Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №21/2006

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

К у р с ы   п о в ы ш е н и я   к в а л и ф и к а ц и и

Татьяна САПОЖНИКОВА,
методист Центра непрерывного художественного образования

Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
КУРС ЛЕКЦИЙ

Лекция 5
Декоративное искусство Древнего Египта

 Темы уроков третьей четверти 5-го класса «Декор — человек, общество, время» посвящены изучению роли декоративного искусства в жизни общества и каждого человека в отдельности. Пятиклассники уже знакомы с тем, какую роль играли украшения в жизни древних славян, а в третьей четверти они подробно знакомятся с декоративно-прикладным искусством разных народов, и начинается это знакомство с декоративного искусства Древнего Египта. Изучая символику цвета и рисунка в египетских украшениях, учащиеся сравнивают их с уже знакомыми изображениями в русском декоративно-прикладном искусстве. В качестве практической работы программа предлагает выполнить эскизы браслетов, ожерелий и алебастровых ваз, но учитель по своему усмотрению может выбрать и более интересные задания для практической работы, используя разнообразные художественные материалы. При выполнении практической работы желательно использовать сведения из мифологии, истории костюма и письменности. Важно рассказать ученикам о канонах изображения человека и символике, встречающейся в декоративном искусстве египтян.

Материалы о Древнем Египте учитель может использовать также в 6-м классе (можно предложить изобразить портреты древних египтян) и на уроках в 7-м классе, посвященных изучению «поэзии повседневности и видения мира и историческим и мифологическим темам в изобразительном искусстве». Практическая работа на эти темы может быть выполнена по мотивам древнеегипетских фризовых росписей. Учитель изобразительного искусства не имеет возможности подробно заниматься изучением истории и литературы, поэтому легче давать задание на уже знакомую и изученную ранее тему. Необходимо только предусмотреть, чтобы задания 5-го и 7-го классов не дублировали друг друга, но усложнялись.

В 5-м классе на уроках истории дети начинают изучать Древний Египет. Этот период интересует школьников разного возраста своей таинственностью, восхищает красотой и никого не оставляет равнодушным. Но зрительные образы этой страны многие черпают из художественных фильмов, а в предметах декоративного искусства ценят прежде всего обилие золота, не обращая внимания на красоту работы: ее форму, цвет, рисунок.

Часто учителя предлагают на уроках изобразить на украшениях змею, скарабея, лотос, глаз, не разъясняя, что обозначают эти символы. Таким образом, учащиеся в иероглифах часто видят лишь красивое дополнение к практической работе. Задача учителя — объяснить, что и для какой цели изображали древние египтяне, а чтобы знать, в каком объеме должен вестись рассказ об искусстве этой страны, учитель изобразительного искусства должен в начале урока выяснить, что знают дети о Древнем Египте из уроков истории.

Необходимо вспомнить мифологию Древнего Египта, и в том случае, если на уроках истории эта тема разбиралась подробно, дети сами с удовольствием расскажут о том, что изображено на фресках и предметах декоративного искусства. Если мифы плохо знакомы детям, то учителю изобразительного искусства необходимо самому напомнить о тех персонажах египетской мифологии, которых чаще всего можно увидеть на фресках и украшениях.

Главный вопрос урока-беседы должен быть сформулирован следующим образом: почему так изображали?

 Мифологические представления египтян

В Древнем Египте, так же как и в других древних обществах, не существовало декоративно-прикладного искусства в нашем понимании. Предметы обихода украшались исходя из религиозных воззрений и природных условий, в которых жил человек. Точно так же, как и в русском народном декоративном искусстве, все узоры на украшениях и предметах быта носили заклинательный характер. Все, что человек надевал на себя, должно было защитить его и помочь ему выжить. Особое место в представлениях древних занимал загробный мир, который был тесно связан с миром живых. Считалось, что души усопших наблюдают за живыми людьми и влияют на их судьбы. Подготовка к посмертной жизни была одной их важных задач древнего египтянина, так как загробное существование он представлял себе как продолжение земной жизни.

Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта было тесно связано с мифологией, и чтобы ученики на уроке понимали, что и как они должны изображать, им необходимо пересказать не только один или два мифа, но рассказать о природе и обычаях народа, жившего несколько тысяч лет назад, и ввести их таким образом в мир древнеегипетских богов, жрецов и фараонов.

Древнеегипетская мифология сложна для понимания, часто ученикам непонятен даже сам сюжет мифа. Это связано с особенностью древнеегипетской мифологии, с тем, что одно и то же божество могло иметь разные имена. Этому есть множество причин. Во-первых, каждый ном (административный округ) имел своего бога-покровителя, одно и то же божество получало разные имена в зависимости от местности. Во-вторых, по этой же причине существовали разные версии одних и тех же мифов и сказаний. В-третьих, мифы и представления о богах изменялись с течением времени. В результате одно и то же божество имело несколько имен, которые зависели, например, от времени суток или от того действия, которое бог совершал. Сегодня нам известно более двух тысяч богов, которым древние египтяне поклонялись в разное время и в разных местах. Боги обладали индивидуальными чертами характера, они могли ссориться и бороться между собой, могли даже умереть, и эти представления древних очень важны — ведь если бог может ожить после смерти, то и люди после смерти тоже могут ожить, но уже в другом мире.

Рассказ учителя должен опираться на изобразительный ряд, представляющий те сюжеты, которые чаще всего изображались на саркофагах, папирусах, стенах гробниц и храмов и на предметах декоративно-прикладного искусства.

Уроки изобразительного искусства должны быть яркими и запоминающимися. и поэтому, говоря о Древнем Египте, учитель не может ограничиться показом фотографий пирамид, храмов и рассматриванием иллюстраций в учебнике истории. Сейчас выпущено большое количество видеокассет по искусству Древнего Египта, и на уроках можно использовать фрагменты документальных фильмов, которые помогут детям понять, как работали древние художники и как выглядели древние египтяне. К сожалению, не существует специальных наглядных пособий по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта, потому учитель должен самостоятельно продумать и отобрать наглядный материал. Школьники, живущие в Москве или Санкт-Петербурге, обязательно должны посетить залы Древнего Египта в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина или в Эрмитаже.

