Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №18/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Елена МЕДКОВА

Предшественники

На формирование Фридриха как личности большое влияние оказала патриархальная атмосфера его семьи, в которой царил культ глубокой и искренней религиозности и приверженности высоким нравственным идеалам, а также общий настрой родного Грейфсвальда — старинного университетского города. Хорошую профессиональную подготовку молодой художник получил под руководством адептов классицизма Н.А. Абильгара и Й. Юэля в копенгагенской Академии, выпустившей в Х I Х в. из своих стен многих выдающихся художников Северной Европы.

Надо отметить, что Фридрих никогда не стремился в Италию, посещение которой считалось обязательным для завершения художественного образования, так что как пейзажист он сформировался в специфической атмосфере северной природы Германии, окрестностей Грейфсвальда и острова Рюген с его фантастическими меловыми скалами. Активная художественная жизнь саксонской столицы обеспечила молодому преподавателю дрезденской Академии рисования и изобразительного искусства возможность выбора между классицистическими традициями, заложенными И.И. Винкельманом и А.Р. Менгсом, и романтизмом, чье сильное влияние сказывалось благодаря близости к Дрездену Йены и Йенского университета, приютившего знаменитый йенский кружок, в который входили крупнейшие немецкие литераторы, критики и поэты — братья Ф. и А. Шлегели, Л. Тик, Новалис.

Оставаясь с формальной точки зрения в рамках классицистической традиции, в плане духовном и идеологическом Фридрих тяготел к молодым романтикам. Наиболее тесно он сходится с Новалисом, чьи идеи в наибольшей степени соответствовали меланхолическому складу характера Фридриха и его во многом трагическому мироощущению, сформировавшемуся под влиянием многочисленных ранних семейных утрат (смерть матери, сестры и брата).

Исходной для всего немецкого романтизма и значимой для Фридриха стала идея о том, что единственно возможной областью реализации свободы личности является сфера чисто духовная. Дух, минуя конкретику реальных событий жизни, напрямую сообщается с универсумом бытия, с его мистической сущностью, с богом: «Разве же не в нас вселенная?.. В нас или нигде — вечность…» (Новалис) — это с одной стороны. С другой — согласно традиционным для немецкого мироощущения пантеистическим взглядам Бог присутствует во всём сущем: «только та религия истинна, которая открывается нам в камне и в сплетении мхов, в цветах и металлах и во всех вещах, в воздухе и в свете, на всех широтах и во всех глубинах» (Ф.В. Шеллинг). В этих условиях задача искусства формулируется следующим парадоксальным образом: «Оно (искусство. — Е.М.) делает трансцендентальную точку зрения обычной» (И.Г. Фихте), а предназначение художника возвышается до роли посредника между сущим и сущностью: «Художник непременно трансцендентален, а вся жизнь наша (поэтов и художников. — Е.М.) — богослужение» (Новалис).

Личностное постижение инобытия в формах реальности — только в этом контексте можно понять пейзажи Фридриха. Встреча с Ф.О. Рунге(1), первым художником, полностью воплотившим программу романтизма, оказала на Фридриха решающее влияние в плане самоопределения. По существу, именно Фридрих реализовал мечту рано умершего Рунге о воплощении в пейзаже (а не в исторической картине, как это было принято ранее) всей полноты философского осмысления картины мира: «сжать воедино все бесконечно различные силы природы… сконцентрировать всё одновременно в одной картине и так получить образ Бесконечного» (Рунге). Прямая зависимость от старшего современника чувствуется в выборе Фридрихом аллегорической тематики ранних циклов сепий, таких как «Времена дня», «Времена года», «Возрасты жизни». Из старых мастеров, чье творчество оказало влияние на мировоззрение и манеру Фридриха, можно назвать Альтдорфера (2) и А. Дюрера(3), с которыми он совпадает как в плане пантеистической интерпретации пейзажа, так и в плане общности представлений об основных архетипических составляющих национального немецкого «космопсихологоса» (термин Г. Гачева) — мифологем камня/горы, дерева, моря и пр.

(1)

(2)

(3)

... и последователи

У Фридриха было много последователей среди представителей молодого поколения дрезденской школы пейзажной живописи, которые с упоением варьировали символические мотивы его творчества. Наиболее талантливым и при этом во многих отношениях более самостоятельным был норвежский живописец, профессор дрезденской Академии художеств К.К. Даль(4). Верным другом и последователем Фридриха стал естествоиспытатель, врач и художник-любитель К.Г. Карус. Влияние Фридриха испытал ученик Даля К. Блехен(5), который впоследствии эволюционировал в сторону реалистической пленэрной живописи. Сильное увлечение творчеством Фридриха испытал В.А. Жуковский, который был близок немецкому романтизму по духу.

(4)

(5)