Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №15/2006

УРОК МХК

У р о к  М Х К

 

Оксана ЛОКТЕВА,
кандидат педагогических наук,
преподаватель Московского интститута
открытого образования

Язык искусства

Продолжение. См. № 12, 13/06.
 Вводный урок для 5 класса

В. Перов. Тройка. 1866. ГТГ, Москва

1.Введение понятия «МХК»

Учитель представляется, знакомится с учениками, выдвигает свои требования по ведению тетради.

Учитель. Какой предмет вы начинаете изучать в этом году, на какой урок вы пришли сегодня?

Дети с трудом выговаривают название предмета.

Учитель пишет на доске: «МХК», просит расшифровать сокращение. Полное название записывается в тетрадь:

МХК — МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА.

Дети записывают вместе с учителем.

Учитель. Давайте попробуем расшифровать название этого предмета. Начнем с последнего слова. Что же такое культура?

После многочисленных ответов детей учитель резюмирует:

У слова «культура» множество значений, но для нас важно одно: культура — это все то, что создано на земле трудом человека.

Много это или мало?

Ученики . Много.

Учитель. А что это? Можете перечислить хотя бы несколько?

Дети начинают называть, а учитель записывает семь-восемь понятий на доске. Если детьми не названы произведения искусства: картины, музыка, скульптура, учитель может дописать это сам, спросив предварительно детей. Получается примерно такой список:

кино
машины
колесо
колбаса
компьютер
картины
телевизор

Учитель. Вы правы, на земле человеком создано множество полезных предметов. И наверное, на нашем уроке мы не может изучать их все. А вот какие мы будем изучать, нам подскажет следующее слово: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ. Что это такое?

Дети затрудняются ответить на этот вопрос, и тогда учитель раздает каждому ученику по маленькому листу бумаги и просит дорисовать в течение двух минут вот такую закорючку.

 

Через две минуты по просьбе учителя, ребята называют, что у них получилось. Это и уточка, и елка, и гриб, и женщина с расставленными руками.

Учитель. А почему многие из вас назвали разные предметы?

Ученики. Потому что мы разные?

Учитель. Верно, люди разные, поэтому они по-разному воображают, представляют, создают свой образ. Кто догадался, что же такое образ?

Ученики. То, что мы нарисовали, создали.

Учитель. Верно, представление, видение у каждого было своим, созданным по законам каждой отдельной личности. Слова «свой», «созданный по законам своей личности» можно заменить словом художественный.

Каждый из нас вообразил по-своему, по законам своей личности. Про это говорят: человек создал свой художественный образ. Это же слово может быть применено к слову «культура». Кто теперь сможет объяснить, что значит «художественная культура»?

Ученики. Художественная — своя, созданная по законам твоей личности.

Учитель и дети записывают: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — ВЫРАЖЕННАЯ ПО-СВОЕМУ, ПО ЗАКОНАМ СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ, КАЖДЫМ ЧЕЛОВЕКОМ ПО-СВОЕМУ.

Учитель. Давайте теперь посмотрим, какие же из перечисленных предметов культуры могут быть созданы, сделаны не как требуют правила, а по-своему, по законам той личность, которая их создает.

Кино может быть снято как задумал режиссер? (Да может.) Машины — не совсем, есть определенные технические правила, которые нарушать нельзя, и если внешний вид одного автомобилей еще может отличаться от другого, то сама машина должна подчиняться строгим правилам техники: колесо не может быть таким, как захочет отдельный человек, — например, квадратным или сделанным из соломы. Есть разные виды колбасы, но все обязательно из мяса с определенными приправами, а это значит, что изготовление этого продукта тоже подчиняется определенным правилам. Компьютер, телевизор — это тоже машины и изготавливаются по правилам техники А вот картины могут быть такими, как захочет художник.

Учитель рядом со списком предметов пишет новый список:

Кино

Кино

Машины

Картины

Колесо

Колбаса

Компьютер

Картины

Телевизор

 

Учитель. Этот список можно продолжить: скульптуры, рисунки, красивые здания… Кто еще назовет? (Спектакли, танцы.) И во всех этих достижениях культуры человек по-своему выражает себя. Как же одним словом назвать все эти художественные произведения?

Ученики. Это искусство.

Учитель. Верно. На уроках МХК мы будем заниматься произведениями искусства, мы будем учиться их рассматривать и понимать.

Но почему наш предмет называется МИРОВАЯ художественная культура? Как вы считаете, мы будем изучать только произведения искусства, созданные в нашей стране?