Большое влияние на мировоззрение древних египтян оказывала природа. Люди внимательно наблюдали за положением звезд, луны и солнца — до нашего времени дошли древние легенды, объясняющие происхождение светил. С глубокой древности египтяне были убеждены, что бессмертные души направлялись к Полярной звезде, поэтому вход в пирамиды был расположен на северной стороне. Мир египтянина был связан с плодородной, но узкой долиной Нила, ограниченной с обеих сторон скалами и песками пустыни. Древние египтяне предпочитали селиться на восточном берегу Нила, так как солнце рождается на востоке, западный берег реки был отдан потустороннему миру. На западном берегу солнце «умирало», и поэтому там строили гробницы. «Город мертвых» располагался на границе пустыни и плодородной земли, гробницы являлись своеобразными домами для умерших.

Земная жизнь людей во многом зависела от Нила. Он разливался, орошая земли долины, а когда возвращался в свое русло, на полях оставался принесенный рекой плодородный ил, который служил удобрением и гарантировал хороший урожай. Цикличность разливов повлияла и на мифологию. Происхождение мира египтяне пытались объяснить ежедневным появлением солнца на небосводе и ежегодным разливом Нила.

Немецкий египтолог Георг-Мориц Эберс (1837–1898) в своем романе «Уарда» так описывает Египет:

«К востоку по ту сторону гор эта пустыня тянется вплоть до Красного моря, а на западе она беспредельна, как вечность. Здесь, по верованиям египтян, начиналось царство смерти.

Между этими двумя горными кряжами, которые, словно крепостные стены, отражают яростные натиски песчаных бурь, стремительно налетающих из пустыни, величаво течет полноводный Нил, несущий прохладу и плодородие, породивший многие миллионы живых существ и в то же время служивший им колыбелью. По обоим его берегам широко раскинулись поля, чернеющие плодородной землей, а в водах его снуют всевозможные твари, одетые чешуей или панцирем. На зеркальной глади его плавают цветы лотоса, а в прибрежных зарослях папирусов гнездится бесчисленное множество водяных птиц. Между прозрачными водами Нила и мрачными горами лежат поля, отливающие изумрудной зеленью молодых посевов и сверкающие, как чистое золото, когда приближается пора жатвы».

Египтяне считали, что в начале начал существовала бескрайняя неподвижная холодная водная гладь, которая называлась Нун. Из нее появился бог Атум (что значит «совершенный») — первый бог во вселенной. Атум не нашел себе никакого места, где он мог бы удержаться, и поэтому в первую очередь создал холм Бен-Бен. Холм Бен-Бен появился из воды так же, как земля появлялась после разлива Нила. Культ бога Атума со временем соединился с культом солнечного бога Ра. Поэтому можно встретить утверждение, что Атум это и есть Ра. В «текстах пирамид» он назван «отцом богов».

Согласно мифу, солнечный бог Ра появился из цветка лотоса, выросшем на холме Бен-Бен. Младенец Ра от радости заплакал, и из его слез, упавших на холм, появились люди. Изображение лотоса с сидящим в его лепестках младенцем является очень древним, оно встречается не только в египетской культуре, но и в других, более поздних. Сам священный лотос, по представлениям древних египтян, олицетворял красоту и воскресение после смерти.

Еще одна версия появления Ра гласит, что плававшие в океане четыре змееголовые богини сотворили яйцо, из которого в образе сокола и появился Ра.

В эпоху Среднего царства в Фивах (современный Луксор) возросло значение бога Амона, его культ становится соотносим по значимости с культом бога Ра. До Нового царства культы Амона и Ра существовали параллельно, а в Новом царстве происходит слияние культов Амона и Ра и возникает бог Амон-Ра, объявленный творцом мира и отцом всех богов. Считалось, что Амон возник из океана в облике змея Кем-Атеф. Верховный бог солнца Амон-Ра изображался в виде человека с головой сокола, увенчанной золотым солнечным диском, окруженным змеей (1).

(1)

В то же время существовало представление, что солнце — это огромный золотой шар, который каждое утро выкатывает на небо мифический жук-скарабей Хепри (2), подобно тому как катят свои шарики по земле навозные жуки. Соединившись с культом бога Ра, возникло представление, что Хепри — это молодой Ра, бог восходящего солнца (3). Существовало поверье, что скарабеи обладают способностью самозарождения, поэтому изображения скарабеев служили амулетами, защищающими от смертоносных злых сил, ядовитых укусов. Считалось, что амулет в виде скарабея может помочь воскреснуть из мертвых (4).

(2)

(3)

(4)

Бог Ра создал первую пару богов, обладающих одной душой, — Шу (воздух и ветер) и Тефнут (влага). Существовала легенда, что однажды богиня влаги Тефнут поссорилась со своим отцом, владыкой всего сущего Ра и, приняв облик львицы, покинула Египет, уйдя на юг в нубиийскую пустыню. Тогда на Египет обрушилось страшное бедствие — засуха, дожди прекратились, а раскаленные лучи солнца иссушили почву. Нил обмелел, начались песчаные бури, и люди стали умирать от жажды и голода. Ра велел богу Шу найти Тефнут и вернуть ее обратно в Египет. Когда они вернулись, великая река Нил сразу разлилась и напитала водой луга и пашни, а на землю хлынул живительный дождь. Засуха закончилась и голод прекратился. В египетский Новый год, который отмечался после осеннего разлива Нила, было принято дарить амулеты в форме лягушки, символизировавшие возрождение земли. Способность повелевать разливами реки, приносящей на поля плодородный ил, приписывалась также богу нильских вод крокодилу Себеку. Считалось, что крокодилы обладают способностью выживать в любых условиях.

