Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №14/2006

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

И н д и я

Валерий АШИКОВ

ЖИВОПИСЬ

Фрески в пещерах Аджанты. V в.

Исследователи индийской живописи до недавнего времени полагали, что первое живописное произведение относится к III в. до н.э. — это была роспись горшка, обнаруженного в долине Инда. Но произошел забавный случай, неожиданно внесший вклад не только в индийскую, но и мировую культуру.
Полицейский, преследовавший воров в джунглях северной Индии, наткнулся на пещеру, где он увидел наскальные картины, возраст которых, по мнению ученых, 25–40 тысяч лет. «За последние семь месяцев я обнаружил 400 наскальных изображений», — заявил Виджей Кумар, полицейский и археолог-любитель из штата Утар-Прадеш. После того как он впервые увидел «картинную галерею», созданную древними художниками, на помощь к нему пришли коллеги-полицейские, которые обнаружили еще немало шедевров на отдаленном плато Виндхиа, расположенном почти в 800 километрах к юго-востоку от Дели. Картины, выполненные красной краской по белому песчанику, изображают людей, едущих верхом на животных. Есть там и сцены охоты, и праздника — изображение танцующих человечков.
В Управлении археологии при правительстве Индии считают, что открытые Кумаром пещерные росписи бесценны. Стиль картин на скалах Виндхиа и сюжеты, используемые древними авторами, отражают образ жизни человеческой цивилизации, которая складывалась в этих местах 40 тысяч лет тому назад.

Росписи на стекле
Настенные росписи

Что же такое наскальная живопись?
Перед тем как приступить непосредственно к росписи, художники наносили двухслойную основу: сначала, для выравнивания грубой скальной поверхности, накладывали глиняную штукатурку, а затем известковую. Картина создавалась поэтапно. Первоначально красной охрой прорисовывались контуры, затем они заполнялись коричневой, ярко-красной или черной краской. Почти все красители для картин изготавливались из местных вулканических пород. Так как использовался животный и растительный клей, картины привлекали насекомых, что приводило к появлению пузырьков и трещин на изображениях. В более поздних картинах использовались насыщенные жидкие краски.
Индийская живопись многолика. Большая ее часть замечательна своей сложной композицией, точностью деталей, яркими и насыщенными цветами, многообразием сюжетов — от портретов и событий придворной жизни до бесчисленных изображений богов и богинь.

Живопись Аджанты
Пещерная живопись Аджанты и Эллоры датируется I–V вв. н.э. Она свидетельствует о высоком уровне мастерства художников того времени и точном следовании правилам древнеиндийских трактатов по живописи. Нельзя не обратить внимания на нежные, но одновременно твердые линии, длинные мазки, изящные контуры, тонкие переходы оттенков одного и того же цвета. Ярко очерченные нос, веки и губы выделяют фигуры на плоской поверхности стены. Мягкие позы, гибкое тело, выразительные черты, разнообразие причесок, украшений и орнаментов характерны для изображений на фресках в пещерах. Самыми известными являются пещеры Аджанты, выдолбленные в вулканической скале на Декканском плато. Пещерная живопись выполнена художниками, которых нанимали буддистские монахи. Каменные стены превращались в иллюстрированные книги о жизни и учении Будды, где были изображены костюмы, разнообразные орнаменты, а также стиль придворной жизни того времени. Расположенные рядом с древними торговыми маршрутами, пещеры привлекали торговцев и паломников, которые становились проводниками этого искусства в Китай и Японию.
Техника живописи по стеклу относится к XVI в. — времени правления махараджей в Танджоре (штат Тамилнад). Танджор известен своим особым стилем украшения картин, выполненных на стекле, доске или куске фанеры, покрытом тканью и известью. Сначала делается контур, затем при помощи смеси из древесных опилок и клея на изображение наклеиваются полудрагоценные камни, тонкая золотая пластинка и позолоченный металл. Мастерство ремесленника заключатся в том, чтобы сбалансировать эффект, создаваемый камнями. В основном изображают Кришну в разных позах.
В технике живописи каламкари при помощи обожженных веточек дерева тамаринд, обмакнутых в патоке и железных опилках, создаются контуры. Растительные краски глубоких оттенков используются в изображении эпических сцен. Краска наносится несколько раз, в результате достигается мягкий, но великолепный эффект. Картины в стиле каламкари создаются на мифологические сюжеты, размеры персонажей на них больше реальных. Благодаря великому многообразию выражений ни одна картина не похожа на другую.
Художники стиля пата читра относятся к семье храма Джаганнатх, расположенного в Пури. В этой традиции ткань, хлопок или туссар покрывают смесью из мела, семени тамаринда, смолы, придавая поверхности отделку, похожую по текстуре на кожу. Эта же смесь используется на пальмовых листьях. Рисунки на свитках или пергаменте, вероятно, представляют собой одну из древнейших традиций в живописи. Сюжетами здесь служат рассказы о божествах и чудесах; характерны отчетливость линий и яркость красок.
Живопись на слоновой кости включает чрезвычайно тонкую работу кисточкой с использованием каменных красок. Сначала слоновую кость обрабатывают и полируют. Изображение (обычно могольского императора) обводят, а затем раскрашивают. Однако, в наше время действует запрет на слоновую кость, и поэтому применяется верблюжья.