Ученики. Нет, во всем мире.

Учитель. А кто в нашем классе увидел предмет, который подсказывает, что мы будем изучать произведения искусства разных стран мира?

Ученики. Карта мира.

Учитель. Итак, мы выяснили, что на уроке МХК мы будем заниматься изучением произведений искусства, созданных в разных странах мира.

Последнее определение записывается на доске и в тетрадях: МИРОВАЯ КУЛЬТУРА — СОЗДАННАЯ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА.

2.Для чего человеку нужны произведения искусства?

Учитель. Не торопитесь ответить на этот вопрос, послушайте историю.

Учитель проникновенно и эмоционально передает содержание рассказа К. Паустовского «Старый повар» (это же произведение предлагает использовать автор учебника А. Вачьянц). В заключение прослушивается отрывок произведения Моцарта.

После этого, не делая паузы, преподаватель продолжает:

Он не любил детей.

— Кто они? — рассуждал он. — Маленькие противные замороши. Вечно крутятся под ногами, делу мешают. А их еще корми! Взашей таких, взашей да бить побольше! Жалеть, милосердно относится — что за чушь! Бить и никакой жалости! На них время тратишь, учишь их, а им еще и плати потом. Пусть и копейкам будут рады.

Но однажды к нему зашел друг и попросил отправиться вместе с ним на выставку. Ему не хотелось идти, он пошел только ради друга.

И вот, переходя из зала в зал, он вдруг остановился будто вкопанный. По холодной, раскрытой всем ветрам улице трое детей тащили бочку с водой.

— Боже, какая же она огромная! Вода прямо застывает на ней сосульками — значит, безумный мороз. Прохожий пытается помочь, да и он не может столкнуть ее с места, до того она тяжела. А эти бедные дети тянут ее, чуть не падая. На кого же они похожи? Кого, кого они так напоминают мне? Ну конечно, лошадей. Тройка лошадей. Кто посмел превратить этих несчастных в животных, заставил тащить такую тяжесть в безумный мороз?

Он молча стоял у картины, а руки сами собой невольно сжимались в кулаки.

— А я? Я ведь тоже считал детей почти животными, а ведь они... люди. Бедные, чуть не падают, а лица какие — благородные, светлые. Люди, конечно, люди!

После выставки его отношение к детям переменилось — ему не давали покоя лица трех несчастных, выбивающихся из сил, падающих в пути, но упорно тащивших бочку.

Во время рассказа демонстрируется картина В.Г. Перова «Тройка». Учитель специально не делает паузы, чтобы после благоприятного воздействия музыки Моцарта, рассказ о жестокости человека, использовавшего детский труд, показался более выпуклым и рельефным.

Учитель просит детей сделать вывод: «Для чего нужны произведения искусства?» Ученики говорят о том, что произведения искусства позволяют людям, задумываясь о своих качествах, становиться лучше; они позволяют людям наслаждаться красотой; представлять то, чего нет рядом и сейчас.

Информация для учителя

А чтобы нам, взрослым, было понятно, зачем существуют произведения искусства, сделаем небольшое теоретическое отступление, чтобы разобраться в функциях искусства.

  • Повествовательно-познавательная — знание и просвещение. С помощью искусства люди узнают что-то новое. Примером могут служить выставки В. Верещагина, на которых он знакомил европейцев с жизнью восточных народов.
  • Информационно-коммуникативная — общение зрителя и художника, общение людей с произведениями искусства, общение между собой по поводу произведений искусства.
  • Прогностическая — предвосхищение и предсказание. Примером может служить изображение Саврасовым в последние годы его жизни дымящей фабрики, которая уничтожает любимую художником природу.
  • Общественно-преобразующая и интеллектуально-нравственная — люди и общество становятся лучше, они проникаются идеалами, которые выдвигает искусство, отвергают то, на что направлена критика искусства. Ярким примером могут быть произведения искусства передвижников, которые ставили своей целью нравственное преобразование общества.
  • Эстетическая — развитие способностей художественного восприятия и творчества. На примерах произведений искусства люди развивают свой художественный вкус, учатся видеть в жизни прекрасное. Примером могут служить художники «Мира искусства», которые утверждали необходимость красоты в противовес воспитательной функции искусства у передвижников.
  • Гедонистическая — наслаждение.
  • Психологическое воздействие на человека — когда, слушая музыку, мы плачем, глядя на живописное полотно, ощущаем радость и прилив сил.
  • Искусство как хранитель памяти поколений.