Маленькие дети Ра — Шу и Тефнут — потерялись в Первозданном океане, так как свет еще не был создан. Ра послал на поиски детей свое око, а пока оно бродило по водной пустыне, бог создал себе новое. Когда, закончив поиски, первое око вернулось к своему хозяину, бог Ра поместил его себе на лоб. С тех пор солнечное око в виде змеи стали носить на коронах все боги, а потом и фараоны, унаследовавшие от богов власть. Помещенный на корону урей (солнечное око), ослепительными лучами испепелял врагов и оберегал законы мироздания. (5)

(5)

В Верхнем Египте оком Ра считалась его дочь, богиня Нехбет, в облике самки коршуна. Она была защитницей фараонов, покровительствовала южной части Египта. Изображение этой птицы встречается в белой короне фараонов Верхнего Египта, а также рядом с цветком лотоса — эмблемой верховья.

Со временем кобра Уаджет (что значит «Зеленая») (6) стала считаться дочерью и оком бога Ра в Нижнем Египте. Она покровительствовала северной части Египта и изображалась со стеблями папируса. Ее образ можно увидеть в красной короне фараонов, она стала эмблемой низовья (7). Боги и фараоны, царствовавшие и в Верхнем, и в Нижнем Египте, носили объединенную корону двух земель — корону «Пшент» (8), символизировавшую объединение страны и власть над ней. На такой короне изображались два урея: кобра и коршун.

(6)

(7)

(8)

От брака Шу и Тефнут родилась вторая божественная пара: Геб — бог земли и Нут — богиня неба. Нут изображали в виде женщины, синей, как небо, и украшенной звездами или в виде небесной коровы. В начале творения небо и земля были слиты воедино, но Шу по приказу Ра отделил небо от земли и привел в движение сотворенный мир. У богини неба Нут от высоты закружилась голова, и Ра приказал Шу поддерживать Нут, поэтому одной из эмблем Шу стали четыре пера, символизирующие колонны, поддерживающие небо.

Бог Тот как властелин времени разделил год на три части: сезон Половодья, сезон Всходов и сезон Урожая. Так возникли времена года. Каждый сезон Тот разделил на четыре части, по 30 дней в каждой — так появились месяцы. Первым месяцем в году был месяц Половодья, начинавшийся в день летнего солнцестояния. Его называли также месяцем Тота.

Богиня неба Нут родила двух богов — Осириса и Сета и двух богинь — Исиду и Нефтиду. Когда Осирис появился на свет, сразу стало ясно, что в мир пришел величайший из богов. Как старший сын Геба, Осирис унаследовал его власть и стал царем всего Египта. Сет родился со звериной головой, с глазами и волосами красными, как песок на закате. Сет стал повелителем стихийных бедствий, войн и богом мертвой пустыни. Этого бога изображали в разных обличиях: с головой осла или собаки, крокодила или гиппопотама.

Исида и Осирис полюбили друг друга и стали мужем и женой, поэтому у царей Египта существовал обычай жениться на своих сестрах. Исида считалась богиней плодородия, магии и колдовства, а также богиней супружеской верности, семейного очага, материнства и любви.

Нефтида стала женой Сета, она считалась покровительницей домашнего очага. Ее называли владычицей дома и изображали с иероглифом дома и со строительной корзиной (9).

(9)

Миф о смерти бога Осириса, погубленного палящим ветром пустыни, объяснял смену времен года.

Осирис стал богом-правителем всего Египта. Он установил для людей законы и научил их поклоняться богам. Он показал, как выращивать плоды, делать пиво и вино, добывать серебро и золото. Люди стали почитать его. Коварный Сет завидовал Осирису. Он тайком измерил тело Осириса и изготовил красивый, отделанный резьбой и позолотой сундук (10). Во время застолья Сет пообещал подарить сундук тому, кому тот подойдет по размеру, но не было никого, равного Осирису величием и осанкой. Как только Осирис лег в сундук, крышка захлопнулась. Сет залил ее свинцом, отнес сундук к реке и столкнул в воду.

(10)

Сундук не утонул, потому что вода не могла причинить вреда тому, кто был богом природы и дальним потомком водной глади Нун. Море выбросило сундук на берег в стране Библ. Вокруг него вырос вереск, из которого царь страны Библ велел сделать колонну для своего дворца. Исида при помощи своих чар нашла уже умершего Осириса внутри колонны и похоронила его в тайном месте. Но Сет обнаружил гроб Осириса, спрятанный Исидой. Увидев мертвого Осириса, Сет пришел в ярость и разрубил тело своего брата на четырнадцать частей, разбросав их по всему Египту. Узнав о новой беде, Исида отправилась на поиски останков супруга и, плавая в папирусной лодке, собрала части тела Осириса. Исиде во всем помогала расставшаяся с Сетом Нефтида. Богини сложили части Осириса и смазали его тело божественными маслами, предохранив от тления. Создавать первую в мире мумию им помогал сын Нефтиды, знаток секретов бальзамирования Анубис (11, справа), который скрепил части тела Осириса, пропитав их священными смолами и обмотав льняными лентами.

(11)

С помощью бога Ра и богини неба Нут Осирис ожил, а его тело проросло колосьями. Вот почему каждую весну, когда появлялись побеги, египтяне праздновали возрождение Осириса. Они считали, что Осирис, осуществив свое предназначение на Земле, превратился в звезду Орион. Согласно другому мифу, после своей смерти Осирис ушел править в подземное царство. На статуях и фресках Осирис всегда изображается спеленутым, как мумия (12).

(12)

Во время похоронного обряда умерший отождествлялся с Осирисом, а плакальщицы — с Исидой и Нефтидой. Анубис последовал за Осирисом. Главной обязанностью Анубиса стало наблюдение за подготовкой умершего к путешествию в царство мертвых. Анубис воспринимался как страж и союзник Исиды, он охранял богов так же верно, как собаки охраняют людей, а его самого изображали в виде черной собаки или шакала, или в облике человека с головой шакала.

