Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №14/2006

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

И н д и я

Валерий АШИКОВ

Музыка

Для нас, россиян, так же как и для других народов Европы, индийская классическая музыка во многом непонятна. Это, пожалуй, самое загадочное из всех искусств Индии.
Если мы рассмотрим внимательно скульптуры индийских храмов, то найдем там изображение бога Кришны, играющего на флейте, богини музыки и танца Сарасвати с музыкальным инструментом под названием "вино".

"Певец". Статуэтка из Терракоты

На протяжении индийской истории музыка и религия были связаны неразрывно. Как всякое художественное творчество, музыка в Индии считалась средством богопознания. Центром классической музыки и танца искони был храм. И по сей день многие сохранившиеся с незапамятных времен музыкальные инструменты можно увидеть только в его священных стенах, особенно в Южной Индии. Немало сведений о древнем музыкальном и танцевальном наследии мы получаем, созерцая скульптуры в индийских храмах; а многие индийские музыканты почитались святыми, достигшими высочайшей степени духовности.
Еще в древности музыка в Индии понималась как устремление через звук к божественному началу, она обогащала и слушателей и исполнителей необходимыми эстетическими и эмоциональными переживаниями и опытом. В этом смысле музыка воспринималась как взгляд вовнутрь, как проникновение в глубины человеческой души.

Древнейшими из известных нам музыкальных произведений, исполняемых и в наши дни, являются тамильские гимны — теварам, датируемые VII в., первоначально их насчитывалось несколько тысяч. Когда в Средние века на север Индии вторглись завоеватели из Средней Азии, принесенные ими элементы персидских, арабских, тюркских и прочих традиций вплелись в мелодии народов, населяющих эту часть страны. Так в XII–XIV вв. возник самостоятельный музыкальный стиль «хиндустани». Другой музыкальный стиль — «карнатак» — сложился на юге, которого чужеродные влияния, в сущности, не коснулись. На протяжении последних шести столетий каждая музыкальная система развивала собственные формы, исполнительские принципы и язык, хотя понятия «рага» (мелодия) и «тала» (ритм) остаются основополагающими и общими для обеих систем.

Тамбура

И в хиндустани, и в карнатак хорошей считается музыка, соответствующая определенным эстетическим канонам. Индийская музыкальная эстетика тяготеет к изысканному орнаментированию мелодии, богатой окраске звука. Простое звукоизвлечение по индийским понятиям не может считаться прекрасным. Подобно тому как в живописи прекрасное не рождается из механического наложения разноцветных мазков, не организованных линиями и формами, и в индийской музыке тонико-мелодический рисунок, к которому, собственно, и стремится рага, требует разнообразных мелодических украшений. Технике такого исполнения учатся на практике, поскольку никакие нотные записи не дадут полного представления о тончайшей нюансировке мелодической линии. Музыканты передают эти орнаментированные звуки колебанием струны или скольжением пальца по струне (как глиссандо на скрипке).

Ситара

Существуют четкие приемы для каждой раги, напоминающие европейскую технику орнаментики: тремоло, вибрато, глиссандо и их вариации. Вместе с тем главная цель, к которой должен стремиться музыкант, — создание непрерывного, богато окрашенного, нерасчленяемого мелодического потока. Такая музыка столь же восхитительна для знатоков, сколь трудна для восприятия человеком, привыкшим к европейской традиции, с ее равномерно темперированным строем.
Огромное число классических произведений индийской музыки, особенно стиля карнатак, является вдохновенным излиянием глубоко верующей души. В каждом храме Южной Индии есть свой ансамбль, состоящий из инструментов, являющихся индийской разновидности гобоя — нагасварам. Мощные звуки этого духового инструмента под ритмичную дробь барабана возвещают начало празднества или ритуального действа. Ансамбль возглавляет торжественное шествие вокруг храма с изображением чествуемого божества, исполняя классические мелодии, не знающие себе равных по изысканности и богатству творческой фантазии. В некоторых храмах Тирупати и Мадраса организуются многодневные музыкальные и танцевальные фестивали по случаю больших торжеств.

Шанкар-гитара

Если на севере Индии покровителем музыки был царский двор, то музыка карнатак, с ее особой религиозной направленностью, поддерживалась храмами: служители культа оказывали музыкантам неизменное содействие.
Важное место отводилось музыке и в повседневной жизни. Ни одна молитва не считалась полной без духовного песнопения, а в южноиндийском обряде бракосочетания был обязателен не только нагасварам, но и настоящий вечерний концерт в исполнении известных музыкантов. Критерием совершенства исполнения считалась особая мелодичность, трогающая сердца слушателей и пробуждающая в них возвышенные чувства.
Раньше исполнители и организаторы концертов были выходцами из касты девадаси, пользующейся дурной репутацией за якобы распутный образ жизни, отчего концертирование считалось занятием непристойным. Двадцатое столетие сняло это позорное клеймо, и теперь все больше женщин посвящает себя серьезнейшим занятиям музыкой.

