Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №20/2006

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

Р у с с к и й   н а р о д н ы й   к о с т ю м

Любовь ВАСИЛЬЕВА,
учитель изобразительного искусства и художественного труда
школы № 1950, Москва

Каргопольская глиняная игрушка

Фото 6

В ансамбле северного русского костюма существуют отличия, о которых мы расскажем на примере каргопольской глиняной игрушки.

Женский костюм Русского Севера представлен «сарафанным комплексом»: рубаха, с вышитым воротом, плечами, рукавами, и сарафан.

С развитием текстильной отрасли и изменением моды девушки предпочли шить наряды из покупных тканей, украшая подол сарафана нашивками из других тканей. Сарафаны были на длинных лямках и на подкладке из ситца. К такому сарафану для более прохладной погоды было необходимо иметь и верхнюю часть — казачок (кофта-косополка), которая шилась в талию с застежкой на мелких пуговках. (фото № 2)

Фото 1

В росписи костюма бабы на телеге каргопольской глиняной игрушки четко проглядывается именно такой сарафан, украшенный орнаментом из знаков-символов. (фото № 3)

В основе мотива вышивки на одежде лежит земледельческий календарь. (фото № 4) Круги-«месяцы» вышивались по кумачу бумажными нитями тамбурным швом. Лепестки в узоре цветка-солнышка чередуются с веточками. Их в сумме 12, и обозначают они месяцы года. Кружок над первым лепестком (январем) — символ нарождающегося нового солнца. Площадь незамкнутого кольца — «месяца», описанного вокруг солнышка, разделена на множество частей. Их так много, как дней в году. С внешней стороны «месяца» расположены значки — символы конкретного дня, называемые вышивальщицами «кривулинками». Петельки указывают на дни посева, уборки хлебов, когда гадали о будущем урожае. Большинство кругов с крестом приходится на время умирания и пробуждения природы. Они связаны с годичным кругом полевых работ и земледельческими праздниками.

Фото 2

Особенно ярко в народной игрушке изображается головной убор, будь то фигурка бабы или свистулька, точно повторяющая женский головной убор. (фото № 5, 6, 7)

Вертикальные линии на кокошнике игрушки — ниспадающие нити жемчуга в оформлении женского головного убора. По богатству материала и шитья судили о достатке семьи. Более ранними головными уборами были «сороки» с вышитой передней частью — «очельем». «Сороку одевали со «сдерихой» (волосником). Поверх «сороки» надевали платок. Поскольку головной убор был отображением идеи Неба, устремлением ввысь, то и названия головных уборов в народе были «птичьими»: «кокошник» (кокошь — петух), «кика» «кичка» (утка), «сорока» 1. У девушек Русского Севера головным убором была перевязка, а вот замужние женщины носили кокошники, расшитые золотой нитью и речным жемчугом, формой напоминающие распушившуюся курочку.

Фото 3

Имитацией вышивки на глиняных игрушках, изображавших фигурки людей, является волнистая линия, обозначающая воду как оберег. (фото 11)

(фото 12) Из поколения в поколение передаются мастерами основные, традиционные образы игрушки: олени, лошадки на воле и в упряжи с седоками, коровы, полканы, курочки, медведи с гармошкой, фигуры баб, мужиков да и многое другое — разве перечислишь! Каждый мастер свято соблюдает народные традиции, внося в то же время в изображение что-то свое. Игрушки современных народных мастеров, которые выставлены в музее глиняной игрушки Центра народных ремесел «Берегиня» г. Каргополя, отличаются от игрушек Ульяны Ивановны Бабкиной и Ивана Васильевича Дружинина — мастеров начала ХХ в., не давших угаснуть промыслу. Сейчас они хранятся в Каргопольском историческом музее.

Фото 4

Народная память бережно сохранила лишь то, что должно было способствовать благу, хорошему урожаю, изобилию. Все эти добрые пожелания фиксируются в игрушках, вышивке, резьбе по дереву с помощью символов, именно из них и составлялись орнаменты.

Фото 5