Исида родила сына Гора уже после смерти Осириса и растила его одна, дожидаясь того дня, когда Гор (11, слева) займет место отца на земном троне и отомстит за его гибель. Гор считался покровителем царей и изображался в образе сокола или в образе человека с головой сокола в царской короне.

Когда Гор вырос(14), он вступил в битву с Сетом. Во время сражения Сету удалось вырвать око у своего противника. Сет разрубил божественное око на 64 части и разбросал их по всему Египту, но так и не смог выиграть сражение и был взят в плен раненым Гором. Бог Тот отыскал 63 части изрубленного ока, срастил их и возвратил его Гору. Шестьдесят четвертую часть ока найти не удалось. (Изображение части разрезанного глаза служило для египетских математиков обозначением дробей.) По одному из мифов, Гор воскресил мертвого Осириса, дав ему проглотить свое око, вот почему амулеты в виде ока клали в погребальные пелены мумии, чтобы умерший, отождествляемый с Осирисом, воскресал в загробном царстве. Око Гора использовали и как защиту, изображая его на носу египетских кораблей. Думали, что правым оком Гора было солнце, а левым — луна, таким образом глаза Гора обеспечивали людям защиту и днем и ночью.

С битвой Гора и Сета связана еще одна версия происхождения головного убора Исиды. Когда к Исиде привели связанного Сета, она не убила его, а отпустила на свободу. Тогда возмущенный Гор сорвал с головы матери царский венец. Бог Тот надел на нее вместо прежнего венца корону в виде коровьих рогов, которую Исида стала носить с тех пор (15).

(14)

Злобный Сет потерпел поражение, но Ра сжалился над своим правнуком и забрал его на небо, сделав богом гроз и пустынь. В Древнем Египте с богом Сетом связывали и полчища саранчи, уничтожавшей запасы зерна и появлявшейся вместе с ветром, когда созревал урожай.

Гор стал царем Египта и предком всех фараонов. Перед Осирисом же предстает после смерти каждый человек, и бог определяет ему достойную меру наказания или почета в царстве мертвых.

Изображения на фресках: одежда, головные уборы, прически, украшения и косметика

Чтобы приблизить к современным школьникам мир Древнего Египта, наглядно показать, как выглядели египтяне (одежда, прически и головные уборы, украшения и косметика) надо обратиться к фрескам гробниц и храмов.

Первое, на чем заостряется их внимание, — что в росписях отсутствует перспектива. Ее заменяли расположением изображений по поясам — то, что дальше, рисовали выше. Фигуры фараонов кажутся великанами, так как их изображали в три раза крупнее. Существовали особые руководства для художников, например «Предписание для стенной живописи и канона пропорций». Это были строгие правила изображения предметов, животных и людей с точными пропорциями фигур. Росписи имели магический характер, их выполняли не для мира живых, а для мира мертвых. Строгие рамки канонабыли освящены религией, ведь изображение загробного мира носило ритуальный характер. Египетский художник делал наброски на остраконах — глиняных черепках и обломках известняка. На стенах гробниц никогда не делалось изображение с натуры. Важно было каждую вещь показать не так, как видишь, а так, как знаешь, так, чтобы все характерные признаки были видны одновременно. Чтобы человека можно было узнать в мире мертвых, человеческую фигуру изображали с разных точек зрения.

При изображении фараона или знатного вельможи необходимо было показать торжественную, почти неподвижную позу и соблюсти соотношение пропорций: стоящая фигура делилась сеткой на 18 частей, сидящая — на 15. Главные фигуры всегда изображались в неподвижных стоячих или сидячих позах; голова и ноги рисовали в профиль, грудь в три четверти, плечи и глаза — анфас. В изображении растений и животных художник чувствовал себя более свободным: тщательно выписывал ветки и листья деревьев, траву, цветы; орнитологи узнают на росписях удода, красногрудую казарку, сорокопута и других птиц. Интересны жанровые сцены: танцы, ловля рыбы, оплакивание мертвых, военные действия, сельскохозяйственные работы.

Работа художника начиналась с разметки композиции на стенах гробницы. Стена готовилась заранее, сглаживались неровности, все покрывалось слоем штукатурки из тонко размолотого известняка. На гладкую поверхность наносили сетку из квадратов, для этого в красную краску опускали веревку и ею размечали на стенах линии, которые замазывали потом при раскраске рисунков. Краски были яркими и стойкими, их изготавливали из красителей на минеральной основе и разводили водой с добавлением клейкой смолы. Палитра была несложной: использовали белый и черный цвета, из которых при смешении получался серый; охру красную (при смешении с белым получали розовый); синий цвет, охру желтую, из них при смешении получался зеленый.

(Учитель должен уделить особое внимание разбору цветовой палитры, которой пользовались древние египтяне, чтобы при выполнении практической работы дети постарались повторить цветовую гамму египетских художников.)

Краски наносились палочкой из волокнистого дерева с растрепанным концом или кисточкой из травы или пальмовой коры, а смешивали краски в черепке или раковине.

Канон предписывал раскрашивать тела мужчин коричневымцветом, а женщин — желтым. Свое мастерство художники показывали при передаче фактуры дерева, камня, шерсти животных и оперения птиц. С большим искусством художник изображал белые одежды, создавая иллюзию прозрачной ткани, сквозь которую просвечивает тело (16).