Рави Шанкар с дочерью Анушкой

Анушка

Анушка — дочь всемирно известного музыканта и композитора, исполнителя на ситаре Рави Шанкара. Рави Шанкар для Анушки отец и гуру — учитель. Для него же Анушка не только дочь, но и талантливая исполнительница, продолжательница его дела.
Анушка родилась в Лондоне в 1981 г., училась в Америке и много путешествовала с родителями по всему миру. Анушка очень приветливая девушка, мягкая в обращении, она много читает. Учиться играть на ситаре она начала у своего отца, когда ей было девять лет. Впервые выступила на сцене в тринадцать лет в день рождения отца. С тех пор Анушка дала много концертов в США, Европе, Индии и других странах Азии.
На вопрос о том, почему она выбрала ситару, Анушка отвечает так: «Я сделала это по совету мамы, которая сказала, что отец будет моим лучшим учителем. Вначале мне было не очень интересно, но после первого выступления, когда я получила много похвал, я занялась музыкой серьезно. Теперь ситара — это моя страсть и моя профессия, хотя я люблю и рояль тоже».
Сейчас музыку в Индии изучают в колледжах; она записывается для грядущих поколений. В современной Индии есть сторонники эклектизма, новаторства в музыке и ревнители ее сугубой чистоты. Но если вспомнить об огромных тиражах грампластинок, то о музыке Индии нужно сказать: что старо, то дорого, а что ново, то манит.

Один из видов музыкальных ансамблей Индии

Индийские музыкальные инструменты

Важнейшее место среди музыкальных инструментов Древней Индии принадлежало ударным и струнным. Мастера создавали металлические тарелки, гонги, барабаны. Барабаны обтягивали кожей или пергаментом, которые предварительно обрабатывали специальными отварами из риса и трав. Благодаря такой выделке достигалось мягкое и насыщенное звучание. Наиболее выразителен по тембру парный барабан табла, по форме напоминающий современные литавры; звук из него извлекается ударами рук (кистью и пальцами). Другой вид барабана — мридангам.
Самые популярные щипковые инструменты — вина и ситар. За нежный и богатый оттенками тембр вину называют царицей струнных. У этого инструмента два круглых резонатора: один, деревянный, — у основания, а другой, сделанный из выдолбленной тыквы, — возле грифа. Второй резонатор создает эффект объемного звучания. Ситар по устройству напоминает вину.
Кроме щипковых, в Индии существуют и смычковые струнные инструменты. Прежде всего это саранги — прямоугольный инструмент, верхняя часть которого обтянута кожей. Саранги устроен довольно сложно. Помимо трех-четырех основных, игровых, струн у него есть еще и дополнительные, резонирующие струны (двадцать пять — тридцать), расположенные под игровыми. Смычок не касается резонирующих струн, но во время музицирования они также колеблются, что придает звучанию специфическую окраску. Индийские музыканты даже сравнивают звуки, издаваемые саранги, с человеческим голосом.

Музыканты на празднике

Из духовых инструментов были распространены флейта, шанкха (труба в виде раковины) и шринга (металлический рог). Интересно, что почти все древние инструменты сохранились до наших дней, и современные индийские музыканты играют на них точно так, как это делали тысячи лет назад.
Инструментом, который издает очень важный басовый звук в индийской музыке, является тамбура. Это продолговатый инструмент (размером почти с контрабас) с похожим на тыкву концом, откуда исходит звук. Басовые струны тщательно настраиваются перед выступлением (это одна из причин того, почему в Индии концерты начинаются произвольно, часто через полчаса или час после объявленного времени). Исполнитель, который часто является учеником или другом солиста, перебирает струны не в определенный такт, а просто поддерживает их звучание. Отзвук бывает необычайно долгим, и инструмент издает гудки и жужжание, а не звук затронутой струны.
Группа струнных включает несколько инструментов размером с мандолину, самым популярным из которых на севере является сарод, великолепный инструмент для исполнения соло. Рабаб отличается тем, что для игры на нем используются струны из лесы, а не металлические, что придает звучанию мягкий оттенок. В сусрингаре, в чем-то схожем с рабабом, используются металлические струны.
Любопытно, что в Индии не слишком популярны медные духовые инструменты. Они часто ассоциируются с военными действиями, и, возможно, их непопулярность можно объяснить миролюбием индусов, их историей, традициями Индии и темпераментом ее жителей. Но есть здесь инструменты, похожие на наши деревянные духовые. Это гобой, называемый шехнай, который традиционно используется в храмах во время религиозных церемоний и который сейчас становится популярным. Это флейты, называемые бансари. У них есть отверстия для пальцев, но нет клавиш, что действительно является преимуществом в индийской музыке. Музыканты достигают удивительного мастерства, регулируя высоту звука губами, лишь частично закрывая отверстия. Они могут воспроизвести индийский орнамент и скольжение на этих инструментах так, как это вряд ли было бы возможно сделать на западных клавишных инструментах.