Статья опубликована при поддержке Института Репутационных Технологий Art&Image, готовящего специалистов в сфере fashion-индустрии: шопперов, стилистов, имиджмейкеров, pr-менеджеров, мерчендайзеров. Хотите стать профессиональным шоппером — человеком, который знает, как совершить удачный шоппинг в России и Европе, как не купить ненужные вещи на распродаже, как не стать “жертвой” моды и шопоголиком, как создать рациональный гардероб на все случаи жизни, как правильно выбрать подарок? Тогда заходите на интернет-страницу www.artimage.ru/programms/personalnyy_shopper/ и знакомьтесь с программой курса "Personal Shopping", которую предлагает Art&Image. Не сомневайтесь — учиться будет очень интересно! И даже если Вы не стремитесь сменить свою нынешнюю профессию на профессионального шоппера, полученные Вами в Институте знания и навыки будут весьма полезны и легко применимы на практике в Вашей повседневной жизни. С подробной информацией о специальных курсах и программах обучения, реализуемых Институтом Репутационных Технологий Art&Image, можно ознакомиться на сайте artimage.ru.
Вещный мир — одна из экспериментальных
площадок современного искусства.
На Первой Московской биеннале современного
искусства, состоявшейся в нынешнем году, был
показан фантастический агрегат Р. Тавасиева
(проект «Материализация»), который каждые 20–30
минут, как обещает этикетка-подсказка,
синтезирует искусственных зайчиков из семи
цветов солнечного спектра. Выглядит это
произведение как аппарат из фантастического
фильма, переливающийся разноцветными
лампочками. Иногда все они вспыхивают
одновременно, и из недр машины выбрасывается
плюшевый заяц.
Предметом художественного исследования
молодого отечественного автора является
радостный мир безобидных плюшевых игрушек. Эта
продукция, в основном китайского производства, в
последнее время заполонила не только магазины,
но и жилые пространства — детские комнаты,
спальни подростков, офисы взрослых. Масса людей
радостно дарит зверушек из синтепона друг другу,
умиляется при получении подарка,
коллекционирует их, вылавливает в игровых
автоматах, стоящих в каждом магазине, пытается
удивить знакомых размерами этих искусственных
монстров.
Свет и зайчик — солнечный зайчик, подсказывает
нам наша культурная память, но машина из света
создает не солнечных зайчиков, а неживую игрушку,
замещающую не только эфемерную спонтанную
радость частицы естественного светила, но и
тепло живого существа. Автор играет в поддавки —
детская аудитория (и взрослые заодно) раскрыв рот
с нетерпением ждет чуда — появления вожделенной
игрушки. Ожидание затягивается (игрушка может и
вовсе не появиться), становится душно, замечаешь
обшарпанность и затертость стен, на которых
нарисованы все те же веселые зайчики,
антиэстетичность и намеренную примитивность
аппарата, похожего на цилиндр игрового автомата,
свое, искаженное зеркальными поверхностями
технического монстра изображение.
Зачем тебе плюшевая игрушка и ее искусственный
уютный мир, заменяющий мир реальный? Чтобы до
бесконечности длить инфантилизм детства? А потом
что — что становится с человеком, который, с
одной стороны, не имеет опыта взаимодействия с
реальной жизнью (светом), а с другой — опыта
постижения идеальных, не измеряемых вещами и
материальными благами сущностей (солнечным
зайчиком)? Почему ты даришь плюшевую игрушку,
вместо того чтобы подарить ребенку радость игры
с настоящим солнечным зайчиком? Сам-то ты давно
ли наблюдал за игрой солнечных бликов на стене
или там нет места для солнца, а у тебя — времени
для созерцания? Кто кого ловит в автоматах: ты —
игрушку или тебя на твои же деньги заманивают в
сеть игромании? Во что мы играем? И для чего?
Это только часть вопросов, которые можно задать
себе и детям, прежде чем согласиться с
неутешительным выводом критика С. Хачатурова: «Р.
Тавасиев потрошит наши нежные детские грезы,
выворачивает их наизнанку и изобличает те
программные сбои, что во взрослой жизни
оборачиваются преступной инфантильностью,
торжеством симулякров, фетишем потребления.
…Застрять на долгое время в сознании ребенка
опасно и разрушительно. Ведь самое большое
потрясение для многих — исполнение детских
желаний. Ни один фильм ужасов не повергает в
такую холодную дрожь, как «безобидный» эпизод из
детской книжки «Цветик-семицветик», когда на
волшебный приказ девочки «Хочу играть во все
игрушки мира» свет божий исчез за ливнем
падающих с неба кукол. Обаяшек, симпампушек и
милашек, делающих присутствие живого человека
совершенно лишним!»
Литературный ряд ассоциаций можно продолжить
романом современного фантаста С. Лукьяненко
«Мальчик и тьма», в котором эта же идея
абсолютной инфантилизации человека и
человечества доводится до логического конца и
эсхатологической картины жизни во мраке. В
созданной автором модели параллельного мира все
начинается с самой малости — каждый человек на
определенных условиях продает свою часть
полагающегося ему солнечного света, в результате
чего солнце меркнет. Мир спасает солнечный
котенок, перед которым стоит трудная задача —
найти в нашем мире ребенка, еще способного
поверить в естественное чудо и пойти за ним,
ребенка, еще способного разбить свое циничное,
взрослое, оледеневшее от утрат и разочарований
изображение, которым он так гордился, которое
помогло ему пройти путь до конца и победить, но в
конце стало препятствием возврата тепла и
Солнца.
Нам всем надо понимать, что в современных
условиях бес искушения вместо договора о продаже
души, подписанного кровью, подсовывает просто
плюшевую игрушку. И об этом стоит говорить. И
притом так, как об этом говорило искусство на
протяжении столетий.