(15)

Древние египтяне в совершенстве владели ткацким искусством. Живя в стране с очень жарким климатом, они не нуждались в теплой одежде, которая в основном изготавливалась из льняных тканей. Простолюдины обходились более грубым полотном, а знатные люди использовали легкие тонкие прозрачные ткани. Мужчины носили передник схентиповязку из широкого куска ткани, обернутую вокруг бедер и закрепленную поясом. Схенти могли быть разных фасонов. Схенти знатных людей изготавливали из плиссированной ткани, пожилые высокопоставленные чиновники носили длинные схенти. И мужчины, и женщины носили калазирис(17) — одежду, состоявшую из длинной рубашки, плиссированной юбки и покрывала. Женская одежда была более узкая, чем мужская, плотно облегала фигуру и крепилась на одной или двух бретелях (18). На фресках гробниц одежда египтян белого цвета, но это связано с тем, что белый цвет был символом чистоты, а настенные росписи выполнялись для загробного мира, кроме того, белый цвет был цветом официального костюма. Египтяне разработали сложные формы плетения ткани, украшение платьев бисером или аппликацией, все это позволяло сделать одежду более нарядной (19).

(16)

(17)

(18)

8

Египтяне часто ходили босиком, но во время торжественных случаев они надевали сандалии из кожи или из папируса.

Прически знати были геометрической формы, похожи на трапецию. Все свободное население Египта — и женщины, и мужчины — носили парики, которые изготавливались из волос, шерсти животных, шелковых нитей, волокон растений, окрашенных в темные цвета (19, 20 ). Модными считались черно-коричневый и черный цвета. В парик часто помещали маленький конический сосуд с ароматным маслом. Фараон и его приближенные носили большие парики. Во избежание солнечного удара они надевали один парик на другой, создавая, таким образом, воздушную прослойку. Из-за жаркого климата многие мужчины полностью сбривали волосы, а голову умащивали ароматными маслами. Все мужчины брили бороду, а фараон в торжественных случаях прикреплял шнурком к выбритому подбородку искусственную бороду, которая наряду со скипетром и короной была знаком власти. Бороды могли быть разной формы: в виде косички, с завитком на конце, плоские, в форме лопаточки. Все сословия носили клафт — платок, плотно облегавший голову, два конца которого спадали на грудь, а третий на спину, иногда этот конец перехватывали лентой, тогда уши оставались открытыми. Разновидностью клафта был немес — полосатый платок, в таком платке на фресках и саркофагах изображали фараонов (21). У фараонов немес всегда был украшен одним или двумя уреями. В торжественных случаях фараоны надевали головные уборы из драгоценных металлов или корону. Корона Верхнего Египта была белой, а Нижнего Египта — красной.

(19)

(20)

(21)

Знатные женщины, как и мужчины, брили голову и носили парик, но они могли делать прически и из собственных завитых волос. Женские парики были длиннее и сложнее мужских, особенно у цариц и знатных дам. Сложные парадные парики окрашивали в голубой, желтый и оранжевый цвета. Такие прически можно увидеть на саркофагах и фресках. Простейшим головным убором были шнурки из кожи и ниток, лобные повязки, обручи, которые надевались поверх прически. Царицы поверх парика носили головной убор из золота, эмали и драгоценных камней в форме птицы, распростершей крылья. Знаменитая царица Нефертити носила корону цилиндрической формы (22). Самое распространенное украшение на головных уборах — это цветок лотоса или стебли папируса, которые не только украшали, но и оберегали человека.

(22)

Дети, юноши и девушки сбривали волосы, оставляя на левом виске прядь, заплетенную в плоскую косу (23).

(23)

В Древнем Египте добывали много золота, его было значительно больше, чем серебра, поэтому серебро ценилось дороже. Искусные ювелиры выполняли украшения-амулеты из золота, серебра и драгоценных камней. Главным украшением был широкий круглый воротник, похожий на солнце и состоявший из нескольких рядов разноцветных бусин. На многих предметах декоративно-прикладного искусства можно увидеть изображения скарабеев, солнечного диска, птиц, глаза, стеблей папируса, цветов лотоса, змей. Все эти изображения древний ювелир включил в орнамент пекторали (нагрудного украшения),найденной в гробнице фараона Тутанхамона.

Египтяне следили за чистотой, ежедневно натирались маслом, чтобы защитить кожу от ожогов. В гробницах найдено много туалетных коробочек, баночек и туалетных ложечек для косметики. Косметикой пользовались и женщины, и мужчины, многие косметические средства применялись не только для украшения, но и как лекарства. Краска для век изготавливалась из мелкотертого сернистого свинца, она же применялась для отпугивания насекомых. Малахит измельчали, смешивали с маслом и полученной краской подводили глаза, такая обводка считалась и лекарством от глазных болезней. Египтяне особенно старались выделить глаза, поэтому брови и ресницы чернили специальным порошком, удлиняя внешние уголки глаз. Женщины румянились и красили губы измельченной красной охрой.

Исторические сведения о правителях Древнего Египта

Царица Хатшепсут (24)(правила 1478–1458 гг. до н.э.) — женщина-царь 18-й династии. Дочь фараона Тутмоса I вышла замуж за своего брата Тутмоса II . Ее супруг умер молодым, и Хатшепсут стала регентом-правительницей при шестилетнем сыне Тутмосе III . Она решила провозгласить себя царем Египта и потомком бога Амона. Так как правитель Египта считался земным воплощением бога Гора, им мог быть только мужчина. Хатшепсут стала носить мужскую одежду, привязывала бороду — символ власти фараона. Надписи именуют ее «Его величество».

(24)

После ее смерти Тутмос III распорядился стереть с монументов матери ее картуши, чтобы о женщине-царе не осталось памяти. Археологам удалось восстановить некоторые сведения о жизни и деятельности этой незаурядной женщины. Поминальный храм в честь Хатшепсут в Дер-эль-Бахри сохранился до наших дней. Он состоит из трех террас, а внутренние помещения храма-усыпальницы украшены росписями, изображающими эпизоды из жизни царицы.

