Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №23/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Янина БЕЛОШАПКИНА

Мавзолей Галлы Плацидии

2-я четв. V в.

Это центрическая постройка, возведенная во второй четверти V века. Внешне ничем не примечательное здание заслуженно славится своим великолепным мозаичным убранством. Изначально оно примыкало к дворцовой церкви Санта-Кроче, возведенной дочерью императора Феодосия Великого Галлой Плацидией, и было, по-видимому, посвящено мученику Лаврентию, чье изображение помещено в люнете напротив входа. Такое посвящение не вызовет удивления, если вспомнить, что Лаврентий был одним из самых высокочтимых святых среди членов династии Феодосия. Сама же Галла похоронена в Риме, так что мавзолеем это строение называется скорее по традиции, чем по веским на то основаниям.

Своды украшены разноцветными розетками из стилизованных узоров, а арки, на которые свод опирается, оформлены гирляндами цветов и изображениями золотых оленей у источника и красно-голубых голубей. Зритель, входящий внутрь небольшого интерьера, освещенного только скупым светом, текущим из маленьких окон, ощущает себя перенесенным в другой мир. Стены мавзолея облицованы блестящим мрамором, поверхность которого как бы подчеркивает мерцание мозаичных кубиков. На густом синем фоне купола сияют золотые звезды и крест, занимающий центральное место в декорации — как знак мучений Христа и символ его победы над смертью; его окружают звезды и четыре символа евангелистов. Под арками и на боковых сводах изображены идущие к кресту апостолы, в том числе и святой Лаврентий. Крест в правой руке святого является указанием на то, что он погиб мученической смертью за Христа, приняв его учение.

План

В люнете над входом в мавзолей помещена мозаика, справедливо считающаяся одной из лучших не только в Равенне, но и среди всех итальянских памятников этого периода, — «Христос — добрый пастырь». Строго симметричная композиция изображает юного Иисуса среди овец на фоне живописного скалистого пейзажа. Фигура Христа изображена в сложном повороте, но в то же время очень свободно. Этот образ Христа — юного и безбородого, имеет прямое отношение к античной традиции и явно связан с раннехристианским заупокойным культом, он часто встречается в живописи катакомб. Вообще весь характер декорации связан с декором мартириев и имеет сложное символическое звучание — так, например, голуби, пьющие из чаши, и олени, тянущиеся к озеру, символически представляют души, стремящиеся приобщиться небесной благодати. Однако здесь уже заметен постепенный отход от традиционной раннехристианской живописи — Христос на мозаике, как правило, представленный в росписях катакомб скромным юношей, выглядит здесь величественным царем, восседающим в торжественной позе — он облачен в золотой хитон, на колени наброшен драгоценный пурпурный плащ.

Несмотря на небольшие размеры мавзолея, над его оформлением, как думают исследователи, работало не меньше двух мастеров. Один из них выполнил мозаики со святым Лаврентием и Христом, тогда как второму принадлежат изображения апостолов, несколько более низкого художественного уровня. Возможно даже, что один из них был приглашен Галлой Плацидией из Константинополя — во всяком случае некоторые ученые отмечают сходство здешних мозаик с мозаическим полом константинопольского Большого дворца.