Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №14/2006

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

И н д и я

Валерий АШИКОВ

Танец

В индийском танце выделяют два основных направления — классическое и народное.

Народные танцы
Индия — большая страна, и в ней живет большое количество этнических и лингвистических групп. В этой стране встречается огромное разнообразие и богатство народной музыки и танцев. В каждом штате танцуют собственные народные танцы. У каждого танца свой характер, свой костюм. Танцы северных штатов очень сильно отличаются от танцев юга.

Исполнители народных танцев

Танцы могут претерпевать довольно сильные изменения и в рамках одного штата, что хорошо заметно, если двигаться с севера на юг или с запада на восток. В каждой деревне говор несколько отличается, а если сравнивать язык деревень, находящихся друг от друга на довольно большом расстоянии, то это уже может быть новый диалект. Так же могут различаться и танцы.
Да, большинство индийцев умеют танцевать свои национальные танцы и с удовольствием делают это, но в Индии почти нет профессиональных коллективов, исполняющих фольклорные танцы на сцене, поэтому на праздниках в деревнях танцоры воспроизводят произвольный набор движений, а танцев с определенной хореографией фактически нет.

Народные танцы тесно связаны с событиями жизненного цикла, с явлениями природы. Рождение, свадьба, окончание сбора урожая — вот важнейшие события, сопровождающиеся исполнением танцев. Религиозная тематика в народных танцах встречается значительно реже, чем в классических. Единственным часто используемым в народных танцах религиозным сюжетом являются игры Кришны с пастушками.
Танцевать в Индии умеют и любят. Многие индийцы в детстве обучаются какому-нибудь стилю классического танца или игре на музыкальном инструменте, а народные танцы исполняют практически все. Трудно представить себе, к примеру, женщину из штата Гуджарат, которая бы не умела танцевать национальный танец с палочками, а зажигательную бхангру танцуют не только пенджабцы, но и большинство жителей Северной Индии.

Исполнительница танцев в стиле "одисси"

Народные танцы в Индии тесно связаны с повседневной жизнью и традициями и не отличаются каким-то особенным изяществом и виртуозностью исполнения.

Классические танцы
Издревле по Индии ходили бродячие артисты. Они танцевали, пели и устраивали представления, в которых рассказывалось о жизни людей и богов. Их приглашали участвовать в мистериях, которые устраивались в храмах. Постепенно часть танцоров осталась при храмах, и в своих танцах они рассказывали о деяниях богов. Движения этих танцев были канонизированы. Существуют древние трактаты о танцах, в которых зафиксированы танцевальные традиции. Однако в разных регионах стили классического танца сильно отличаются. На юге — танцуют бхарат-натьям, на востоке — одисси, на севере — катхак.
Движения классического танца основаны на древней танцевальной дисциплине и подчиняются строгим правилам.

Существует два вида классического индийского танца: сольный танец и танцевальная драма. В современном танцевальном искусстве Индии оба вида часто смешиваются. Уже в «Натьяшастре», прославленном трактате, написанном между II и IV вв., содержится упоминание о двух типах танца.
Теория индийского танца изложена в трактате Бхараты «Натьяшастра», где содержатся также каноны театрального искусства, музыки, поэзии и литературы. Натья, театральное искусство, должно было включать в себя танец, сценическую игру и музыку; танец, таким образом, являлся неотъемлемой частью театра. Впоследствии танец выделяется в самостоятельный жанр и, хотя он сохраняет связь с другими жанрами, его начинают рассматривать прежде всего как зримую поэзию. Зрительное воздействие танца должно было соответствовать воздействию прекрасной поэзии.


Индийский классический танец требует от зрителя знания мифов, легенд и популярнейших эпических поэм «Махабхарата» и «Рамаяна», поскольку строится на их материале.
Различные позы танца бхарат-натьям словно повторяют скульптурные изображения в храмах Южной Индии. Бхарат-натьям — ритуальный танец, который рассматривается как искусство священное, преодолевающее ограниченность тела и просветляющее дух. Личность танцовщицы как бы растворяется в ритмах и мелодиях, ее тело становится тончайшим инструментом для выражения сокровенных движений души.


Бхарат-натьям исполняется под южноиндийскую музыку, где в оркестре звучат барабан мридангам, струнный инструмент вина, флейта и цимбалы.
Неповторимое очарование танцевального стиля кучипуди заключается в тонком слиянии драматического и классического танца с сюжетами из индийского эпоса. Энергичные прыжки и повороты, трепетность движений, смелая и полная чувств игра глаз — все это создает атмосферу глубокого лиризма. Кучипуди исполняется в быстром темпе. Музыкальное сопровождение — южноиндийская музыка школы карнатак, исполняемая на тех же инструментах.
В последнее время все большую популярность приобретает прелестная танцевальная форма одисси — из штата Орисса. Смотришь этот танец, и кажется, будто видишь ожившие изваяния. Характерной особенностью этого танца является особая скульптурность поз и танцевальных движений. Одисси убеждает, что танец — это движущаяся скульптура, а скульптура — застывший танец.
В Индии сказителя называют катхаком. Танцевальная форма катхак зародилась на севере страны, и первыми ее исполнителями были храмовые сказители, иллюстрировавшие религиозные стихи жестикуляцией и танцами. В эпоху Великих Моголов этих танцоров стали приглашать ко двору, и катхак получил новые элементы, обогатившись сложными ритмами, которые отбиваются ступнями, и стремительными пируэтами.
Танец катхак исполняется под классическую музыку школы хиндустани, оркестр состоит из ударных и струнных инструментов. Танцовщица может выступать в индусской или мусульманской одежде. Она выглядит так же, как на старинных могольских и раджпутских миниатюрах. Катхак соединил и взаимообогатил традиции индусского храма и мусульманского двора, и в этом синтезе раскрывается гений индийского народа.
Штат Манипур на северо-востоке Индии расположен в долине райской красоты. Танцы манипури, как правило, исполняются группами танцовщиц, но есть и сольные номера. Движения танцовщицы, веретеноподобные и круговые, отличаются поразительной грацией, изысканностью и плавностью. Костюмы необычайно красочны, юбки расшиты зеркальцами, верхняя часть одежды унизана украшениями; на лицах полупрозрачные вуали. Это типичный костюм манипури-рас — танца, в основе которого лежит история бога Кришны и его возлюбленной Радхи с ее подружками, пастушками-гопи. Танцы эти отличаются лиризмом, грациозностью основных движений и легкой поступью исполнителей. Позы танцовщицы напоминают изображения на индийских фресках.
Чтобы по-настоящему оценить индийские танцы, необходимо смотреть их вновь и вновь, как вновь и вновь мы перечитываем любимые стихи, каждый раз открывая в них иной, более глубокий смысл.