Эхнатон (Аменхотеп IV ) ( 25) фараон 18-й династии (1352–1338 гг. до н.э.). Его называют фараоном-еретиком, разрушившим основы египетского общества, так как он бросил вызов всевластию Амона, упразднив его культ, а затем и культы остальных богов , и установил в Египте поклонение солнечному диску Атону (26). Считалось, чтоАтон — это бог жизненной силы, необходимой для развития всего существующего, а солнечный диск — это внешняя форма, в которой бог предпочитал являться людям Так была осуществлена первая в мировой истории попытка ввести монотеизм (единобожие). Во время богослужений появление Атона на небосклоне встречали музыкой, пением и танцами, но музыканты не должны были видеть бога и носили на глазах повязки. Когда же диск поднимался, то все звуки замирали и наступала тишина.

(25)

(26)

Столицу Эхнатон перенес из Фив в построенный на восточном берегу Нила город Ахетатон — «Небосклон Атона» (современная Эль-Амарна). Имя Аменхотеп означало «Амон доволен», а Эхнатон переводится как «Угодный Атону». Мужа во всем поддерживала царица Нефертити, ее имя переводится как «Прекрасная пришла», она сменила свое имя на Нефер-Нефру-Атон, что значит «Прекрасна красота Атона». В 1912 г. во время раскопок на месте столицы, основанной этими правителями, в мастерской скульптора Тутмоса были найдены статуи членов семьи Эхнатона. Бюст фараона был разбит на много кусков, а бюст царицы Нефертити остался почти невредимым. Это позволило представить себе ее внешность. Лицо ее было утонченным, нос прямой и нежно очерченный, брови изгибались дугой над большими продолговатыми глазами, обведенными черной линией. Голова Нефертити кажется редким цветком на чуть изогнутом стебле-шее. Нефертити изображена в высоком синем венце, но ее привычным головным убором был короткий парик.

В эпоху правления Эхнатона в искусстве Египта появляются изображения сцен семейной жизни: царь играет со своими дочерьми; обед в столовой дворца; царь с царицей на колеснице отправляются в храм приветствовать солнце. Почти на всех изображениях супруги неразлучны. В изобразительном искусстве этого периода появляются намеки на реализм: лица и фигуры выглядят более живыми, чем в изображениях старой школы, но после смерти Эхнатона старые традиции возвращаются. На огромном скульптурном портрете Эхнатона, выполненном из песчаника (хранится в музее Луксора), мы видим узкое лицо, несколько вытянутый подбородок, полные губы. Создается ощущение, что он дышит, а на щеке можно заметить след слезы.

Тутанхамон (21) (1336–1327 гг. до н.э.) был зятем Эхнатона и Нефертити (по другой версии — сыном Эхнатона). При жизни Эхнатона имя Тутанхамона было Тутанхатон. Юный фараон пришел к власти в двенадцать лет, и жрецам Амона-Ра было нетрудно заставить его отказаться от религии Атона, переменить свое имя и переселиться назад в Фивы. Он умер в восемнадцать лет и был похоронен в Долине царей, а его гробница была обнаружена и открыта в 1922 г. Это была единственная неразграбленная гробница в Долине царей, ее великолепие поразило весь мир, сделав юного фараона одним из самых знаменитых фараонов Египта. Золотая маска фараона позволит наглядно показать, как выглядел мальчик-фараон. Юную жену Тутанхамона звали Анхесенамон (Анхесенатон) (15), ее портреты можно увидеть на многих предметах декоративного искусства, найденных в гробнице. На спинке трона юные царь с царицей изображены в одной из комнат дворца. Видно, с какой нежностью смотрят они друг на друга, а солнце протягивает к ним свои руки-лучи; на крышке деревянного ящика с инкрустацией из слоновой кости Тутанхамон изображен с супругой, которая предлагает ему цветы. Скромный букетик засохших цветов был положен и на мумию Тутанхамона. Изображение дочерей Нефертити и Эхнатона были найдены в мастерской Тутмоса. Они также помогут в создании изображения, а демонстрация фотографий ювелирных украшений-оберегов из гробницы фараона поможет украсить портреты.

Рамзес II (Великий) (020), фараон 19-й династии, правил Египтом почти семьдесят лет (1279–1212 гг. д. н. э.), а прожил, по-видимому, около 90. Он правил так долго, что его двенадцать старших сыновей умерли еще при его жизни. Он был самым известным из всех египетских фараонов, великим воином и великим строителем. Самые знаменитые храмы, воздвигнутые Рамзесом в Нубии, — это Большой и Малый скальные храмы в Абу-Симбеле. Большой храм посвящен богу Амону-Ра и самому Рамзесу — сыну Амона, четыре двадцатиметровые статуи Рамзеса украшают портал храма.(27) У Рамзеса было много жен, но любимой была прекрасная Нефертари. Царице Нефертари и богине красоты и любви Хатхор был посвящен Малый храм. Для Нефертари была выстроена одна из самых красивых гробниц в Долине цариц. По сохранившимся в гробнице фрескам можно представить, как выглядела любимая супруга великого царя.

(27)

Абу-Симбел — это еще и символ гигантской работы по спасению четырнадцати нубийских храмов, которые должны были быть затоплены озером Насер после сооружения Асуанской плотины. Работы по переносу храмов происходили в 1963–1968 гг. Храмы были распилены на блоки (от 7 до 30 тонн каждый) и реконструированы. В шестидесяти пяти метрах от входа в храм расположено небольшое святилище. Здесь находятся статуи Рамзеса, Амона-Ра, Хармакиса (одна из ипостасей Гора, связанная с восходящим солнцем и символом воскрешения) и Птаха (местный бог земли и плодородия в Мемфисе, мемфисские жрецы утверждали, что Птах является самым древним богом). Два раза в год, во время равноденствия, на рассвете луч солнечного света проходит через весь храм и освещает в святилище статуи Рамзеса, Амона-Ра, Хармакиса и исчезает примерно через двадцать минут. Статуя Птаха никогда не освещается, так как он считается богом тьмы. После реконструкции храма это явление, названное «солнечным чудом», удалось сохранить (28).

