Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №12/2006

ТЕТ-А-ТЕТ

Н а ч и н а я  с  Х Х  в е к а

Елена МЕДКОВА

МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ

Статья опубликована при поддержке Института Репутационных Технологий Art&Image, готовящего специалистов в сфере fashion-индустрии: шопперов, стилистов, имиджмейкеров, pr-менеджеров, мерчендайзеров. Хотите стать профессиональным шоппером — человеком, который знает, как совершить удачный шоппинг в России и Европе, как не купить ненужные вещи на распродаже, как не стать “жертвой” моды и шопоголиком, как создать рациональный гардероб на все случаи жизни, как правильно выбрать подарок? Тогда заходите на интернет-страницу www.artimage.ru/programms/personalnyy_shopper/ и знакомьтесь с программой курса "Personal Shopping", которую предлагает Art&Image. Не сомневайтесь — учиться будет очень интересно! И даже если Вы не стремитесь сменить свою нынешнюю профессию на профессионального шоппера, полученные Вами в Институте знания и навыки будут весьма полезны и легко применимы на практике в Вашей повседневной жизни. С подробной информацией о специальных курсах и программах обучения, реализуемых Институтом Репутационных Технологий Art&Image, можно ознакомиться на сайте artimage.ru.

Вещный мир — одна из экспериментальных площадок современного искусства.
На Первой Московской биеннале современного искусства, состоявшейся в нынешнем году, был показан фантастический агрегат Р. Тавасиева (проект «Материализация»), который каждые 20–30 минут, как обещает этикетка-подсказка, синтезирует искусственных зайчиков из семи цветов солнечного спектра. Выглядит это произведение как аппарат из фантастического фильма, переливающийся разноцветными лампочками. Иногда все они вспыхивают одновременно, и из недр машины выбрасывается плюшевый заяц.

Предметом художественного исследования молодого отечественного автора является радостный мир безобидных плюшевых игрушек. Эта продукция, в основном китайского производства, в последнее время заполонила не только магазины, но и жилые пространства — детские комнаты, спальни подростков, офисы взрослых. Масса людей радостно дарит зверушек из синтепона друг другу, умиляется при получении подарка, коллекционирует их, вылавливает в игровых автоматах, стоящих в каждом магазине, пытается удивить знакомых размерами этих искусственных монстров.

Свет и зайчик — солнечный зайчик, подсказывает нам наша культурная память, но машина из света создает не солнечных зайчиков, а неживую игрушку, замещающую не только эфемерную спонтанную радость частицы естественного светила, но и тепло живого существа. Автор играет в поддавки — детская аудитория (и взрослые заодно) раскрыв рот с нетерпением ждет чуда — появления вожделенной игрушки. Ожидание затягивается (игрушка может и вовсе не появиться), становится душно, замечаешь обшарпанность и затертость стен, на которых нарисованы все те же веселые зайчики, антиэстетичность и намеренную примитивность аппарата, похожего на цилиндр игрового автомата, свое, искаженное зеркальными поверхностями технического монстра изображение.

Зачем тебе плюшевая игрушка и ее искусственный уютный мир, заменяющий мир реальный? Чтобы до бесконечности длить инфантилизм детства? А потом что — что становится с человеком, который, с одной стороны, не имеет опыта взаимодействия с реальной жизнью (светом), а с другой — опыта постижения идеальных, не измеряемых вещами и материальными благами сущностей (солнечным зайчиком)? Почему ты даришь плюшевую игрушку, вместо того чтобы подарить ребенку радость игры с настоящим солнечным зайчиком? Сам-то ты давно ли наблюдал за игрой солнечных бликов на стене или там нет места для солнца, а у тебя — времени для созерцания? Кто кого ловит в автоматах: ты — игрушку или тебя на твои же деньги заманивают в сеть игромании? Во что мы играем? И для чего?

Это только часть вопросов, которые можно задать себе и детям, прежде чем согласиться с неутешительным выводом критика С. Хачатурова: «Р. Тавасиев потрошит наши нежные детские грезы, выворачивает их наизнанку и изобличает те программные сбои, что во взрослой жизни оборачиваются преступной инфантильностью, торжеством симулякров, фетишем потребления. …Застрять на долгое время в сознании ребенка опасно и разрушительно. Ведь самое большое потрясение для многих — исполнение детских желаний. Ни один фильм ужасов не повергает в такую холодную дрожь, как «безобидный» эпизод из детской книжки «Цветик-семицветик», когда на волшебный приказ девочки «Хочу играть во все игрушки мира» свет божий исчез за ливнем падающих с неба кукол. Обаяшек, симпампушек и милашек, делающих присутствие живого человека совершенно лишним!»

Литературный ряд ассоциаций можно продолжить романом современного фантаста С. Лукьяненко «Мальчик и тьма», в котором эта же идея абсолютной инфантилизации человека и человечества доводится до логического конца и эсхатологической картины жизни во мраке. В созданной автором модели параллельного мира все начинается с самой малости — каждый человек на определенных условиях продает свою часть полагающегося ему солнечного света, в результате чего солнце меркнет. Мир спасает солнечный котенок, перед которым стоит трудная задача — найти в нашем мире ребенка, еще способного поверить в естественное чудо и пойти за ним, ребенка, еще способного разбить свое циничное, взрослое, оледеневшее от утрат и разочарований изображение, которым он так гордился, которое помогло ему пройти путь до конца и победить, но в конце стало препятствием возврата тепла и Солнца.
Нам всем надо понимать, что в современных условиях бес искушения вместо договора о продаже души, подписанного кровью, подсовывает просто плюшевую игрушку. И об этом стоит говорить. И притом так, как об этом говорило искусство на протяжении столетий.