автопортретов (32), которые также можно потом объединить в коллективное панно. Учитель на доске показывает подробное построение портрета и расположение кусочков мозаики на лице (33).

(32)

(33)

Теперь, когда почти в каждом доме есть компьютер, «эффект мозаики» можно создавать при помощи программы « Painter 5» (графический редактор), переводя в мозаичное изображение любое живописное произведение (34). Тем учащимся, которые не представляют своей жизни без компьютера, будет интересно увидеть такую необычную связь между прошлым, настоящим и будущим искусства. В материал урока можно включить демонстрацию работы на компьютере.

(34)

4. Создание эскиза костюма

Изучение темы «Декоративно-прикладное искусство» заканчивается практической работой по созданию эскиза современного костюма. На время дети превращаются в модельеров, использующих в своей работе исторический костюм. Ученики могут выбрать любую эпоху и, стилизуя старинный костюм, создать удобную и практичную модель современной одежды. Если есть возможность, то эту работу можно выполнять совместно с учителем технологии, устроив в конце учебного года не только выставку творческих работ учеников, но и настоящий показ мод.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные части герба?
2. Вспомните, какие личностные качества символизировали лев, конь, змея, дуб, олива?
3. Какое направление в искусстве начала ХХ в. возродило интерес к технике витража?
4. Назовите примеры мозаичных панно, выполненных в ХХ в. в России.

Литература

1. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. — М.: Просвещение, 2000.
2. Изобразительное искусство и художественного труд. 1–9 кл.: Программа для средних общеобразовательных учебных заведений. Отв. ред. Л.Е. Курнешова. Научн. рук. Б.М. Неменский. — М.: Школьная книга, 2001.
3. Кириков Б., Зорина А. Витражи Петербурга. // Ж-л «Наше наследие», № 4, 1990.
4. Князева М. Твой герб и псевдоним. 5–9 кл.: Рабочая тетрадь. — М.: Открытый мир,1997.
5. Лукомский В.К., Типольт Н.А. Русская геральдика. Руководство к составлению и описанию гербов. — М.: ООО «Ламартис», 1996.
6. Ребров И. Мозаика. Создание эскизов мозаики с помощью программы « Painter 5». // Ж-л «Художественный совет», № 3 (15), 2000.
7. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. 5–8 кл. — Обнинск: Титул, 1996.
8. Супрун А., Филановский Г. Почему мы так одеты. — М.: Молодая гвардия, 1990.
9. Уили Э., Чик Ш. Искусство цветного и декоративного стекла. — Мн.: Белфакс, 1997.

Учебный план курса

«Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция 1. Древние образы в декоративно-прикладном искусстве

18

Лекция 2. Образы животных в народном искусстве

19

Лекция 3. Конструкция и декор предметов народного быта. Орнаменты русской вышивки

20

Лекция 4. Народный праздничный костюм. Календарные народные праздники.

Контрольная работа № 1 (срок выполнеия – до 30 ноября 2006 г.)

21

Лекция 5. Декоративное искусство Древнего Египта

22

Лекция 6. Образ человека в Древней Греции.

Контрольная работа № 2 (срок выполнения – до 15 декабря 2006 г.)

23

Лекция 7. Образ художественной культуры Востока

24

Лекция 8. Древние образы и современное декоративно-прикладное искусство

Итоговая работа (срок выполнения – до 28 февраля 2007 г.)