Живопись Мадхубани

Живопись мадхубани. Первоначально картины в этом стиле изображались на стенах, сегодня же их рисуют на изготовляемой вручную бумаге или ткани. Художник проводит прямые линии, а затем наполняет изображения яркими и сочными красками.
Живопись тханка, характерная для столицы Ладакха Лех, посвящена Будде и ритуальному поклонению. Создаваемые на шелке тханка широко используются в качестве декоративного украшения стен жилищ благодаря своей великолепной цветовой гамме.
В миниатюрной живописи использовались растительные краски и природные вещества. Это искусство сохранилось до сих пор, однако в основном работы не отличаются былой утонченностью, в огромных количествах они продаются на обочинах дорог, где охотно раскупаются туристами. Искусство миниатюры существовало в разных формах в Бенгалии, Бихаре, Ориссе, Гуджарате, Химачал Прадеше, Мадхья Прадеше и Раджастхане. Основными темами изображений служили буддистские божества, джайнские сказания, сцены из «Рамаяны» и «Махабхараты». На миниатюрах в изобилии встречаются насыщенные и яркие изображения флоры и фауны, людей в выписанных и красочных тюрбанах и одежде.

Напольный дизайн

Стиль ранголи, также известный как алпана и колам, — это искусство украшения полов и стен домов порошком из белого камня, извести или рисовой муки с использованием пальцев вместо кисточки. Большинство ранголи содержат изображения растений и животных, хотя встречаются и геометрические узоры. Для каждого штата характерен свой стиль живописи. По особым случаям, ранголи рисуют в каждом доме, независимо от степени владения мастерством. Каждый раз женщины соревнуются друг с другом в создании новых рисунков. Ранголи имеет и религиозное значение: это искусство призвано умилостивить богов.

Роспись стен домов

Живопись мадхубани
Народным искусством мадхубани занимаются женщины, проживающие вблизи базарного города с одноименным названием в штате Бихар. Живопись мадхубани необычайно художественна, стилизованна и символична. Для нее характерно изображение главных богов и богинь индуистского пантеона, а также одомашненных и диких животных. Изображения природы и мифологических сцен создавались на протяжении многих веков на стенах жилищ во время сезонных праздников религиозного года и особых событий, например, свадеб. Как художников женщин стали признавать только в последние тридцать лет. Во время сильной засухи 1966-68 гг. о регионе узнал весь мир, когда на развалинах домов были обнаружены удивительные рисунки. В результате Всеиндийский Совет по ремеслам взял регион на заметку. Впоследствии Совет стал поощрять художниц на создание для продажи традиционных картин на бумаге ручной выделки. Но даже в наше время большая часть работ остается безымянной, так как некоторые из женщин отказываются считать себя индивидуальными создателями произведений искусства.
Коммерциализация народного искусства стала настоящим подарком: она позволяет людям по всему миру открывать для себя искусство, имеющее долгое наследие и связанное с жизнью женщин, искусство, которое сохранило свою подлинность и позволило создать новый прибыльный источник занятости для сельских индианок. Всемирно развивающийся рынок в этом виде искусства есть ни что иное, как дань изобретательности женщин мадхубани, которые успешно перенесли свое мастерство бхитти читра или настенной живописи на бумагу и противостояли соблазну слишком вольно трактовать свои традиционные сюжеты в стремлении удовлетворить непредсказуемым вкусам общества.