3. Понятие «художественный образ»

Учитель. Мы с вами говорили, что с помощью произведений искусства человек выражает себя. А зачем это нужно человеку? Почему маленькие дети берут в руки карандаши?

Ученики. Людям хочется продемонстрировать, что они умеют; показать то, что они увидели, а другие не заметили; выплеснуть то, что накопилось.

Учитель. Вы правы. И всегда, будь то художник, увлеченный любитель или маленький ребенок, человек создает что-то свое — то, что он увидел, что представил или вообразил. А кто из вас помнит, как можно назвать одним словом «видение», «представление»?

Ученики. Это называется образ.

Учитель. Давайте это важное определение запишем в тетрадь:

ОБРАЗ — ВИДЕНИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

Мы с вами сегодня сделали одно замечательное открытие, разгадали значение слова «художественный». Давайте мы запишем определение художественного образа. Кто сможет сформулировать это определение?

Ученики. Художественный образ — видение, представление, выраженное по-своему.

Запись на доске и в тетрадях: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ — ВИДЕНИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, ВЫРАЖЕННОЕ ПО-СВОЕМУ.

Учитель. Сегодня на уроке вы, дорисовав закорючку, показали свое видение, представление, создали свой образ. Скажите, а можно ли ваши работы назвать произведением искусства и разместить в музее?

Ученики. Нет, нельзя.

Учитель. А почему?

Ученики. Им чего-то не хватает?

Учитель. Вы верно подметили, оказывается не всякий образ, даже созданный по-своему, может быть назван художественным. У художественного образа есть свои скрытые тайны, о которых мы с вами попытаемся догадаться.

Детям демонстрируется картина В.Э. Борисова-Мусатова «Изумрудное ожерелье».

В. Борисов-Мусатов. Изумрудное ожерелье. 1903–1904. ГТГ, Москва

Учитель. Эту картину написал удивительный человек — русский художник Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. В детстве он упал и повредил себе позвоночник. У него появился горб, рост его замедлился. Но несмотря на это он оставался очень жизнерадостным человеком, он буквально излучал энергию, и люди с удовольствием общались с художником, объединялись вокруг него. А еще он обладал одной удивительной особенностью — видя вокруг себя много несправедливости, жестокости, грубости, он, не желая участвовать в этом, придумал свой мир — мир красоты, который и изображал на картинах. Люди смотрели на его полотна и забывали боль, злость, увлеченные красотой они становились чище и лучше.

Давайте и мы с вами посмотрим на его картину «Изумрудное ожерелье». Как вы думаете, почему художник так назвал свое полотно?

Ученики. У одной из девушек на шее изумрудное ожерелье.

Учитель. Вы правы, но в этом полотне есть еще не одно изумрудное ожерелье — кто его заметил?

(Дети молчат.)

В саду собрались девушки. Что они делают, о чем говорят — нам непонятно, но вокруг них природа будто рисует изумрудными красками. Что на этом полотне имеет изумрудный — сине-зеленоватый — оттенок?

— Трава, листья.

— Верно, вот они, изумрудные ожерелья, — одно ожерелье из листьев дуба, другое — из травы, а третье — из самих девушек. «Смотрите, открывайте для себя новое, — как будто, говорит нам художник, — радуйтесь ему».

Как вы думаете, а это произведение можно разместить в музее?

Ученики. Да.

Учитель. Что же в нем появилось нового по сравнению с тем, что создали другие люди?

Ученики. Художник по-новому показал изумрудное ожерелье. Необычно, срвсем не так, как мы привыкли.

Учитель. А благодаря чему он так по-новому показал нам изумрудное ожерелье? Что ему помогло?

Ученики. Наверное, его фантазия, воображение.

Учитель. Конечно! Оказывается, мало просто что-то свое изобразить, надо это сделать так, чтобы в этом изображении люди увидели что-то новое, необычное для них. А в этом художнику помогает фантазия. А еще то, что он очень любит природу, сад, ему нравятся девушки в старинных платьях — это все волнует его, дорого ему и близко. И он искренне хочет поделиться этим с нами.

Давайте еще раз посмотрим на это полотно. Кого мы видим на нем?

Ученики. Девушек.

Учитель. А о чем оно — о девушках?

Ученики. Нет, оно о том, что нас окружает красивое.

Учитель. Смотрите — изображено одно, а на самом деле художник хотел сказать другое — тайное, скрытое. Кто сумел разгадать — тот понял, о чем хотел сказать художник, а кто просто посмотрел и пошел дальше, тот тайну даже не заметил. Оказывается, в настоящем художественном образе обязательно есть тайна — внутренний, скрытый смысл. Как вы думаете, а это просто — создать художественный образ, за которым будет скрыта тайна?