(28)

Практические работы

 1. «Мифология Древнего Египта» (5-й класс)

Работа может быть выполнена в технике коллажа. Интересный урок в 5-м классе на эту тему разработала учитель московской школы № 436 Г.А. Терененкова. Рассказ учителя и беседа с учениками на уроке проводились одновременно с выполнением практического задания. Например, когда учитель рассказывал о природе Египта: о песках, о Ниле, о горах, ученики наклеивали элементы пейзажа; когда речь шла о рождении бога Ра, на листе появлялся солнечный диск, который дополнялся изображением скарабея или сокола. На изображение холма школьники накладывали цветок лотоса (в программе Power Point — презентация (только для чтения) — детские работы 7, 8, 9, 10, 17. Ели надо, позвонить Т.Б., она разберется) . По окончании работы над пейзажем учащиеся вклеивали фигуру человека, составленную из кусочков цветной бумаги. При этом они старались соблюсти древние каноны (29). Так как пятиклассники еще недостаточно хорошо владеют искусством изображения человека, им можно предложить способ изображения человека, знакомый с 3-го класса (30):

1. Для туловища вырезать прямоугольник, обузить его с двух сторон, положить на фон, не приклеивая (не надо пользоваться ни карандашом, ни линейкой).

2. Для ног вырезать прямоугольник такого же размера, что и туловище; разрезать прямоугольник вдоль так, чтобы получились две равные полоски; затем, сложив их вместе, разрезать по диагонали. Получатся четыре треугольника, из которых составляются ноги (у треугольников можно скруглить углы у основания, чтобы фигура получилась без выступов). Положить заготовки на фон.

3. Наметить на туловище талию, сложив прямоугольник.

4. Для рук вырезать прямоугольник размером «от плеча до талии» и чуть уже, получить из него четыре треугольника. Руки вырезаются так же, как ноги. Не надо только забывать, что руки у человека тоньше, чем ноги. Приложить руки таким образом, чтобы они плотно совпадали с плечом.

5. Для головы вырезать прямоугольник в два раза короче, чем туловище. Из небольшого прямоугольника сделать шею. Собрать фигурку, руководствуясь египетскими канонами (туловище анфас; голова, ноги в профиль). Мелкие детали: нос, кисти рук также вырезаются и составляются.

6. Ступни вырезаются из прямоугольника того же размера, что и голова, но более узкого. Прямоугольник разрезается по диагонали на два треугольника, которые прикладываются к ногам. На фресках у человека ступни обычно расположены горизонтально (параллельно нижнему краю листа) и повернуты в ту же сторону, что и голова.

6. Глаза, губы, парик, головной убор, костюм и украшения составляются из отдельных кусочков. Делая прическу, кусочки бумаги можно сминать или складывать гармошкой, создавая таким образом эффект объема. В работе могут быть использованы нитки, кусочки ткани, фольги на бумажной основе и другие материалы. (31)

(29)

(30)

(31)

 2. «Портрет фараона» (5–6-й класс)

Для того чтобы портрет получился более интересным, можно изобразить кого-либо из наиболее известных фараонов или цариц. Показав фотографии портрета или скульптуры, можно предложить оживить древние изображения. Желательно, чтобы учитель хотя бы немного рассказал детям об этих людях и помог создать образы загадочных и знаменитых царей.

Вместо портрета можно гуашью и мелками на листе формата А3 изобразить фигуру египтянина или бога и дополнить ее деталями, выполненными в технике коллажа.

Ученикам 5-го класса будет интересно выполнить гуашью практическую работу «Портрет фараона (царицы)». В этой работе надо будет показать, какие прически и головные убора носили древние египтяне, какая косметика использовалась в те далекие времена, и самое главное — на портрете необходимо показать украшения-обереги, выполняя их в технике коллажа. В том случае, если дети уже выполняли работу-аппликацию на тему мифологии Древнего Египта и чтобы не перегружать пятиклассников египетской тематикой, портрет можно нарисовать в 6-м классе (он может быть выполнен восковыми мелками) (32).

(32)

1. На листе формата А3 наметить тонкими линиями портрет. Построение портрета выполняется вместе с учителем. Учитель подробно показывает на доске каждый этап выполнения рисунка. (С 1-го по 4-й класс дети много раз рисовали портреты гуашью, пастелью, тушью, углем и сангиной, но ни разу не выполняли подробное построение портрета простым карандашом).
2. На палитре смешать белую, красную, желтую гуашь и совсем мало черной (одна-две точки) и получить цвет лица египтянина. У женщин лицо по канону должно быть более желтым. Лицо закрашивается большой кистью по форме, причем надо не «мазать», а «гладить» лицо по щекам, по подбородку, по носу и т. д. Шею закрасить вертикальными мазками.
3. Большой кистью закрасить прическу или головной убор, одежду на плечах, фон работы. Фон лучше всего сделать цвета папируса или цвета стены гробницы (светло-серый, слоновой кости). Одежда рисуется без подробностей, так как она будет выполнена в технике коллажа.
4. Составить на палитре цвет для теней на шее, ушах, веках и боковых плоскостях носа. Для этого смешать желтую, красную, немного белой и черной краски. Сначала положить тени на шею и уши (если они изображены на рисунке), поскольку тени на веках рисовать сложнее. Чтобы получилась тень над глазами, надо обвести полученным на палитре цветом верхние линии век и надбровные дуги, затем сделать несколько коротких мазков от внутренних углов глаз и размыть слой краски вокруг глаз. От внутренних углов глаз сделать несколько мазков вниз вдоль передней плоскости носа, затем размыть мазки водой.
5. Кончик носа обвести черной краской, особенно выделить ноздри. Закрасить губы (надо проследить за тем, чтобы дети не брали чистые краски прямо из банки, а постоянно их смешивали). Верхнюю губу сделать чуть темнее, для этого в красную краску надо добавить каплю черной.
6. Радужная оболочка глаз египтянина закрашивается вместе со зрачком черной краской. Когда глаза высохнут, то надо на радужной оболочке поставить яркий белый блик.
7. Портрет завершен, когда черно-синей краской будут обведены глаза и брови так, как это делали египтяне.
8. Украшения (воротник, урей, серьги и т. д.) наклеиваются поверх — из фольги, крупы, ниток, бисера и мелких журнальных обрезков.