Искусство Кантры

Искусство раскраски тела
Украшение тела различными стилизованными орнаментами, используя пасту хны, является древней практикой, которой в Индии занимаются во время праздников и особых событий, например, свадеб. Хну (или мехенди, как ее называют на Севере и марутхани — в Тамилнаде) получают из листьев растения хна. Листья толкут до получения густой пасты, которую затем накладывают на ладони и подошвы ног в виде геометрических узоров и оставляют высыхать. Если промыть окрашенные части тела водой, на обработанной области останется изображение. Подобным образом свои ноги разукрашивают танцоры. Доказано, что хна способствует охлаждению тела, в настоящее время она используется в медицинских целях и в качестве краски для волос во всем мире.

Стенная роспись на улице индийского города

Шекхавати — художественная галерея Индии под открытым небом
Шекхавати — это северо-восточный район Раджастхана. В свое время через него пролегал торговый маршрут, по которому возили пряности. Многочисленные разрисованные дома, окаймляющие улочки маленьких городов, делают этот район крупнейшей в мире художественной галереей под открытым небом.
Архитектура 19 и 20 веков — это своего рода демонстрация богатства марвари — торговцев региона, примечательного тем, что больше всего миллионеров и миллиардеров Индии родом из этих мест. Шекхавари назван так в честь своего правителя Рао Шекха, жившего в 15 веке. Стратегически расположенный на маршруте, соединявшем порт Гуджарат с Северной Индией, регион заметно процветал за счет податей, взимавшихся с торговых караванов. После падения благосостояния региона, последовавшего за развитием новых портов, таких как Мумбаи и Калькутта, начался массовый отток торговцев.
Рисунками покрыто практически все: стены, балконы, потолки, арки, колонны, купола кенотафов и даже наземные части колодцев.

Миниатюра Кангры

Современная живопись
О том, что в Индии процветает и развивается современное искусство, международное сообщество по искусству узнало лишь недавно. Как только индийские художники адаптировали традиционные образы и идеи к современной художественной практике, страна стала вносить свою важную лепту в культуру восточного модернизма. Художники, рисующие маслом или акрилопластом, пользуются спросом в Индии. Их работы не предназначены для какой либо функциональной цели, а, подобно современным картинам Запада, являются способами самовыражения. Современное искусство Индии — это по сути две разные культуры, существующие бок о бок. С одной стороны это народное и племенное, а с другой — городское и современное искусство.
Макбул Фида Хусайн — один из самых известных художников на субконтиненте. Начиная с 50-х годов, он оказывает огромное влияние на современную живопись Индии. В своих работах, часть которых написана в стиле неокубизма, он использует индийские мифы и фольклор, создавая поразительные эффекты.
В числе других известных индийских художников современности Сатиш Гуджрал, черпающий свое вдохновение в эмоционально насыщенном прошлом, Франсис Ньютон Суза, и легендарный Кришен Кханна, чья живопись варьирует от сугубо национальной до японской суми-е и че гувера. К современным художникам Индии можно отнести нашего великого соотечественника, большую часть своей жизни прожившего в этой стране, Святослава Рериха. Картины Святослава Рериха необыкновенны своим мастерством, сверканием красок, глубоким смыслом и индивидуальностью стиля.

С.Н. Рерих. Девика Рани Рерих. 1964. Собрание С.Н. Рериха, Бонгалор