Ученики Нет.

Учитель. Вот вы из закорючки сделали уточку, елочку, женщину. Что вы изобразили, то мы и видим. Здесь нет внутреннего скрытого смысла. Вот, оказывается, почему ваши произведения нельзя поместить в музей. Глядя на них, люди пока еще не смогут открыть для себя что-то новое, необычное, не смогут прочитать внутренний, скрытый смысл. А это произошло потому, что предмет, который вы изобразили, не тронул вас, на взволновал. Вы не испытали по отношению к нему эмоций, а это самое главное — если вы ничего не чувствуете по отношению к тому, что изображаете, то и художественный образ не получится. Но кто-то из вас обязательно создаст такой художественный образ, который поразит людей своей необычностью, откроет им внутренний смысл. Это впереди. А сейчас нам предстоит дальше открывать тайны художественного образа.

Мы затронули одну важную особенность художественного образа — ее субъективную и объективную стороны. Об этом мы и продолжаем разговор с детьми.

Субъективная сторона художественного образа

Учитель. А как вы думаете, если нескольких художников попросить написать один и тот же уголок природы, создать один и тот же сказочный образ, они это сделают одинаково или по-разному?

Ученики. По-разному.

Учитель. Сравним, как относятся к сказочному герою — Царевне-Лебеди А.С. Пушкин и М.А. Врубель.

Вот как пишет А.С. Пушкин:

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава
Выступает, будто пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Какой описывает Царевну-Лебедь Александр Сергеевич Пушкин?

 

 

М. Врубель. Царевна-лебедь. 1900. ГТГ, Москва

Ученики. Красивая («не можно глаз отвесть»), величественная, умная.

Учитель. Мы восхищаемся этим образом или жалеем его?

Ученики. Восхищаемся.

Учитель. А теперь давайте рассмотрим образ этой же сказочной героини у Михаила Врубеля: Царевна-Лебедь полуобернулась к нам, будто невзначай, случайно. А куда же она смотрела, что мы видим за ее спиной? (Темное небо, вдали замок.)

Посмотрите, как тепло светятся огоньки у замка, как хочется сейчас оказаться в нем. А может сделать это Лебедь? (Нет.)

Какое же настроение у Лебеди? (Грустное.)

Кто сумеет это доказать?

Ученики. Небо темное, выражение лица у Лебеди грустное, она смотрит на нас печально.

Учитель. Посмотрите на выражение лица, что еще подчеркивает ее грусть? (Глаза.)

Почему же грустит Лебедь? Как вы думаете, чего ей сейчас хочется больше всего? (Наверное, быть в замке, стать человеком.)

Вы правы, Лебедь очень одинока. И несмотря на свою красоту, на богатство, ей очень-очень грустно, как бывает грустно любому человеку в час одиночества.

Как же мы относимся к этому образу — мы жалеем его или восхищаемся им?

Ученики. Она очень красивая, но нам ее жалко.

Учитель. Видите, как по-разному относятся к сказочной героине А.С. Пушкин и М.А. Врубель. Для Пушкина — это красивая, умная, величественная женщина, а для Врубеля — очень несчастная одинокая красавица, которую так хочется пожалеть. Каждый мастер выразил в этом образе свое отношение.

Выразим это схемой.

 

Пр. и. — произведения искусства.

5. Объективная сторона художественного образа

Учитель. Но оказывается, произведения искусства не только отражают эмоции и переживания одного человека. Они отражают мысли всего общества.

Учитель вместе с детьми рассматривает статую Поликлета «Дорифор» и скульптурное изображение ветхозаветного пророка.

Учитель. Что можно сказать о фигуре копьеносца?

Ученики. Сильный, статный, мужественный.

Учитель. Каких людей любили в древнегреческом обществе?

Ученики. Любили сильных людей.

Учитель. Взгляните на лицо этого человека, что вы можете о нем сказать?

Ученики. Это умный человек, он не дикарь, все в нем в меру.

Учитель. Идеалом в Древней Греции был гармоничный человек, который был силен и телом, и духом. А теперь рассмотрим статую из другого времени (КАКУЮ?) — из Средних веков. Скажите, идеал сильного тела остался или поменялся?

Поликлет. Дорифор. Слепок с римской копии

Средневековая скульптура. XV в. Собор Сен-Дени, Франция

 

Ученики. Поменялся, тело тщедушное.