3. «Быт древних египтян» (7-й класс)

Работа выполняется гуашью на листе формата А3. Сначала весь лист закрывается фоном, похожим по цвету на цвет папируса, стены гробницы или стены храма. Для этого сразу на листе большой кистью смешиваются желтая, белая, немного красной и капля черной краски. Фон закрашивается мазками. Когда фон высохнет, простым карандашом (без нажима) размечаются горизонтальные ряды. Затем намечаются фигуры людей и богов. Рисунок первоначально составляется из прямоугольников и треугольников так же, как и аппликация. Орнаменты, изображения лотоса и папируса можно выполнить без предварительного рисунка карандашом сразу красками. Иероглифы удобнее сначала наметить карандашом, а потом выполнить в цвете. По выбору учащихся иероглифы могут быть цветными, а могут быть и черными. При выполнении работы в цвете нужно помнить о палитре древнеегипетских художников и не использовать те краски, которые нарушают правильную цветовую гамму ( 33).

(33)

ОБЯЗАТЕЛЬНО ДАТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ ИЕРОГЛИФОВ (есть словарик)

Любая практическая работа может быть дополнена изображением иероглифов. Учителя часто дают детям рисовать иероглифы, не объясняя их смысла. Гораздо интересней будет, если дети увидят в египетских иероглифах не только красоту и декоративность, но и попробуют написать иероглифами имя фараона в картуше, имя бога, а также свое имя. Для этого можно использовать пособие по переводу египетских иероглифов (34).

(34)

Иероглифическое письмо использовалось в Египте на протяжении более 3500 лет, начиная от первой династии и, вплоть до христианской эпохи и являлось одним из видов изобразительного искусства. Богом писцов, изобретателем письменности был бог Тот. В древнеегипетском языке понятия «писать» и «рисовать» обозначались одним словом. Рисунок мог передавать сочетание звуков, которое составляло название предмета. Например, если рисунок дома обозначался словом «пер», то затем его стали употреблять во всех словах, где встречалось такое же сочетание звуков: в слове «пери» — «выходить», в слове «перет» — «зерно». Египетское письмо содержало около 800 знаков. Почти каждый знак имел несколько значений, которые определялись контекстом фразы. Знак солнца кроме астрономического объекта мог обозначать также слово «свет»; изображение глаза могло означать глаголы «видеть» и «плакать»; знак горы мог иметь значение «пустыни». Иероглифы могли быть записаны слева направо, справа налево или сверху вниз. Чтение надо начинать с той стороны, куда повернуты головы животных и людей.

Запись образовывала квадрат, слова не отделялись друг от друга, знаков препинания не было. Египтяне составили полный алфавит согласных, но обозначения на письме гласных практически не было. (Когда дети будут писать свое имя, то их надо предупредить о том, что в алфавите не хватает многих гласных, поэтому их можно просто пропускать.)

Материалом для письма в Египте служил папирус, который изготавливали из сердцевины водяного растения. Вынутую сердцевину разрезали на узкие продольные ленты и складывали их в перекрещивающиеся ряды. Заготовку клали под пресс. Готовые листы склеивали в длину, затем свертывали, и получался свиток иногда в несколько десятков метров длиной. Папирусные свитки сохранили большую часть произведений египетской письменности. Долгое время их не удавалось расшифровать и только в 1822 г., посылая в парижскую Академию надписей письмо с расшифрованными именами Птолемея, Клеопатры, Александра и Вероники, французский исследователь Франсуа Шампольон поставил свою подпись, начертанную иероглифическими знаками.

 Вопросы для самоконтроля.

1. Вспомните главных богов Древнего Египта.
2. Назовите основные детали костюма древнего египтянина.
3. В чем своеобразие палитры древних мастеров? Какие цвета доминируют?
4. В чем своеобразие изображения перспективы?

Список литературы

1. Египетская мифология: энциклопедия. – М.: Эксмо, 2002
2. Иллюстрированная мировая история. Ранние цивилизации. Дж. Чизхолм, Э. Миллард. – М.: Росмэн, 1994
3. Керам К. Боги, гробницы, ученые. — М., 1963
4. Куликов А.Н. Египет. Боги и герои. – Тверь,1995
5. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура» Часть 1. Древний мир. – СПб.: Специальная литература, 2000
6. Рак И.В. Мифы Древнего Египта. – СПб.: Петро-Риф», 1993
7. Рубинштейн Р. Загадки пирамид. – М.: Советский художник, 1966
8. Сыромятникова И.С. История прически. Учебник для театральных художественно-технических училищ. – М.: Искусство, 1989

Учебный план курса

«Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция 1. Древние образы в декоративно-прикладном искусстве

18

Лекция 2. Образы животных в народном искусстве

19

Лекция 3. Конструкция и декор предметов народного быта. Орнаменты русской вышивки

20

Лекция 4. Народный праздничный костюм. Календарные народные праздники.

Контрольная работа № 1 (срок выполнеия – до 30 ноября 2006 г.)

21

Лекция 5. Декоративное искусство Древнего Египта

22

Лекция 6. Образ человека в Древней Греции.

Контрольная работа № 2 (срок выполнения – до 15 декабря 2006 г.)

23

Лекция 7. Образ художественной культуры Востока

24

Лекция 8. Древние образы и современное декоративно-прикладное искусство

Итоговая работа (срок выполнения – до 28 февраля 2007 г.)