Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №9/2006

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

Ф л о р е н т и й с к и й   р е н е с с а н с

Елена МЕДКОВА, Марк САРТАН

ГОД

СОБЫТИЕ

ИЛЛЮСТРАЦИИ

1521

 

 

1522

Микеланджело получает заказ на Библиотеку Лауренциана

1523

Племянник Лоренцо Великолепного кардинал Джулио де Медичи становится папой римским Клементом VII.

1524

 

 

1525

 

 

1526

 

 

1527

Изгнание Медичи из Флоренции, установление республиканской формы правления.

В Италии вновь разразилась война. Испанские и германские наемные войска, взбунтовавшись против папы римского, осадили и разграбили Вечный город. Папа Клемент VII бежал. В этой ситуации во Флоренции опять активизировались противники Медичи. Им удалось поднять восстание, изгнать Медичи и в очередной раз разграбить их дворец.

1528

«Святое семейство» Андреа дель Сарто.

 

1529

Папа Клемент VII вступает в союз с императором Карлом V и осаждает Флоренцию. Микеланджело руководит защитой города.

Вчерашние противники сумели договориться, и побежденный папа вместе с императором-победителем обратил своих ландскнехтов против Флоренции. Город был окружен и держался в осаде одиннадцать месяцев. Микеланджело, человек страстных республиканских убеждений, все свои силы и умения посвятил строительству оборонительных сооружений. Флорентийцы героически защищались, пытаясь противостоять не только вражеским атакам, но и неизменным спутникам осады — голоду и болезням.

1530

Из-за предательства капитана Бальони флорентийская республика капитулирует. Медичи возвращаются во Флоренцию. Микеланджело скрывается в церкви Сан-Лоренцо.

1531

«Мученичество святого Маврикия» Понтормо.

На смену Ренессансу, интересующемуся жизнью и объективной реальностью, пришел маньеризм, с его деформированным пространством и вытянутыми, причудливо изогнутыми фигурами. Колорит тоже подчинился требованиям экспрессии в ущерб законам восприятия цвета. Вместо гармонии и равновесия появилась драматическая напряженность разлада.

1532

Сульптурная группа «Победа» работы Микеланджело.

Одно из самых загадочных произведений великого мастера оставляет ощущение диссонанса и пессимизма, столь характерное для позднего Микеланджело. Победитель не рад, а побежденный равнодушен, но зато фигуры так уверенно собраны в единую группу, что она затягивает зрителя своим внутренним ритмом и едва ли не заставляет обойти вокруг себя.

Идея круглой скульптуры, у которой каждый ракурс важен, получила здесь свое высочайшее выражение.

1533

 

 

1534

Микеланджело заканчивает капеллу Медичи и окончательно переезжает в Рим.

1535

«Мадонна с длинной шеей» Пармиджанино.

Блестящее композиционное мастерство, умелый рисунок и мастерский колорит только оттеняют манерность и экстравагантность образа. В работе одного из ведущих мастеров маньеризма характерная нарочитая изощренность и рафинированная утонченность сочетаются с абсолютным отсутствием живых человеческих чувств. Ренессансный интерес к человеку и его душевному миру остался в прошлом, маньеристы посвятили свое творчество поискам средств внешней выразительности и созданию нового канона утонченной аристократической красоты.