Учитель. Верно, в Средние века — время, когда сильна была вера в Бога, тело считалось греховным. Главное было — душа и вера в Бога. Мы видим святого, который после смерти предстал перед Богом — он спокоен, смиренен и в этом его сила.

А теперь посмотрим фотографии двух соборов, которые соответствуют этим же эпохам (фото Парфенона и готического собора). Вы постараетесь догадаться, к какому скульптурному изображению какое сооружение подойдет.

Парфенон. Около 450 г. до н.э.

Собор Нотр-Дам. Шартр. XI в.

Учитель показывает фотографии, рассказывает об одном из соборов, а ребята должны догадаться, о каком идет речь.

Вид одного собора напоминает людей, торжественно несущих свою ношу, они все дружно подставили свои плечи, и от этого ноша не кажется такой громадной. Из-за того что колонны похожи на людей, храм соразмерен человеку, он не подавляет его, а, наоборот, показывает, каким сильным может быть он. Другой храм устремлен к Богу, вверх, он уже не замечает людей, стоящих у его подножия, он весь устремлен в небо. А что же люди? Они остались далеко внизу, храм как будто создан не для них. Он возвышается над ними, показывая, что люди подобны песчинкам.

Дети соотносят храмы со скульптурными изображениями, стараются доказать, как идеалы воплотились в архитектуре.

Значит, не просто так создавались произведения искусства, они воплощают разные представления о красоте людей, живущих в одном обществе. Покажем это на схеме.

 

6. Классификация произведений искусства

Учитель. Мы с вами все время говорим о произведениях искусства, но какие же они бывают? Давайте составим схему, а по мере ее составления будем вспоминать, с какими произведениями искусства мы с вами сегодня познакомились.

 

Учитель. Давайте вспомним, как одним словом могут быть названы произведения этих видов искусства? (Произведения художественной культуры.)

Среди этих видов искусства есть два, которые не могут существовать вне времени — длится время и они разворачиваются (музыка, литература). Остальные же виды искусства не зависят от времени, им все равно — идет оно или стоит, для них главное — пространство, потому что они занимают определенное место (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство (ДПИ), архитектура, скульптура). (Рассматривание всех видов искусства с точки зрения временной и пространственной функций.) Мы будем в основном заниматься пространственными видами искусствами. Назовите их еще раз.

 

7. Язык видов искусства.

Учитель. Чем отличаются друг от друга виды искусства, почему их разделили? (Дети не знают.)

Они отличаются языком — тем, как они рассказывают нам о чем-то. Давайте вспомним, как мы слушали музыку. Как нам музыка рассказывала, с помощью чего, что мы ее слышали? Правильно, звук.

В литературе главное слово,

В архитектуре — объемные массы, пространство. (Учитель составляет домик из кубиков, показывает, что объемные массы создают новое пространство — внешнее и внутреннее.)

В скульптуре — объем. Представим себе, что лепим снеговика. Из чего мы его лепим? Из шаров, а это объемная, а не плоская фигура.

Живопись — это цвет (возвращаемся к полотну «Царевна-лебедь», подводим детей к пониманию, что образ создан благодаря цвету).

Графика — линия, штрих (рассматриваем автопортрет Врубеля, выполненный в графике; изображение создано с помощью линии, штрихов).

ДПИ — упрощение, стилизация (рассматриваем матрешку — приходим к выводу, что это упрощенное, обобщенное изображение женщины).

  • Рассматривание произведений искусства и отнесение их к разным видам искусства. Повторение представлений об языках видов искусства.
  • Домашнее задание — создать свой художественный образ, использовав рисунок.

Урок для 6–7 классов (повтор основных этапов урока в 5 классе с некоторым усложнением и расширением понятия «культура», введением работы в парах).

  • Представление учителя, знакомство с детьми, требование к тетради.
  • Понятие МХК.

— МХК — мировая художественная культура.

Что же такое культура? (дети высказывают свои мнения).

Демонстрация картины И. Репина «Толстой пашет землю».

И. Репин. Толстой на пашне. 1887. ГТГ, Москва

—Что вы видите на картине?
—Что происходит с землей?
—Благодаря чему?

Латинское слово « cultura » обозначает возделывание земли. Скажите, а только лишь землю возделывает человек в процессе жизни? (нет)

—А что еще человек возделывает, изменяет? (и предметы изменяет и даже другого человека воспитывает).

—Верно, человек создает на земле много нового, это новое необходимо для жизни и все это множество дел умещается в емком слове «культура». Как же можно теперь дать определение слову «культура».

