Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №18/2006

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

Н е т р а д и ц и о н н ы й   у р о к

Юлия Субботина, ГОУ Школа № 46, Москва

Методика погружения

Элективный курс «Искусство в нашей жизни»

Ф. Гойя. Зонтик. 1776–1778. Прадо, Мадрид

Любой факультатив по искусству призван синтезировать знания по предметам эстетического и гуманитарного циклов на принципах художественной педагогики. Последняя в данном случае выступает средством, стимулирующим творческое воображение, создающим условия для реализации творческого потенциала через приобщение к мировой художественной культуре. Она предусматривает активную познавательную и творческую деятельность школьников в условиях погружения в эстетическую среду эпохи. Поэтому на занятиях на первый план выходит задача раскрытия закономерностей развития культуры, особенностей языка искусства. Главным в методике становится не накопление знаний, а развитие способностей к пониманию искусства, его роли в жизни человека.

С помощью проводника

Современный подросток все подвергает критике и сомнению, зачастую отрицая саму необходимость вхождения в мир искусства. Кроме того, существует определенная трудность восприятия произведений искусства, заключающаяся в том, что сегодняшняя массовая культура предлагает готовые образцы, не предполагающие развития фантазии и воображения. Большинство программ по МХК и литературе, ориентированные на накопление знаний, одновременно требуют от ученика умений анализировать художественные произведения. А поскольку любое произведение искусства является отражением идей и идеалов конкретной эпохи, ученик должен в первую очередь знать и понимать эти идеи.

Однако при анализе произведения искусства у школьников возникают вопросы, связанные не с художественными особенностями или манерой автора, а скорее с бытовой стороной жизни. Предметно-бытовая среда входит в жизнь человека гораздо раньше, чем начинается его приобщение к искусству. Значит, именно она может послужить проводником в художественный мир. Несомненно, что каждая эпоха создает свой, неповторимый предметный мир, который сам воспринимается потомками как произведение искусства.

Предметно-бытовая среда формируется под влиянием тех же идей, которые выражаются в искусстве, она является сложной системой эстетических отношений. В предметной среде человек стремится выразить свою личностную природу, передать свое отношение к миру. Предметные формы, воспроизводимые в произведении искусства, помогают выразить систему нравственно-эстетических идеалов, мировоззренческих установок, что особенно ярко проявляется в живописи различных направлений, когда смысл художественного образа выражается через предметные формы, получающие различную интерпретацию.

Я. Ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. 1434. Национальная галлерея, Лондон

Кроме того, именно с предметной средой связано приобщение к области эстетики в жизни. Таким образом, предметную среду с эстетической точки зрения можно рассматривать в нескольких аспектах:

– предметная среда как необходимый элемент жизни;
– предметная среда как «персонаж» произведения искусства, способ характеристики идей эпохи, символ;
– предмет как результат деятельности человека, несущий в себе индивидуальность создателя.

Предметно-бытовая среда

Школьник не будет отрицать, что предметы быта, одежды необходимы в любую эпоху, поэтому ознакомление с предметно-бытовой средой может стать одним из шагов к пониманию искусства. Наиболее благоприятна работа по освоению предметно-бытовой среды эпохи в рамках элективных курсов, факультативов и кружков. Основной особенностью такого изучения эпохи является приоритет художественно-прикладной деятельности, то есть обязательное выполнение школьниками практического творческого задания (как индивидуального, так и коллективного).

К. Моне. Дама с зонтиком . 1875. Нацианальная галерея, Вашингтон

Изучение, творческая работа

Обнаружение предметно-бытовой среды в произведении искусства.
Произведение искусства как источник сведений об эпохе.
Произведение искусства как выражение эстетических идеалов и мировоззрения.
Восприятие и оценка.
Знание и понимание.

История костюма

Знакомясь с предметно-бытовой средой эпохи, школьник непосредственно приобщается и к нравственно-эстетическому ее идеалу. Примером может служить изучение истории костюма. Выполняемая работа связана не столько с конструктивными особенностями одежды той или иной эпохи, сколько с причинами возникновения именно такого фасона или стиля. Результатом становится изготовление полноценного костюма (преимущественно для куклы), стилизованной одежды, исследовательская работа по выявлению закономерностей моды и поиску элементов исторического костюма в современной моде (такой проект был выполнен учащимися 8-го класса). В данном случае совершенно неважны технологические приемы, с помощью которых создается костюм. Важно то, что ученик уже подготовлен к восприятию идеала красоты эпохи и не задает вопросов, касающихся бытовых элементов. Аналогичная работа может проводиться и при изучении архитектуры, декоративно-прикладного искусства и любой темы в рамках программы по МХК, литературе или истории. Главное, что любая вещь создается параллельно с изучением произведений искусства той же эпохи.

Обращаясь к вещи, человек оценивает ее качества, соотносит ее со своим вкусом, таким образом возникает эмоционально-эстетическая реакция на предмет. Если же предмет создан учащимся самостоятельно, если он несет в себе эстетические установки, его эстетическая ценность для учащегося возрастает.

Таким образом приобретается эстетический опыт в нескольких аспектах: это и приобщение к среде эпохи, а значит, понимание ее эстетических установок, и собственная творческая деятельность. В процессе таких занятий школьник погружается в культурно-эстетическую среду эпохи, оставаясь при этом человеком своего времени, постепенно начинающим оценивать тот или иной предмет с обеих позиций.

Желательно, чтобы при ознакомлении, например, с костюмом использовались те же произведения, которые потом предлагаются для анализа. В этом случае появляется «радость узнавания» картины или скульптуры. То есть приобщение к предметно-бытовой среде, основанное на изучении эпохи, погружение в эту среду, приводит к тому, что учащийся начинает «узнавать» предмет, одежду и пр. в произведениях искусства. (Ведь создать по-настоящему «средневековую» или «античную» вещь по законам эпохи можно только в том случае, если начинаешь отождествлять себя с представителем изучаемой культуры.) Бытовые элементы, их значение и даже символика уже не вызывают недоумения.

Д. Энгр. Мадам Муатессье . 1856. Национальная галерея, Лондон

Развитие эстетического сознания

Следующим этапом становится восприятие произведения искусства как источника сведений об эпохе. Знание мировоззренческих и эстетических установок, закрепленное в сознании через художественно-прикладную деятельность, помогает восприятию произведения искусства, пониманию индивидуальной манеры автора, то есть приводит к развитию эстетического сознания. Уже не отвлекаясь на бытовые детали, школьник воспринимает произведение искусства в целом, обретая способность идентифицировать себя с персонажами произведения, с позицией автора. Таким образом, через художественно-прикладную деятельность осуществляется погружение в культурную среду эпохи, что позволяет, избегая дидактизма, ввести учащегося в мир того или иного типа культуры. Такой подход во многом упрощает процесс вхождения в мир искусства и ведет к более осознанному и эмоциональному его восприятию.

Учитывая то, что на первый план в современном образовании выходит создание условий для саморазвития, элективный курс «Искусство в нашей жизни» позволяет осуществить деятельностный, практико-ориентированный подход к процессу обучения, формированию ценностных ориентиров и развитию индивидуальных творческих способностей.