Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №12/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Лев ДЬЯКОВ

Фаэтон

(1878–1879, Музей Гюстава Моро)

Эта громадная акварель, достигающая в высоту более метра, является образцом не только необычайно богатой фантазии Гюстава Моро, но и его таланта выдающегося монументалиста, достойного продолжателя Делакруа.

Согласно мифу, Фаэтон — сын Гелиоса и Климены — попросил у своего отца позволения один день править солнечной колесницей, но не сумел справиться с конями и слишком приблизился к Земле, так что чуть не зажег ее. Тогда Зевс, чтобы спасти мир от погибели, поразил юношу молнией.

В картине Моро древнегреческий миф приобретает некие вселенские масштабы космического события. Здесь появляется Лев, связанный как созвездие с Солнцем, так же как и Дракон, символизирующий Землю.

Сама композиция, заключенная в угловые рамки, воспринимается как гигантская фреска, буквально дышащая космическим жаром. Маленькая фигурка Фаэтона выглядит бессильной и неподвижной рядом с гигантскими Львом и Драконом.
Замечательно цветовое решение картины. Здесь присутствуют два громадных цветовых участка: темно-синий, занимающий верхнюю часть композиции, символизирующий небо и космос, и темно-коричневый, заполняющий пространство внизу, символизирующий Землю. А между этими пространствами множество оттенков голубого, красноватого, желтого и белого.

Особенно выразителен огненно-белый раскаленный круг позади Фаэтона, как бы намекающий на миф об уничтоженной планете, о которой сообщают многие древние источники.