КУЛЬТУРА — ЭТО ВСЕ, ЧТО СОЗДАНО ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ТРУДОМ.

—Перечислите, что же создано человеческим трудом (фрагмент урока в 5 классе).

Мы обо всем этом будем говорить на уроке МХК?

Нам предстоит разобраться, о чем же мы будем говорить на уроке МХК. Для это составим схему. Схема составляется совместно учителем и детьми.

—Что человеку необходимо для жизни? (запись) Как это назвать одним словом? (материальные ценности)

—По мере того, как человек находил еду у него появлялись мысли, постижение тайн природы рождало чувства, зарождалось вера. Это уже не материальные ценности, это что-то другое, связанное с душой. Как же это можно назвать? (духовные ценности).

 

Мы записали многое, что необходимо человеку для жизни. Для того, чтобы это достигнуть человек изменял мир, себя и окружающих, он окультуривал мир. Поэтому все, что создано человеком можно назвать одним словом. Каким? (культура)

Составляется новая схема.

между людьми (право, нравственность, мораль), между людьми и Богом (религия)

Дети составляют схему вместе с учителем, учитель помогает им наводящими вопросами.

На уроке мировой художественной культуры мы будем заниматься той областью культуры, которая определяется словом художественная. А что это такое? (дети высказывают свои мнения).

—Чтобы разобраться в том, что же такое художественная прослушаем музыкальный отрывок. Во время прослушивания вы должны представить себе, что же изображает музыка, а потом поделиться этим. Звучит мелодия Мендельсона «Весенняя песня».

—Какой образ передал нам композитор? (дети высказывают свои мнения).

—А почему ваши мнения разные?

—Потому что мы разные.

—Каждый человек по-своему услышал музыку, представил что-то свое, а по-другому можно сказать создал в воображении свой художественный образ. Давайте запишем в тетради определение образа: ОБРАЗ — ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — ВЫРАЖЕННЫЙ ПО-СВОЕМУ, ПО ЗАКОНАМ СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ, ВЫРАЖАЮЩИЙ СВОИ ЧУВСТВА И ПЕРЕЖИВАНИЯ.

—Мы с вами записали определение слова «художественный», давайте подчеркнем главное. Подчеркивается фраза — «выражающий свои чувства и переживания». Значит, мы будем заниматься той областью культуры, в которой главное чувства и переживания. Вернитесь к схеме — какая же это область духовной культуры? (искусство). Подчеркиваем в схеме.

Так что же изучает МХК? (искусство)

Культура может разделяться еще на две ветви.

Какой областью культуры мы с вами будем заниматься? (мировой)

—Кто готов полностью сформулировать, что же будем мы изучать на уроке МХК? (искусство разных стран и народов).

  • Зачем нужны произведения искусства? (повторяет урок для 5 класса)
    4, 5. Субъективный и объективный характер произведений искусства (повтор для 5 класса, вместо «Царевны-Лебедь» рассматриваются образы молодых женщин — Б. Кустодиев «Купчиха», А. Дейнека «Девушка с книгой»).

Б. Кустодиев. Купчиха. 1918. ГРМ, Санкт-Петербург
  • Классификация произведений искусства по видам, составление схем — предлагается самостоятельно выписать виды искусства, рассматривая произведения, вывешенные на доске. Музыка и литература добавляется после установления детьми их отличия — временного фактора.
  • Определение языков видов искусства — работа в парах, самостоятельно, потом проверка.

Продемонстрировав вводный урок, определив виды искусства и особенности их языка, мы переходим к изучению языков каждого отдельного вида искусства, что я Вам и предлагаю сделать в следующих статьях.

Использованные литературные источники :

  • Краткий тест творческого мышления «Фигурная форма».
  • А.М. Вачьянц «Вариации прекрасного» введение в МХК
  • З.З. Мухина, В.Н. Шитова «Архитектура, скульптура, живопись» (методические материалы к спецкурсу по культурологи)
  • Л. С. Кузнецова «Беседы об изобразительном искусстве и архитектуре».

В статье использованы следующие произведения искусства, которые необходимо поместить как иллюстрации:

  • М. Врубель «Царевна-Лебедь,
  • Поликлет. «Дорифор,
  • Ветхозаветный пророк. Статуя Западного портала собора в Шартре,
  • Парфенон,
  • Готический собор, например Шартрский или в Кельне,
  • Автопортрет М. Врубеля (графика),
  • Матрешка — изделие ДПИ.

Продолжение в № 18